Юная Юнна

Хочется отметить замечательное явление поэзии в лице Юнны Пинхусовны Мориц. Скажу сразу, – не знаток творчества поэтки (она так себя называет). Привожу ниже случайный набором стихов и фраз, в котором и я виртуально присутствую. Не в стихах присутствую, а в том, что пишу. Никуда от себя не денешься. Да и зачем.

Начало июня года пандемии (2020) надо отметить чем-то далеко отстоящим от нашествия вирусов и административного угара, оказавшихся в такой интимной близости, что даже неловко наблюдать это совокупление двух столь различных стихий. Впрочем, различие относительное, но к поэзии это отношения не имеет.

С трудом, но решительно, возвращаюсь к тому, что побудило… ранним утром.

Итак, Юнна Мориц.

        Когда отхлынет кровь и выпрямится рот
        И с птицей укреплю пронзительное сходство,
        Тогда моя душа, мой маленький народ,
        Забывший ради песен скотоводство,
        Торговлю, земледелие, литье
        И бортничество, пахнущее воском,
        Пойдет к себе, возьмется за свое –
        Щегленком петь по зимним перекресткам!
        И пой как хочешь. Выбирай мотив.
        Судьба – она останется судьбою.
        Поэты, очи долу опустив,
        Свободно видят вдаль перед собою –
        Всем существом, как делает слепой.
        Не озирайся! Не ищи огласки!
        Минуйте нас и барский гнев и ласки,
        Судьба – она останется судьбой.
        Ни у кого не спрашивай: – Когда? –
        Никто не знает, как длинна дорога
        От первого двустишья до второго,
        Тем более – до страшного суда.
        Ни у кого не спрашивай: – Куда? –
        Куда лететь, чтоб вовремя и к месту?
        Природа крылья вырубит в отместку
        За признаки отсутствия стыда.
        Все хорошо. Так будь самим собой!
        Все хорошо. И нас не убывает.
        Судьба – она останется судьбой.
        Все хорошо. И лучше не бывает.

                1965

        Славно жить в Гиперборее,
        Где родился Аполлон,
        Там в лесу гуляют феи,
        Дует ветер аквилон.
        Спит на шее у коровы
        Колокольчик тишины,
        Нити мыслей так суровы,
        Так незримы, так нежны.
        Толстоногую пастушку
        Уложил в траву Сатир.
        Как ребенок погремушку,
        Он за грудь ее схватил.
        А в груди гремит осколок
        Темно-красного стекла.
        А вблизи дымит поселок,
        Ест теленка из котла.
        Земляничная рассада
        У Сатира в бороде,
        И в глазах не видно взгляда,
        Он — никто, и он — нигде.
        Он извилистой рукою
        Раздвигает юбок стружки,
        Пустотою плутовскою
        Развлекая плоть пастушки.
        А она пылает чудно
        Телом, выполненным складно.
        Все творится обоюдно, –
        То им жарко, то прохладно.
        А корова золотая
        Разрывает паутину,
        Колокольчиком болтая,
        Чтоб озвучить всю картину.

                1973

        С какого-то грозного мига,
        С какого-то слезного кома
        Влечет меня звездная книга,
        Как странника — письма из дома.
        И, множество жизней прожив на земле,
        Читаю не то, что лежит на столе,
        А то, что за облаком скрыто
        И в странствиях крепко забыто.

                1977

        Я с гениями водку не пила
        И близко их к себе не подпускала.
        Я молодым поэтом не была,
        Слух не лелеяла и взоры не ласкала.
        На цыпочках не стоя ни пред кем,
        Я не светилась, не дышала мглою
        И свежестью не веяла совсем
        На тех, кто промышляет похвалою.
        И более того! Угрюмый взгляд
        На многие пленительные вещи
        Выталкивал меня из всех плеяд,
        Из ряда — вон, чтоб не сказать похлеще.
        И никакие в мире кружева
        Не в силах были напустить тумана
        И мглой мои окутать жернова
        И замыслы бурлящего вулкана.
        Так Бог помог мне в свиту не попасть
        Ни к одному из патриархов Музы,
        Не козырять его любовью всласть,
        Не заключать хвалебные союзы,
        Не стать добычей тьмы и пустоты
        В засиженном поклонниками зале…
        Живи на то, что скажешь только ты,
        А не на то, что о тебе сказали!

