Водяная мельница Кремера?

“….биргер Лифляндской губернии города Вендена Егор Андреев Кремер, выстроил водяную мукомольную мельницу на реке Великой на городской земле по заключенному с Опочецкой городской управою условию с разрешения министра внутренних дел в 1860 году.”

            “Былое и настоящее Опочецкого Завеличья”

               Л.В. Гаврилова, А.В Кондратеня,  стр.19.


  В детстве и юности я  жил в Опочке на Завеличье. Сразу за территорией районной (Земской) больницы. Мой путь из школы домой всегда пролегал по тихой и живописной Набережной улице. Там-то, на протоке реки Великой, огибающей древний городской Вал, и стояла  мельница Кремера.

   Начало семидесятых. Я был совсем мал, но хорошо помню это внушительных размеров сооружение из потемневшего от времени дерева, стоявшее  на мощном фундаменте из гранитных валунов. Не помню, сохранилось ли к тому времени само водяное колесо, но вот огромные стальные шестеренки редуктора врезались в память намертво.  Запомнились маленькие окошечки, за которыми, конечно, должны были мелькать привидения. Я смотрел во все глаза. И что-то порой чудилось. От мельницы веяло седой стариной.

  А потом пошли разговоры. Что делать со старой мельницей?  Может, в ней ресторан открыть? Или музей? Или… Короче, в некоторый момент ее не стало. Я не помню точно, когда это случилось. Кажется, к концу 80-х.  Как говорят старожилы, сруб кто-то купил и построил себе из еще крепких столетних бревен то ли дачу, то ли дом.  Огромные стальные редукторы, видимо, сдали в металлолом. А они наверняка были какие-нибудь “аглицкие” или от “гярманца”. Остатки фундамента быстро заросли кустарником и травой.

   В 2019 году я приехал на Троицу в Опочку. Было раннее-раннее утро. Часов шесть утра. Городок спал. И что-то неумолимо потянуло меня на городской Вал.   Я ходил и фотографировал. Старые деревья. Фундаменты прежних построек. Заросшие берега и протоки.  Непричесанный, натурально - естественный ландшафт.

  Вот фундамент летнего деревянного “шалманчика”. А здесь стояли опоры колеса обозрения в форме пятиконечной звезды.  А здесь стоял тир… Танцплощадка, на которой местные девушки знакомились с курсантами зенитно-ракетного училища. Было такое в Опочке. Все это в прошлом.

  Поднялся на Вал. Вон там – то, что осталось от деревянной крытой сцены, где праздновали день Победы. Ничего не осталось. А сцена интересная была. Своеобразный летний театр.

   А вот воинское захоронение. Когда-то здесь стоял монумент. Солдат с автоматом.  Сейчас лишь надгробие, надо сказать, ухоженное.

  На протоке сфотографировал выводок утят, за которыми с вожделением наблюдал из прибрежных кустов вальяжный котяра.

- Кыш! – сказал я коту.
- Мяу! – ответил кот и нехотя удалился, а утята продолжали весело нарезать круги по воде.

  Так вот получилось, что я сделал фоторепортаж городского Вала. Старого Вала. Это было в 2019 году. Все мои снимки – теперь история. Прошлое.

  По осени там начались масштабные работы по очищению, улучшению и благоустройству.  Я стоял на мосту и с удовлетворением и некоторой тревогой наблюдал за мощными бульдозерами.  Почему с тревогой?  Кто знает, тот меня поймет.
  Но и оптимизм был. Тем более,  прошел слух, что старую мельницу Кремера восстановят.

   И вот снова я на родине. Май 2020 года. Нужно к празднику Святой Троицы могилки привести в порядок. Ну и проезжая мимо, завернул на Набережную….

- Вах! Не понял! Что это?

  На протоке возник домик. Спросил у местных:

- Это типа…мельница водяная?
- Ага! Типа! Или чья-то дача!

   Обогнув миниатюрное строение, я увидел  “детское” мельничное колесо. Почему детское? Ну…В детских садах такое возводят для детишек. Ярко, весело и несерьезно!

 “ Домик с вертелкой”! – придумал я.

   Таково было первое впечатление гостя города. Родившегося здесь, в  1964 году. Когда была зеленее трава и солнце светило ярче. А сахар слаще не был!  Точно помню.

   Я недоуменно смотрел на новостройку, приходя в себя, а в мысли вкрадывался некоторый  оптимизм. Настоящая мельница стояла не здесь, а чуть ближе к Валу, и там остался старый фундамент. Быть может, поняли, что восстановление мельницы не по зубам ( не по деньгам?) и решили просто сохранить старые останки, а “домик с вертелкой” будет лишь как символическое напоминание.

