Перебирая чётки

   Излишняя озабоченность вопросом, кто виноват, мешает решить, что делать.

   Скажи мне, что тебя в жизни удивляет, и я пойму, есть ли нам с тобой о чём говорить.

   Вовсе не обязательно исповедовать и защищать какие бы то ни было «святыни», чтобы быть достойным человеком.

   Да, мудрость приходит с годами. Но не ко всем.

   Лучше, преследуя сугубо личные цели, приносить другим пользу, чем, радея за всё человечество, приносить другим вред.

   О, если бы, произнося глупость, мы тем самым избавлялись от неё!

   Правдивое слово может ударить больнее любой инсинуации.

   События, которое должно произойти со дня на день, можно ждать годами.

   Для осознания многих вещей в жизни (в том числе наиболее важных) недостаточно ума, даже самого большого. Дело не в том, что эти вещи такие сложные, а в том, что для их осознания нужно кроме интеллекта ещё что-то.

   Если отношения неизбежно идут к полной исчерпанности, то их лучше прекратить, чем позволить им дойти до этого состояния.

   Чтобы прийти в этот мир, никто не прилагает усилий. Почему же покинуть его бывает так трудно?

   Глупцам и невеждам всегда легче поверить в теорию заговора, чем в собственную глупость и необразованность.  Конспирология, как сорняки, появляется и цветёт там, где почву ума не удобряют, не пашут и не выпалывают.

   Все мы возвращаемся домой. Но одни следуют прямым путём, а другие предпочитают поблуждать.

   Ни один толкователь буддизма не объяснил мне: если есть только пустота, то как она может быть такой разнообразной?

   Цинизм – это мудрость недалёких.

   Чем меньше уважения к причине беспокойства, тем более она злит.

   Ни внутренний опыт, ни какие-либо объективные знания о мире, ни сколь угодно изощрённые умозаключения не помогают нам окончательно определиться с выбором: или наша жизнь – случайный эфемерный огонёк в бесконечной и безжизненной темноте, или она есть выражение какой-то невыразимой тайны, скрытой в глубине бытия. Так кто же или что же в нас всё-таки делает этот выбор?

   Жизнь чаще реализует план «Б», чем план «А», однако ещё чаще – тот план, для которого у нас нет буквы в алфавите.

   Самые горькие скептики – это разочарованные идеалисты.

   Попытки претворить поэзию в жизнь не приносят успеха ни в поэзии, ни в жизни.

   Фундамент мировоззрения закладывается не в детстве, а позже. Но в детстве устанавливается диаметр внутреннего объектива, через который мы взираем на мир.

   Индивидуальную картину мира невозможно отделить от того, что повлияло на её формирование.

   Всякому критику, чтобы быть хорошим критиком, полезно осознавать собственный масштаб как творческой личности.

   К тому, что ты сделал всё от себя зависящее, можно относиться по-разному.  Если жизнь для тебя – достижение некоей цели, то сознание этого способно внутреннее опустошить тебя. Но оно же даёт огромное облегчение и воодушевляет, если к жизни относиться как к странствию.

   Желаю вам как можно дольше не сушить вёсла и не сворачивать парус в плавании по океану жизни.

   К истинности системы взглядов не имеет никакого отношения чья-то готовность умереть или убить за неё.

   Как причина смеха свидетельствует об уровне развития человека, так и причина ссоры показывает степень того, насколько зрелый он человек.

   Как-то не верится, что человеческое предназначение, если оно есть, состоит лишь в том, чтобы навсегда сбежать из этого мира.

   Хорошо знать или понимать что-либо – значит также чётко отделять это от того, что неизвестно и непонятно.

   И путешествуя в глубину себя, можно заблудиться.

   Мне кажется, писателей, независимо от их таланта, можно разделить на тёмных и светлых. Какова преобладающая сторона жизни в творчестве, таков и писатель.  Скажем, Толстой и Пушкин – светлые, Достоевский и Лермонтов – тёмные.  Есть и промежуточные, но большинство тяготеет в ту или иную сторону.