                1979

Каков характер! Она такая. Однажды довелось побывать с ней рядом на расстоянии вытянутой руки, парой слов обменяться. Понял сразу и окончательно: Мориц и её поэзия – одно целое.

В 1979 перекочевал из дома напротив скульптуры Мухиной на ВДНХ в район Сухаревки, в купленную родителями кооперативную квартиру. Тогда же в соседнем доме поселилась Анастасия Цветаева, ей в ту пору было около 83-х. Сегодня, когда пишу, 83 исполнилось  Юнне Пинхусовне. Она тоже проживала где-то рядом. Где обитает сейчас, гадать не стану. Ровно никакого значения всё это не имеет. Для всех – не имеет, а для меня подробности, напоминающие о временах прошедших, имеют особую ценность: простое перечисление имён и дат становится медитационной процедурой.

Для стороннего лица это смешение личного и внешнего всего лишь пример оформления присутствия во времени. Стоит ли ждать, когда на полированном камне нацарапают даты твоего рождения и ухода? Можно самому мелом на стене написать "Здесь был", отчётливо, без грамматических ошибок. Причём стереть эту оригинальную надпись, равно как и весь текст, легче, чем мел со стены: был файл – и нет его. Что-то было, конечно.

Юнна Мориц была на слуху. Стихотворение, с которого начинается эта подборка – первое, которое запомнил наизусть и до сих пор помню. При моей памяти это случай исключительный. Выучить наизусть могу, с известным усилием. Через день забуду, останутся обрывки. Может статься, дело в том, что Мориц впервые услышал с виниловой пластинки. Со слуха и запомнил.

А вот теперь хочу показать Мориц XXI-го века, которую на слух вряд ли мог бы воспринять. Мало того, ещё и тема памяти присутствует явно, потому что приведённое ниже обнаружил… не помню когда… нашёл – 4 года назад. Извлёк со страницы сайта Юнны Пинхусовны, и оставил в небрежении, попросту говоря, отвлёкся, забыл. Случайное. В настоящее время Мориц много пишет (публикует) и рисует, активно присутствует на социальной сцене. На этой сцене мне скучновато и новые её стихи не оставляют в душе тех отчётливых, глубоких следов, которые адресуют к шестидесятым-семидесятым века минувшего.

                Из цикла "Найухоёмкие сигналы"

    Урона и Цилиса
    (сабня)…

Фонетику оценил сразу, а со смыслами были проблемы. Для примера даю часть словаря. Полный, строк 20, в завершении.

    Н а й у х о ё м к и й – наиболее ёмкий для уха
    С а б н я – басня
    У р о н а – ворона, уронившая сырявый дыр
    С ы р я в ы й   д ы р – дырявый сыр
    Ц и л и с а – лисица

У меня, кстати, младший внук, чуткий к языку человечек, долго называл птичку "типчкой", а голубя "гобелем".

Вторая попытка.

                Из цикла "Найухоёмкие сигналы"

    Урона и Цилиса
    (сабня)

    Сырявый дыр господь послал Уроне.
    И при заду малась, а дыр во тру держала.
    Горжетка лисья тут тихохонько бежала
    на цильих лапках, сладкие слова
    она при этом из себя изображала.
    Урона вороная вдруг заржала,
    дыр выпал – с ним была горжетка такова!
    Все задрожало и подорожало,
    урон варёных требует Москва!
    Артиллеристы мужества полны.
    Мозгов утечка, из другой страны
    Урона шлет приветы. Пусто в кроне,
    где от горжетки лисья голова
    с булыбочкой глядит потусторонне…
    У этой сабни есть ромаль такая:
    пирожное зовут Наполеон,
    в отличие от Толика Барклая!
    Йух знает что!..
    Гдепутаты, дутапеты,
    пупадуты, пудетаты
    путатят тупо:
    – Очух работать,
    хочу ботарить и таборить
    на благобла, гобла, гобла
    ликапитазма, пикатализма,
    такипализма! Очух свободы
    и благососа, и (СОС!) стоянья
    гобла, гоблаго! -
    и тут как тута
    себе кактут
    жилую щаплодь, жопладь, щуплодь,
    живьем улопать площадь жил,
    задачник дач
    и сдачу с дуче.
    Но Йух какой-то посылает
    найухоёмкие сигналы:
    на север, йух, восток и запад:
    "Йух знает что!.. Йух знает что!.."
    Листопадло
    Лапистод, полистад, пистолад,
    стапидол, пилодаст, аподстил…
    Сквозь осенний намут вспоминаю услад
    твоих огненных буг. Я простил
    ствоковар, ствозлодей, ствобезум,
                ствокощун!
    За окном – далистоп, падолист…
    Я ищу тебя всюдло, я весь трепещу,
    словно ветром оторванный Лист*.
    …Дождепадло, намут непроглядный, тамун,
    камнепадло в ущельях и с крыш. Листопадло.
    За ним – снегопадло. Кому
    ты, мое звездопадло, искришь?..


