Неписаные законы

   Законы Божии не все люди соблюдают, хотя известно, кем они созданы.
Кроме них для людей  имеются законы писаные, мужами государственными составленные, и неписаные, которые народ придумал сам. А куда народу-то деваться?!

   Неписаные законы возникают, когда  людям  надоедает  долго ждать, покуда жуликов  кара небесная или кодекс настигнет: злостные нарушители живут себе и живут, приумножая счёт неблаговидным деяниям - писаные  законы не работают. Начинает народ задумываться, как устранить такую несправедливость.

   Проходит время – бац! Кому-то по голове яблоком… как вдарит! Или ещё чем-то. Совершается эврика, и люди облегчённо вздыхают: наконец-то!
 
   Раньше в  русских сёлах, например, царили строгие нравы. Криминальные личности, в том числе воры, удалялись из крестьянской среды по решению сельского схода.  Антиобщественное поведение также строго порицалось, виновники выпроваживались  на все четыре стороны.

   В станицах казачьих  - штаны снимали и плетью по заднице хаживали.

   Американские индейцы выгоняли из племени сородичей, совершивших обман и воровство. Отдельные вожди были так нетерпимы  к нарушителям законов, что применяли совсем не гуманные методы. Кого приносили в жертву богам, кого отправляли поплавать в реке с крокодилами.

   В цивилизованной Европе до сих пор, несмотря на явное засилье  толерастии, подобные народные законы уважаются и применяются.


   Как-то, а было это в начале двухтысячных,  сижу в португальском кафе неподалёку от рыбацкого порта. Пью утренний кофе. Суббота! На стройку идти, укладывать мозаику,  не надо: выходной день!
 
   Вижу  -  Шику,  знакомый мой, входит. Шику – это имя такое португальское, к нашему слову  «шик» отношения никакого не имеет. Несёт ведро свежей рыбы.  Увидев меня, издали улыбается  и заказывает по бутылке пива. Хозяин кафе – Фернанду -  тоже с улыбкой откупоривает бутылки и ставит на стойку. Шику рыбак, живёт один, готовить на кухне не любит, поэтому рыбу приносит в кафе к Фернанду, который его за это кормит, да ещё и денег даёт.

   - Владимир, - после рукопожатия  сходу с серьёзным видом заводит разговор Шику, - хватит тебе на стройке работать! У нас на барке место освободилось. У одного рыбака жена родила,  и он к ней в другой город уезжает.
   
   - Да я никогда на рыболовном судне не работал.  Паспорта моряка у меня нет, нужных бумаг и справок не имею.

   - Это чепуха! Всё решается! Я сказал капитану, что у меня есть знакомый русский. Так  он сразу согласился тебя взять.

   - А что ты ему рассказал про меня?

   - Я спросил капитана, знает ли он слово  «калашникоф»? Он ответил, что знает. Я ему сказал, что такой «калашникоф» будет у нас в команде.

   Шику до знакомства со мной, кроме «калашникоф», знал ещё три слова по-русски: «Жириновский», «Путин» и «Катюша». Он хорошо говорил на английском  и подучивал меня португальским словам. Я открывал ему значение  некоторых простых русских слов.

   - Ну, это ты слишком загнул, Шику!

   - А ещё, - Шику засмеялся, - я сказал, что у тебя два золотых зуба вставлено – это к удаче в рыбной ловле.

   Крыть такие аргументы мне было нечем…. В городке стоматологи давно использовали современные технологии. Я был, наверно, такой единственный экземпляр. Правда, встречались работяги просто щербатые. Но это было никому не удивительно.

   Предложение Шику было заманчивым.… Через несколько дней,  получив на стройке временный отпуск по личным обстоятельствам, я выходил в Атлантику на рыболовном судне.

   Барка  стартовала в океан в 21-00, возвращалась в 5-6 утра.

   Работа ночная: сбор корзин-ловушек, ранее заброшенных в солёные воды  с прикормкой, выгрузка из них улова и заброс со свежей прикормкой обратно в пучину. Как-то так, если коротко…

   После трёх выходов  в океан капитан передал Шику пачку денег, бумаги о продаже выловленной рыбы, попрощался с командой и  пошёл к своему стоявшему неподалёку грузовичку.   Шику, разделив  деньги каждому поровну, показал бумаги команде. Похоже, документы уже никого не интересовали. Все устали, как собаки…. Решили зайти в кафе к Фернанду, выпить по чашечке кофе с багасу, таким местным самогонным напитком из оливок.   

   Выпив кофе, коллеги потихоньку разошлись по домам. Мы с Шику остались, заказав ещё по чашке.

   - Шику, а  капитан судна, сколько денег оставляет себе? – задал я нескромный вопрос.

   - Ровно столько, сколько отдаёт нам: пятьдесят процентов. Судно он арендует, собственником не является. Закупает на свои деньги  снасти, прикормку и всё, что нужно; ремонтирует сам, если мотор забарахлит…. Может, что-то ещё берёт в аренду.

   - Да, расходов не мало. А почему он не берет больше денег?

   - Такой неписаный закон есть: 50 – команде, 50 – себе! Давным-давно рыбаки так справедливо придумали.

   - А если он возьмёт себе больше? – допытывался я.

   - Тогда капитана выбросят за борт! – расплылся в улыбке Шику, словно представляя, как это будет с нашим капитаном.

   - Да ну! И что, такое бывало?

   - Два-три раза в столетие случалось.

   - В столетие?!

   - Дураки-капитаны пару раз в сто лет появляются, -  закурив сигарету, пояснил Шику. - На радость акулам.

   - И такой закон есть в уголовном кодексе?

   - Нет, я же тебе говорю:  это рыбацкий закон, народ придумал. Зачем его в кодекс записывать, если он соблюдается?

   Я глаза вылупил. Железная логика - ничего не скажешь!

   - Рассказывают старые рыбаки, - продолжал Шику, - что, лет тридцать назад, один капитан то ли недоплатил рыбакам,  то ли ненароком запутался в бумагах…. Команда решила его проучить: не выбросить за борт и вернуться в порт без него, а окунуть в океан для острастки, затащив обратно на судно.… Когда его к борту потащили, то он по пути наложил в штаны! Правда, так и было. Увидев, как он испугался, пожалели. Но всё равно выбросили за борт, в спасательном жилете, чтобы обмылся…. Такой вот случай был.

   - И  что  потом с  капитаном …?

   - Уехал  он из Португалии. Позор никакой водой не смывается…


   А нужны ли нам в России неписаные законы? Думаю, что нужны; раз писаные до сих пор в порядок не приведены, либо по отдельным вопросам вообще отсутствуют.

   Куда народу-то деваться?! Некуда.


Рецензии
"Позор никакой водой не смывается…"

Да, честь всегда и везде была превыше всего. БЫЛА. Увы!
А Португалию обожаю. жму

Нина Тур   20.01.2021 17:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.