   Остерегайся быть частью той социальной системы, которая запрещает тебе сомневаться.

   С возрастом приходишь к пониманию: лучше жить, не привлекая без надобности ничьего внимания, и не растрачивая понапрасну своего.

   Дружишь либо с жизнью – а значит, и с собой, – либо с фикциями, созданными твоим или чьим-то ещё воображением.

   Сурового, мстительного и беспощадного Бога создали в своём воображении люди. Если кто и создал самих людей, он наверняка гораздо добрее их.

   Разум в попытках понять первооснову всего ныряет в глубину действительности и достигает дна, где обнаруживает чистую возможность.

   Можно так увлечься поисками, что проглядеть искомое.

   Талантливо – почти всегда внятно. Невнятно – почти всегда посредственно.

   Здравомыслие – это не всё, из чего состоит развитый интеллект. Но в деятельности развитого ума роль здравомыслия примерно такая, как углерода в органической химии.

   Источник воображения невообразим.

   Если я не отличаюсь ничем от миллионов таких же, то, по большому счёту, какая разница – есть я или нет меня?

   Согласно кибернетике, никакая система не может произвести систему более сложную, чем она сама. Так и человек своими силами не может создать сверхчеловека – ни из себя самого, ни тем более из ближнего.

   Шаги, предпринимаемые нами к большим переменам в жизни, только тогда ведут к лучшему, когда они делаются, выражаясь шахматным языком, «с более сильной позиции». 

   Когда не оправдываются ожидания, полезно сказать себе: «Кто знает, какого геморроя я избежал!»

   Бескомпромиссные чаще других остаются в одиночестве.

   Выбери себе такую картину мира, что, если даже она ошибочна, согласно ей можно прожить достойно.

   Быть одному в компании себя самого куда лучше одиночества в толпе.

   Чем движение без цели лучше неподвижности?

   Человек не стал по-настоящему взрослым, пока он не научился отказывать и нормально принимать отказы.

   Мерилом наполненности жизни является не то, сколько и чего может позволить себе человек в принципе, а сколько и чего он себе на самом деле позволяет.

   Если тебе ни от кого ничего не нужно, некоторые тебе этого не простят.

   Иные формулировки слишком точны, чтобы выражать истину.

   Дьявольская логика тоталитарного режима: создать гражданам такую жизнь, что её не жаль и отдать – конечно же, ради этого режима.

   Перевозбуждённость часто бывает проявлением недоразвитости.

   Как есть вещи, понятные негодяям и непонятные людям порядочным, так же есть и вещи, которые, как правило, понимают глупые, но не понимают умные.

   Бремя всякого глубокого человека даже не в понимании тщеты жизни. С этим-то он справляется. А в том, как он глубоко и безнадёжно одинок в этом своём понимании посреди шума и суеты окружающего мира.

   Есть только один верный способ понравиться дураку – вести себя так, как будто ты такой же дурак.

   Ни разу не наблюдал, чтобы недалёкий и бездарный человек чему-нибудь искренне удивился.

   Можно даже дерьму пожелать всего хорошего при прощании, но расставаться с ним нужно окончательно и бесповоротно.

   Почему дураки так любят создавать шум и суету? Потому что в тишине и
спокойствии они не находят свидетельств собственного существования.

   Развитый ум – это, кроме логики, способность различать, где логика уместна, а где нет.

   Если у тебя в жизни всё происходит с опозданием по сравнению с другими, не горюй по этому поводу: вероятно, и из жизни ты уйдёшь позже других.

   Мало какие проблемы имеют единственное правильное решение. Как правило, или их находится больше одного, или нет совсем.

   Если убеждения плохо согласуются с разумом, то предубеждения противоречат ему.

   Всех, кто размышляет об устройстве мира, можно разделить на две группы. Тех, кто считает, что физики для понимания мира достаточно. И тех, кто думает, что над физикой (или вне её) должно находиться что-то ещё.