    Куль минации
    (мгновеники)

    А я, говорит, культурная,
    ствоковар, ствозлодей, ствобезум,
                ствокощун!
    За окном – далистоп, падолист…
    Я ищу тебя всюдло, я весь трепещу,
    словно ветром оторванный Лист*.
    …Дождепадло, намут непроглядный, тамун,
    камнепадло в ущельях и с крыш.
    Листопадло. За ним – снегопадло. Кому
    ты, мое звездопадло, искришь?..
    Культ урна я, культ урна я,
    урна я культуры,
    а ты – кто?..
    А ты – эпизодчий.
    Вот исполком и с полком
    сгорел: с гор ел
    куль минации!
    Свет гаси – кидай гранату,
    отросли отрасли,
    делай заявление -
    мол, я за явление
    экспердизы главбуха,
    датко он взятель.
    Я тряп-тряп и состряпал
    такой куль минации!
    Главбух дал мне в ухо
    на блюде наблюдателей -
    такой эпизодчий!
    Урну взял культуры
    и с ней углавбухался
    в Африку к Манделе.
    Вышел я олух,
    глух на три уха -
    на боковое,
    на лобовое,
    на половое -
    весь в проводах,
    слушаю в коробочку.
    Такой куль минации!
    Сократ сократил бы,
    да соком убился -
    такие мгновеники…
    _______________
    * Лист Ференц – венгерский композитор XIX века.

С Л О В А Р И К    

    Н а й у х о ё м к и й – наиболее ёмкий для уха
    С а б н я – басня
    У р о н а – ворона, уронившая сырявый дыр
    С ы р я в ы й   д ы р – дырявый сыр
    Ц и л и с а – лисица
    Р о м а л ь – мораль
    О ч у х – хочу
    Б о т а р и т ь,  т а б о р и т ь – работать
    Л и к а п и т а з м,  т а к и п а л и з м – капитализм
    Л а п и с т о д, п о л и с т а д, п и с т о л а д, с т а п и д о л, п и л о д а с т,
    а п о д с т и л, л и с т о п а д л о – всё это листопад
    Н а м у т – туман
    Т а м у н – то же, что намут
    Б у г – губ (родит. падеж)
    С т в о к о в а р – коварство
    С т в о з л о д е й – злодейство
    С т в о б е з у м – безумство
    С т в о к о щ у н – кощунство
    М г н о в е н и к и – веники мгновений
    Э п и з о д ч и й – зодчий эпизодов

Всё, довольно. Стихи прошлого века, детские, и совсем не детские, у Мориц просто великолепные. XXI век не потянул. Нынешнее читать могу, а учить наизусть не тянет. Сейчас она другая, это правда, но какая именно, лучше сказать тому, кто понимает в поэзии больше, чем я.


Рецензии
Тяжело читать и грустно (и это еще мягко сказано)позднюю, а не юную
Юнну Мориц , но куда ж деваться - настоящий поэт отражает время.
А время-то наше какое тяжелое, кто ж из современников этого не ощущает...
Особенно - тонкие души поэтов...и мы тому свидетели.
Спасибо, что они не перевелись на Руси и бередят наши раны...
Спасибо и автору за труд.

Оля Гуськова   29.04.2023 15:40     Заявить о нарушении