День, определивший путь

       Эта история произошла, когда я учился в 8-ом классе. Однажды ко мне в гости пришли одноклассники, мальчишки. И в какой-то момент они обратили внимание на коллекцию сигаретных пачек моего отца, которую он собирал уже несколько лет.
Андрея эти пачки особенно заинтересовали. Он стал их доставать из серванта и рассматривать.  Потом, мне пришлось на пару минут отойти в другую комнату, а он в это время, в шутку, стал рассовывать пачки по многочисленным карманам своего жилета. Вернувшись в комнату и увидев ситуацию, я попросил мальчика вернуть все на место. Он это спокойно сделал.

На следующий день, я стал свидетелем того, как Андрей весело рассказывал другим ребятам вчерашнюю историю. Он был все в том же жилете и увлеченно показывал, как рассовывал пачки по карманам. И вдруг мне показалось, что он показал на один из его внутренних карманов, из которого он вчера пачку не вынул.

И я вдруг твердо сказал: «А вот из этого кармана ты пачку не вынул». Повисла секундная тишина, после чего мальчишки нашего класса стремительно разделились на два лагеря. Одни отошли ко мне, другие ближе придвинулись к Андрею, явно демонстрируя свою позицию.

И дело было совершенно не в том, кто был прав, а кто нет. Ошибиться мог и я, и он. Меня потрясло другое – как за несколько секунд мы, мальчишки, которые восемь лет вместе учились, пропадали вместе в одних и тех же дворах и считали себя друзьями – вдруг стали по разные стороны баррикад и стали смотреть друг на друга, как на заклятых врагов, злобно сверкая глазами…
А после уроков мы пошли драться.

И, в какой-то момент, я вдруг расплакался. Я – четырнадцатилетний подросток – расплакался. И не от того, что мне было больно физически или страшно. Нет. Совершенно не от этого. А от осознания того, что все это произошло и происходит из-за какой-то пустой пачки из-под сигарет, которой, возможно, и не было.
Я был потрясен тем, что наша так называемая «дружба» по факту оказалась чем-то иным. Что вот так, за одну секунду, люди могут стать совершенно чужими и враждебными друг другу. Что какая-то нечестность, неискренность, недопонимание могут моментально превратиться в ненависть и агрессию.

Так закончилось мое детство. И именно этот день определил, пусть даже пока и не до конца осознанно, весь мой дальнейший Путь.


Рецензии