   Для меня одинаково неприемлемо и то представление о мире, в котором совсем нет места случайности, и то, в котором царит чистая случайность.

   Прежде чем декларировать, что человек что-то там в жизни «должен», стоит задаться вопросом: а должен ли был вообще хоть один из живущих появляться на свет?

   Рациональность в человеке поверхностна, иррациональность – глубинна.

   Как часто отношения между людьми длятся по инерции, а вовсе не потому, что кто-то кому-то дорог или интересен.

   «Я» – это ничто, никогда и нигде, обнаруживающее себя «чем-то» здесь и сейчас.

   Фальшивая нота обнаруживается даже в молчании.

   Огорчить мудрого может кто угодно – например, таракан, оказавшийся у него в тарелке. Но обидеть не смогут и сильные мира сего.

   Правило № 1 при покупке обуви: не столько важно, как она выглядит на твоей ноге, сколько то, как ты в ней чувствуешь свою ногу. И справедливо это не только для обуви.

   К наступлению момента истины надо быть готовым, чтобы он не ударил слишком больно.

   Нет смысла уважать память о покойнике, если ты не уважал его при жизни.

   Как в уголовном праве главным принципом является презумпция невиновности, так в человеческих отношениях им должна быть презумпция достоинства – и чужого, и своего.

   Не дискутируй с тем, кто таблицу умножения считает вопросом дискуссионным.

   Пропаганде безоглядного упорства хочется противопоставить пример дятла. Явно не самое разумное существо – но и он не будет долбить дерево там, где нет червяков.

   Неразумно от каждого произведения требовать соответствия голой жизненной правде. Но от любого сюжета и в любом жанре мы вправе ожидать присутствия элементарной логики.

   Человек настолько разумный вид, насколько он не враг природе. То есть пока не очень.

   Если бы раковая опухоль могла мыслить, она бы думала о себе, что она и есть самая передовая, самая совершенная ткань в организме, потому что подавляет и превращает в себя другие ткани.

   Понимание себя состоит из разных аспектов. Кто я есть в пространстве. Кто я есть во времени. Кто я в обществе, природе, Космосе. В чём разница между ними. Как они сами меняются. И как все эти «я» соотносятся с тем, что вне пространства и времени.

   От неправильных посылок к правильному выводу можно прийти только через сбой в логике.

   Архаичное мышление видит причину бед общества в разрушительных силах извне, тогда как она в отсутствии созидательных сил внутри.

   Легче всех находят себе в жизни занятие те, у кого нет никакого призвания.

   Чтобы произведение человеку, как сейчас модно  выражаться, «зашло», оно сначала должно «дойти».

   «Не дайте себя одурачить!» – повторяет поставщик в рекламе своих услуг, имея в виду «другим поставщикам».

   Чем больше в обществе ценится и значит некий набор идей, тем меньше – отдельный человек. За исключением того, кто сам является живым символом этих идей.

   Препарируя общественные конфликты, всегда в глубине найдём борьбу эволюционного прошлого человечества с будущим.

   Мало взобраться на вершину понимания того, кто ты, зачем и куда идёшь. Надо ещё удерживаться на ней в сутолоке и перипетиях повседневности.

   Если ты неизменно идёшь в жизни своим путём, будь готов к тому, что в какой-то момент с тобой произойдёт то, что называют «отстать от жизни». 

   Пассивное ожидание  гарантирует только один результат в жизни – её конец.

   К одиночеству человека, привыкшего размышлять о многом и разном, мало что может добавить общество людей, которые такой привычки не имеют – скорее, отнимет.

   Высказанную глупость можно распознать по такому признаку: для её обоснования выбрано то, что существует только в сознании высказывающего.

   С теми, кто воюет в конечном счёте ради мира, можно договориться. Но не с теми, кто воюет ради самой войны.

   Диссиденты существуют не только внутри отдельного государства, но и внутри человечества.  И это, как правило, самые лучшие его представители.

