Старик и ангел смерти

СТАРИК И АНГЕЛ СМЕРТИ

      Жили-были старик со старухой на берегу большой реки Волги. Многое видели и слышали крутые берега Великой Русской реки за долгие века. Порой штормы поднимали волны  очень высоко, и с яростью бросали их на берега, размывая песок и вырывая деревья с корнями. Но порой Волга была тиха, и тогда в ее зеркальных водах отражалось солнце золотистыми искрами. Волны ласково облизывали разноцветные прибрежные камешки и камыши, разросшиеся вдоль берегов.
     Так и в жизни стариков были и подъемы, и затишья. Подняли на ноги и определили троих детей, которые разлетелись из родного гнезда, как птицы, в разные стороны. Остались они одни в большом просторном доме, и тишина надолго заполнила опустевшие комнаты. Первой загрустила Настасья Федоровна, да так, что худела день ото дня, и все из рук ее валится. И в могилу сошла нежданно–негаданно. Остался старик один-одинешенек в доме, если не считать тоски-кручины, изводящей душу вдовца. Выйдет ли на берег Волги, дома ли в постель ляжет, а тоска за ним следом так и ходит на своих тоненьких трясущихся ножках. Измучила старика, хоть руки на себя накладывай. И все думает Николай Иванович, для чего на свете он жил? Если для того, чтобы детей вырастить, так они давно самостоятельно живут, а он все продолжает жить для чего-то. Думал он думал, извелся весь и похудел, а ответа нет. Не радует его ни дом высокий и просторный, ни добрые вести от детей.
    Когда жена была рядом, он жил да радовался, и не задумывался ни о чем. Теперь только осознал он, что сам и не сберег ее. Словечка ласкового не сказал ей ни разу, подарками не порадовал. Но потерянного - не вернуть. Если бы возможно было вернуть, то на руках бы век носил свою Наташу. Нарвет в саду цветов, что жена развела, принесет на могилку, положит, и сидит часами. Все о смысле жизни раздумывает:
- Жизнь прошла. Ошибок в жизни наделал, и всякого горя натерпелся. Рано без отца остался. Помогал матери поднимать сестер. Потом свою семью надо было обеспечивать. И только опыта и ума набрался, дом большой отстроил - все есть, только жить да радоваться. А счастья нет, и не будет, впереди только могила ждет. Для чего жил? Лучше бы вслед за женой отправиться, да грех великий руки на себя накладывать. И решил он смерть призвать, чтоб без греха сама забрала его.       И ведь надо такому чуду случиться. Пришел к нему вестник смерти, видать, достал его старик своими просьбами.   
   А получилось вот как. Лежит старик ночью в постели и  смерть призывает. Видит, возле кровати сначала белое облачко появилось, затем стало светлеть и форму обретать. Смотрит - ангел светящийся перед ним стоит, и даже крылышки сзади трепещут. Удивился старик, и спрашивает:
- Если ты мне не чудишься, то зачем пожаловал?
 Ангел ответил:
- Ты же звал меня, вот я и пришел.
Старик рассердился:
- Нет уж. Я смерть призывал, страшный скелет с косой за плечами, а ты хорош, как солнечное утро, - замахал руками хозяин.
- Это в сказках смерть страшная. А на самом деле, мы, Ангелы смерти приходим, чтобы успокоить и отвести на суд Божий. Потому что, не сыскать тебе дороги в незнакомом мире надземном, - пояснил Ангел.
Николай Иванович протер глаза, осмотрелся кругом и подумал:
- Уж не рехнулся ли я с тоски? - а сам с любопытством спрашивает:
- Выходит, что, в самом деле, и Ангелы есть и суд Божий? А зачем он мне, суд, если жизнь закончилась. А уж хуже-то смерти ничего нет, - раздосадовался старик, и слышит в ответ:   
- Ошибаешься, Николай! Как ошибался всю жизнь в безбожии своем. А жизнь и после смерти продолжается, только в другом теле и в другом мире. Для того и суд Божий, чтобы итоги земной жизни подвести. А по результатам и будущее житие тебе будет назначено! - разъяснил Ангел.
- Это что же, тогда получается, что и ад есть и черти? - подскочил Николай Иванович с постели, как ужаленный.
- Что-то вроде этого. Только ад человек  подготавливает сам себе недоброй земной жизнью.
 Старик опять спрашивает:
- Ответь мне, милый Ангел, в чем же смысл жизни заключается?
- Ох, Николай! - укоризненно покачал небесный пришелец головой, - Восьмой десяток разменял, а ума не набрался. Жизнь тебе Господом дана, чтобы ты  стал умнее и добрее, и людям радость дарил! Чтобы изжил все пороки и предстал перед Владыкой небесным с чистой душой. Господь прочитает твою книгу жизни, Ангелами-писцами заполненную, и определит дальнейшую судьбу посмертную. А как закончится срок небесный, так определит судьбу для нового рождения на земле, - закончил Ангел.
- Мудро говоришь! Враз и не поймешь. И сколько же раз должен я рождаться? - спросил дед.
 - До тех пор, пока подобным Богу по чистоте и мудрости не станешь. Но и это не предел для совершенствования. Дух человека вечен, стало быть, и жизни его нет конца. Тела - есть временные дома для вечного духа.  А теперь решай, пойдешь ли со мной на суд Божий, или еще обдумаешь слова мои? - заторопился ночной гость.
- Спасибо тебе, прекрасный Ангел!  Просветил меня, дурака старого. Каждый день буду благодарить Господа за то, что прислал тебя. Буду теперь жить по-божески, и слово божье буду людям нести. Лети один. Теперь не скоро свидимся! - низко поклонился старик гостю. Ангел взмахнул крылами и растворился на глазах, как его и не бывало.
    А Николая Ивановича после этой встречи будто подменили: лицом просветлел, станом выпрямился, и на губах улыбка добрая появилась. Народ к нему валом валит, а он для каждого слово ласковое найдет и утешит. И мудрые слова Ангела-просветителя всем пересказывает.  Да так убедительно, что слушают его даже самые неверующие люди, да еще и благодарят.


Рецензии