  Но символы тоже должны быть уместными по стилю и содержанию!  Почему нельзя было поставить деревянный сруб или что-то каменное, но в местных традициях? Кстати, в прошлом в Опочке было много интересных примеров деревянного зодчества. Почему не изучить?
 
  Откуда возникла идея строения, выложенного плиткой из известнякового камня?  Так нигде и никогда не строили на Псковщине!  Порадовала лишь крыша домика. Она покрыта фальцем. Пусть современной имитацией, но все - же близкой к старине. Да и цвет идеальный!  RAL-7024.  Стильный и нейтральный!  У меня дача таким фальцем покрыта! Долго цвет выбирал! Когда выбрал – не пожалел! Тому, кто делал кровлю “домика с вертелкой”   – респект!

 Ну ладно, все. Больше не буду.  В последнее время в псковских соцсетях пошла такая мода. Построят что-нибудь несуразное, и начинают хвалить. Как только вставишь немного разумной критики,  сразу получаешь следующее:

- Вам бы только ворчать! Что за народ такой!
- Ничего не делается - плохо! Хоть что – то делается – опять плохо!

   Вот тут истина и зарыта!  Мы уже много десятилетий ничего не делаем. А потом вдруг выделят средства. И мы делаем хоть что-то!  А история уходит.  А почему не попробовать вначале подумать?  Хотя проблема гораздо глубже.
   Не хотел никого обидеть или что-то критиковать. И даже спасибо тем, кто трудился и старался. Это не критический репортаж, а просто запротоколированная эмоция. Первое впечатление, положенное на текст. Человеком, который очень любит свою малую родину.

    Но, как - же прав был Виктор Степанович Черномырдин:

- Хотели как лучше, а получилось как всегда!

   Вот только хотелось бы понять – это “всегда” так и будет всегда?  Мы всегда будем ТАК относиться к собственной истории? Честно признаюсь – не вижу варианта решения проблемы. Закопались мы глубоко. Во всероссийском масштабе.

   В свое время довелось побывать в глубинке Северной Моравии (Чехия).  Жил в двухсотлетнем особняке. Нынешний владелец – правнук местного стоматолога. Наследник, значит. Дом использует как мини-гостиницу для туристов или командированных. Внутри дома сохранено все! Полы, перекрытия, печные аксессуары, дверные петли и задвижки,мебель. На стене – наброски местного художника. С подписью и датой – 1800- какой-то год.  Музей! И там в каждом доме так. Хранят, помнят, уважают. А туристы в восторге!  Это я так, к слову рассказал. Может, кто-нибудь задумается. У нас мало что сохранилось. Войны , революции, контрреволюции. Разрушаем, забываем, перестраиваем. И живем “как всегда”.  И от прошлого веет холодом, а не теплом.  Создавая новое, нужно бережно оберегать остатки тепла истории. Иначе из будущего потянет таким морозом!


  У мельницы Кремера интересная судьба. И ударная работа и экологические скандалы и прочее. Об этом подробнее можно прочитать в книге “Былое и настоящее Опочецкого Завеличья” . Авторы Л.В. Гаврилова, А.В Кондратеня,  стр.19.  Первый автор – исключительно мой однофамилец.

  Правда, в книге ничего не говорится о послевоенной истории мельницы. Работала ли она? При мне уже нет.

  Может, кто-то что-то знает? Буду признателен за любые сведения.

  Дорогие земляки и соотечественники! Храните тепло!

                31 мая 2020 года.
На прилагаемых картинках:

  Мельница Кремера, как я ее помню из 70-х. Рисунок мой -май 2020.

  Одна из фотографий 2019 года, сделанная мною на городском валу.

 Новый “домик с вертелкой”  неподалеку от фундамента старой мельницы.  А кровля хороша! Но лишь кровля…



  К своей радости получил много отзывов от земляков и даже ответ на вопрос:

- Работала ли мельница Кремера в послевоенное время?

  Оказывается да! Работала!  Примерно до 1959 года! Вот что пишет уроженка Опочки Надежда Соколова(Ефимова):

 ...Мельница работала в годы моего раннего детства.Мои бабушка и дед жили на Фоминской.У них была корова.мне было лет5-6 и с бабушкой я ходила на мельницу .Мололи рожь на муку и пелы-отработка от помола зерновых.Колесо  мельницы было огромное и шумело очень.Мельник выглядел как ему положено,но я испугалась и меня потом им пугали.Уже тогда говорили, что мельницу закроют.

  Вот такое интересное воспоминание!  Мельница была серьезная! Промышленного масштаба!

                3 июня 2020 года.


Рецензии
весело нарезать круги по воде.

????
весело нарезать круги HA воде.

Зус Вайман   28.08.2020 14:15     Заявить о нарушении
Весело...Когда круги веселые... А бывает наоборот...

С уважением, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   28.08.2020 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.