   Весьма неразумно ожидать и тем более требовать от всех и во всём разумности.

   Трудно осознать и принять, что на самом деле нет ничего священного, обязательного и важного. Но ещё труднее, осознав и приняв, сохранить в себе человечность. Именно это и отличает мудреца от циника.

   Мудрецов всегда и во все времена редко слушали и ещё реже слышали.

   Как некоторые субстанции не могут не быть вонючими, ибо такова их природа – так и некоторые человеческие экземпляры не могут не портить жизнь окружающим.

   Чтобы убедиться в ограниченности разума, нужно подойти к самой границе его возможностей и попытаться заглянуть за неё.

   Во многих, особенно важных, вопросах жизни объективная истина недостижима: её просто не существует. На определённой стадии личного развития это надо осознать и принять – так же, например, как тот факт, что все мы смертны.
 
   Убеждения не очень-то согласуются с разумом, а предубеждения ему и вовсе противоречат.

   Человек социализируется посредством нижних и средних этажей своего существа. Акцент на высших как приоритетный жизненный выбор делает его одиноким.

   Наиболее здравомыслящие чаще всего и оказываются инакомыслящими.

   Тот, кто сам живёт с зажмуренными глазами, не может открыть их другому.

   Условности всегда терпят поражение в столкновении с реальностью.

   Обобщение для законов Мэрфи: попытки обойти их или уменьшить их влияние, учитывая на практике, приводят к более сильному, изощрённому или непредсказуемому проявлению этих законов.

   Никакие достоинства или заслуги человека не причина, чтобы другие поклонялись ему как божеству.

   В механистической картине мира нет места механикам.

   Есть такие игры: чтобы проиграть, достаточно принять их правила.

   Только очень непростые натуры могут поссориться в переписке.

   Многие из нас нуждаются в ком-то, кто бы убедил нас, что всё будет хорошо. Наиболее сильные личности в конце концов находят этого «кого-то» в самих себе.

   Люди охотнее всего обсуждают именно те темы, в которых их способность к здравому суждению минимальна.

   Публично признаваться в любви к действующей власти  –  не так гадко, как призывать к тому же других.

   Главное отличие мудрого человека не в том, что он понимает что-то важное, чего не понимают другие, а в том, что он никогда не ведёт себя как мудак.

   Иногда в жизни нечто изнутри побуждает нас вопреки здравому смыслу совершать поступки, которые не несут нам никакой материальной выгоды, даже наоборот – приносят убытки, оборачиваются потерей времени и сил. Но мы почему-то знаем, что именно так надо поступать: это правильно в другом, более широком и глубоком смысле.

   Каждый человек, независимо от степени своего развития, сознательно или бессознательно стремится преобразовывать окружающую среду (ту её часть, на которую он может повлиять) по образу и подобию того, что представляет собой он сам изнутри. Другими словами, мы своими действиями проецируем на внешний мир особенности нашего индивидуального сознания.

   Хочешь узнать, есть ли кто-то недовольный тобой или осуждающий тебя? Это просто: если ты живой, то кто-нибудь есть.

   Мир начался со всеобщей раздробленности и закончится великим объединением, возвращением к изначальной великой целостности.

   Всякий большой мыслитель относит себя, в зависимости от своего мировоззренческого выбора, к одному из двух больших лагерей. Или он признаёт, что в основе человеческого существования, жизни как явления, бытия вообще – лежит тайна, непостижимая и невыразимая глубина.  Или же отрицает всякую тайну, вертикальное измерение в мире и человеке; уверен, что всё может быть понято и объяснимо рациональным умом. Эти два лагеря никогда не придут к взаимопониманию, потому что расхождение между ними не на уровне слов.

   Признавать тайну, измерение бесконечности – означает в числе прочего ценить и уважать Жизнь, бережно и сострадательно относиться ко всему живому. Там, где нет ощущения тайны, лежащей в глубине бытия, нет и уважения к Жизни во всех смыслах, нет понимания её безусловной самоценности.

