Туполев и Бэрия
Вселенная: Смехатура пролетариата
Рубрика: ЖЗЛ
Фонетика: Кургинян
В 1938 году конструктора Андрея Туполева посадили в шарашку. С собой у него был кусок хлеба, сахар и маргарин. Коллеги по нарам рассказали Туполеву, что еды здесь достаточно. Он им долго не верил, пока не узнал старосту барака — с ним они когда-то встречались на приеме в Кремле.
Туполева посадили на 15 лет, вместе с ним взяли практически всех инженеров главных конструкторских бюро страны. Держали их в Болшево, в шарашке для конструкторов. Они должны были делать огромный самолет для войны, которую все уже ждали.
Задание давал сам Бэрия — он решил, что Советскому Союзу нужен огромный четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Ну, чем больше моторов — тем лучше. Все инженеры понимали, что такая штука просто не взлетит. Но сказать об этом Бэрии никто не мог — каждый боялся потерять задание и отправиться на лесоповал.
Туполев вызвался сделать это сам, и не только убедил Бэрию отменить задание, но и напоследок стрельнул у Бэрии несколько сигарет. Бэрия обалдел и спросил Туполева, курит ли он. Туполев спокойно ответил:
- Я-то нет, но мне для коллег.
И объяснил, что в шарашке плохо с сигаретами и с едой вообще. А потом добавил:
- Ну, вы арестуйте какого-нибудь шеф-повара и отправьте к нам.
В общем, в результате одного правильного разговора всей шарашке разрешили сделать двухмоторный самолет вместо четырехмоторного и обеспечили папиросами “Герцеговина Флор” — инженеры выбрали их только потому, что именно их курил Сталин.
В ту же встречу Бэрия разрешил Туполеву нанять любых людей, которые будут нужны для работы шарашки. Туполев понимал, что инженеров должны сначала арестовать. Поэтому назвал только тех, кто уже был в лагерях. Так он спас от лесоповала и рудников больше ста человек. Среди них был, например, Сергей Королев.
Свидетельство о публикации №220060201242