   Не столько радостей приносит избыток ума, сколько проблем – его дефицит.

   Разборчивость состоит также и в том, чтобы различать, в каких ситуациях она неуместна.

   Живые мёртвым не мешают – и обратное, как правило, выполняется.  Но некоторые мёртвые продолжают мешать, и побольше, чем иные живые.

   Кто солист по натуре, тому может нравиться слушать хоровое пение, но не участие в хоре.

   Напрасно ярлык «иррационалист» лепят мыслителям, мистически ориентированным. Так следовало бы назвать всякого, кто дерзает докапываться своей мыслью до самых пределов её возможностей.

   Умничанье всегда выглядит глупо.

   Самый надёжный способ сдержать слово – не высказывать.

   Ваш пафос, сударь, слишком ярко сияет - посмотрите, не отбрасывает ли тени конфуза?

   Вряд ли окажется успешной попытка гальванизировать тело, которое уже забальзамировано.

   Больше всего борцов с надоевшим всем политическим режимом появляется после его крушения.

   Стимул к саморазвитию всегда приходит изнутри, а снаружи приходят в лучшем случае побудительные толчки.

   Скорее не ты смотришь на мир, а реальность сама смотрит на себя, пользуясь тобой, как микроскопом (иногда биноклем или телескопом). И чем меньше в этом участвует твоё беспокойное хаотичное мышление, тем чище инструмент и тем правильнее видение.

   Тот, кто не очень умный – ещё не дурак. Дурак - это тот, у кого сильно недостаточны, вплоть до отсутствия: 1) воля к здравомыслию 2) обратная связь с окружающим миром. То есть: и сам он не хочет адекватно относиться к жизни, и жизнь заставить его не может.

   Многих зрителей или читателей приводит в восторг, когда режиссер или писатель своим произведением ясно показывает, что ему на них чихать. Но лично у меня это не вызывает ничего, кроме отвращения и ответного желания чихать и на этого автора, и на его творение, а заодно и на мнения всех восторженных.

   Умному человеку жизнь постоянно даёт поводы для недоумения. И, как правило, чем он умнее, тем больше.

   Тёмные очки - забавная штука: один их носит, чтобы его не узнавали, а другой - чтобы привлечь к себе внимание.

   Несменяемость власти чревата её невменяемостью.

   Дурак: «Мир чёрно-белый».
   Нормальный: «Всё в мире может выглядеть и чёрным, и белым – это как посмотреть».
   Разумный: «Мир состоит из оттенков: если приглядеться, во всём можно найти как чёрное, так и белое».
   Мудрый: «Мир разноцветный, но всё же что-то может быть ближе к чёрному, а что-то – к белому».

   Вряд ли можно более одного раза изменить свою систему ценностей, не теряя при этом лица.   

   Какую форму принимает власть при конкретном правителе, определяется коллективным бессознательным народа. Чем сильнее правителю удаётся выражать это бессознательное, тем выше его авторитет, больше влияние, прочнее положение и дольше пребывание на вершине власти.

   Спрос на сильную руку высок среди тех, чьи мозги слабоваты.

   Родина не может требовать от тебя самопожертвования. Родина вообще ничего ни от кого не может требовать. Такие требования исходят от каких-то людей. И прежде чем соглашаться и принимать – разберись, кто эти люди, почему они этого требуют от тебя или ещё от кого-то, и имеют ли они на это право.

   Знание теории вероятностей не поможет тебе вытащить счастливый билет.

   Самая большая ошибка людей науки – отрицать реальность всего, чему нельзя дать точного научного определения.

   Всякую общезначимую мысль можно выразить ясно. В туманные и запутанные рассуждения пускаются обычно при её отсутствии.

   Есть такая форма геморроя – создание проблем на пустом месте. Общаясь с некоторыми людьми, открываешь, что она бывает заразной.

   Если решили вычеркнуть кого-то из своей жизни, делайте это простым карандашом, а не тушью. Карандаш можно стереть – кто знает…

   Вот формулировка, в которую можно разом упаковать все аспекты выражения «смысл жизни»: биологический, социальный, индивидуальный, психологический, экзистенциальный, духовный, вселенский, метафизический… Это всего два слова: противодействие детерминированности.

   Настоящий философ – не тот, кто поднаторел рассуждать о разных философских школах, а тот, кто сохранил в себе способность задаваться «детскими» вопросами. Другими словами, философия – это не столько о том, что думали другие, сколько то, что думаешь ты сам.

   Главным правилом для всех экспертных исследований должно быть следующее: лучше не выявить то, что действительно есть, чем "найти" то, чего на самом деле нет.

   Если врач или учитель лишён эмпатии, ему не достичь вершин в своей профессии    - никакая квалификация этого не скомпенсирует.

   Где возможен случайный большой выигрыш, там вполне вероятны и не меньшие потери.

   Рационализм развитого ума – учитывать иррациональную сторону человеческой натуры, да и всей жизни в целом.

   Если сравниваешь движения своей души с чужой физиологией, то, конечно, выигрываешь в собственных глазах. Но ведь и любой другой может предъявить разницу между собственным внутренним миром и содержимым твоего кишечника. Так что сопоставляй сущности корректно.

   Свой путь – не причина для гордости, если он ведёт в никуда. А тем более, если ведёт в ад.

   Как бы это ни было похоже на правду, оно вполне может быть не всей, не окончательной, да и просто не совсем правдой. А иной раз совсем не правдой.

   В молодости умение добиваться своего кажется очень важным. А с возрастом становится ясно, что не менее, а может, и более важно другое умение – отказываться от ненужного.

   Неоправданные потери у нас не возмещают. Зато оправдывают невозместимые.

   Идея-фикс, не встречающая возражений, становится идеей-бзик.

   Глубину имитируют чаще всего с помощью мути.

   Многие проблемы перестают быть таковыми, просто исчезают как мираж, если отойти и взглянуть на них с достаточно большого расстояния. Трудность в том, чтобы найти эту оптически верную дистанцию.

   Дешёвые индивиды всегда рады что-нибудь обесценить.

   Ум различает нюансы, а мудрость видит их значение.

   Каждый ребёнок, взрослея, с неизбежностью однажды открывает, что мир вовсе не вращается вокруг него.  Это открытие нужно сделать как можно раньше, потому что чем позже оно делается, тем больнее оказывается.

   Всякое движение в природе, кажущееся однонаправленным, при более масштабном рассмотрении оказывается частью какого-либо цикла.

   Каких людей власть возносит, а каких топчет – говорит о ней всё.

   Если человек упорно ищет себе врагов, то даже если их нет, они рано или поздно появятся.

   Морализаторство – тоже грех. В него впадают главным образом те, кому другие грехи недоступны.

   Не всё происходящее в стране надо ставить в заслугу или вину её руководителям. «При таких-то» – случается и благодаря им, и независимо от них, и вопреки им.

   Всегда и везде было большинство людей с туннельным мышлением и малая часть – с мышлением панорамным. И первые воспринимали вторых как инквизиторы – еретиков.

   Если имеешь вредную привычку ранжировать всех по уму, таланту, порядочности, достижениям – обзаведись и полезной привычкой адекватно осознавать собственное место на этих лестницах.

   Вы спрашиваете, какую часть произведения мне писать труднее всего? Обычно трудно даётся первое предложение, последнее – тоже. Но труднее всего написать  то, что между ними.


Рецензии
Многие из приведённых афоризмов актуальны, другие побуждают к размышлениям. С уважением,

Александр Смирнов 83   11.09.2020 10:00     Заявить о нарушении
Благодарю за хороший отзыв - тем более приятный, что исходит от человека зрелого и наверняка умудрённого жизнью.

Алекс Ведов   11.09.2020 13:48   Заявить о нарушении