Феофан Грек. Преображение

   А это от слова преобразиться. Судя по тому, что мы видим на иконе,  преобразился Иисус Христос. Весь Его облик, лицо, руки, одежды воссияли белым, нестерпимо ослепительным светом, бросившим озимь его трех спутников. И услышали они голос, идущий с небес.  А это был голос Бога – отца. И этот голос поведал спутникам Христа, что Он был не просто учитель, проповедующий о пришествии Царствия Небесного. Это был сам Бог. Один из святой Троицы.  Но об этом несколько позже.
 
   Скажем несколько слов о художнике. Искусство иконописи, оно такое обезличенное. То есть, искусство есть, а вот лица у него нет. Нет подписи автора. Потому как считается, что живописное изображение иконы создает не какой-то известный или неизвестный художник. Создатель иконы – это сам господь Бог. А художник – это только инструмент в руце божьей.  Он внушает художнику, как надо изображать его. А ещё и лица всех тех, кто был причисленных к лику святых, был канонизирован.

    Но хороший художник не был  просто иллюстратором библейских сюжетов. Он творил икону. Это требовало, конечно, соблюдение очень жёстких правил письма. Правил иконописи.  Ну например, у настоящей иконы нет перспективы, а есть то, что называют  обратная перспектива. Изображение плоскостное. Краски не смешаны. Никакой рельефности изображения. Никакой игры свето-тени. Но подчиняясь этим канонам, художник несмотря ни на что имел простор для творчества.

   Хотя,  как сказать. К примеру, есть множество изображений в иконописи распятия Христа. Эту икону мы увидим везде.  И тем не менее, на меня самое сильное впечатление произвела картина Сальвадора Дали.  Просто поразительное впечатление. Картина так и называется «Распятие Христа от Иоанна».  Необычный ракурс. Вид сверху. Не видно лица. Не видно искажённого страданием лица Христа. А внизу Земля. И крест нависает над бесконечным пространством земли. И вспоминается известное «Смерью смерть поправ».
 
     Но были художники и художники. Были богомазы-ремесленники, но были и творцы. Вот таким творцом был Феофан Грек. Руку мастера, его живописную манеру, можно легко узнать. Даже и не специалисту. Но почему такое  странное имя у  этого художника. Почему Грек? Все просто. Потому что он был грек. И пришёл он на Русь из Византии, из Константинополя.  Пришёл вместе с митрополитом Киприаном. Впрочем, у него был выбор, куда идти. В Италию или на Русь. Он пришёл к нам.

     Пришёл он в Новгород в 1370 г. и прожил в нем 30 лет. Прославил он себя именно в этом городе. Он расписал сорок церквей, как утверждает летопись. Десять лет спустя состоялось Куликовское сражение. То есть, он оказался в России в самое становление нового государства. В самое болезненное,   полное драматизма время.
   После Новгорода он жил и творил во многих других городах. Сегодня очень трудно проследить все его перемещения. Столько веков прошло с тех пор.
   
   Живопись Феофана Грека отличает необыкновенная страстность, экспрессия. Иной раз на его иконы без страха и смотреть невозможно. Нет в его живописи красоты, или лучше сказать красивости. Лица его святых вызывают впечатление духовной суровости. И это сильно воздействует на чувства зрителя. И при этом он не отступает от строгих канонов живописи икон. И при всём притом личность самого художника выступает как нельзя лучше. Вот такой парадокс. А ведь личность иконописца  никак не должна проявляться в том, что он творит. По сути, он дает нам собственное представление о библейских персонажах. А это совершенно недопустимо в православной иконографии.

Вот, что сообщает о нём его современник Епифаний Премудрый: «Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образы.»
 
  Впрочем, то же самое можно сказать и  о других самых известных живописцах. Например, об Андрее Рублёве. А он был современником Феофана Грека. И они были знакомы. Они вместе работали. Посмотрите фильм Тарковского. В нем есть эпизоды, где они вместе ведут разговор о смысле творчества.
 
                Преображен6ие.

    Это один из главных праздников Лета Господне. Один из двунадесяти праздников. Его называют еще Яблочный Спас и отмечают  6 (19) августа по Юлианскому календарю.

Это событие описано в трёх Евангелиях, кроме евангелия от Иоанна. Вот как происходило это событие. Привожу так, как это описано в Евангелие. Я не берусь пересказывать своими словами. Почитаем, как это написано в Святом Писании:
 
  «...Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе… А спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы  Он «преобразился пред ними: и просияло лицо , как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илья, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Увидев это, восхищённый Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущии: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака :

"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.»

 Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».

                *****
            Вот такая история. Чем же она так замечательна и почему событие это стало одним из самых великих праздников.

    Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака. Вдумайтесь. Ученики услышали голос Бога-отца. Христос был сыном Его. И они узнали, что Христа им следует слушать не только как учителя, но как самого Бога.  Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческом естестве.
 
    Явление Моисея и Ильи тоже не случайно. Моисей умер естественной смертью, как любой смертный, а вот Илья был вознесён при жизни  на  небо по воле Бога.  «Один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

  Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему Священник и Дьякон. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мёртвых.  Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением Христа и явлением двух пророков.   Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

      И  вот тут надо остановиться и спросить себя, а что это за свет такой волшебный? И тут у меня появляется другой  очень странный и парадоксальный вопрос. А кто здесь преобразился? Христос или напротив -   его ученики? А мне так кажется, что ученики преобразились. Потому как они посмотрели на Христа впервые другими глазами. А Христос каким он был, таким и оставался. Ничего в нем не поменялось и не преобразилось. Ученики увидели на вершине горы  Фавор  не просто учителя, а Бога в сиянии небесной славы. То есть тем, кем он и был.
 
 Вот пример для лучшего понимания. Юноша смотрит на сваю драгоценную пассию, совсем не теми же глазами, как и все прочие. Она для него всё на этом свете. «Он с именем этим ложится, и с именем этим встает». И у меня такое было в дни дальней юности моей. И я с ума сходил. Я не мог понять, как можно так жить, с одной мыслью в голове.  Да разве только я? «Всегда, везде одно мечтанье, одно привычное желанье, одна привычная печаль.» Это для поэта с кудрями черными до плеч. А для его друга? А для друга «она как эта глупая Луна, на этом глупом небосклоне.» То есть, только страсть, вера, любовь выделяют в нашем воображении из всех прочих предмет нашего влечения. Вера, безусловная, искренняя, даже жертвенная заставляют воссиять в нашем сознании предмет нашей любви. А ведь сам Христос наставительно сказал своим ученикам во время последней  вечерней трапезы: «Любите друг друга, как я вас любил».

                *****

   Трудно сказать, когда праздник Преображения стал праздником. А стал он праздником много позже Вознесения Христа. Например в Константинополе праздник утвердился при императоре  Льве Философе  около 900 года.

  Церковь приурочила праздник Преображения ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества в честь Вакха.   На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.
 
   В день праздника совершается Литургия. Священники облачаются в белые одежды. Это тоже не случайно.  Белый цвет символизирует в этот день божественный нетварный фаворский свет.
 
   У нас в народной традиции   Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Почему же яблочным. Как-то странно. При чём здесь яблоки? Всё просто. Виноград в России не растёт. Народное название праздник приобрёл по причине того, что в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной  Литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

   А до наступления праздника и освящения плодов в церкви существовал запрет на поедание всех плодов. Не знаю, почему, но этот запрет не распространялся на огурцы. Связано это  с наиболее строгим запретом на употребление яблок,  освящаемым именно на Преображение. Есть многочисленные поверья, объясняющие и комментирующие этот запрет. Считали, что святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока. Поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.

         На Русском Севере на Преображение справляли «гороховый день»: празднично одетые люди и на гороховое поле, разговлялись молодым горохом, угощали друг друга и поздравляли с урожаем.

                *****

     Всё это событие произошло, как было сказано на горе Фавор. Гора эта  существует.  Равноапостольная царица Елена , мать римского императора Константина Великого, совершила паломничество на Фавор в 326 г. По её указанию на горе Фавор был построен храм во имя Христа и свидетелей Преображения. Но первый храм был разрушен.  После  греческие   епископы долгое время ежегодно совершали Литургию на его развалинах.
 
    Сегодня там  расположены два действующих монастыря, православный и католический. Это понятно. Ни одна из действующих церквей не могла, как бы узурпировать это святое место.  Существует на горе православный греческий женский монастырь Преображения Господня, основанный в 1844 году, и  францисканский мужской  католический монастырь, появившийся в начале XX века. Монастырь известен базиликой Преображения Господня.
 
     Преображение.

  Разверзаются туманы,
  Буревестник на волне,
  Пролетают ураганы
  В бесконечной вышине.
  В светлый день Преображенья
  Их безумца поражен:
  Из неволи, из смятенья
  Голос Твой услышал он.
  Ныне скорбный, ныне бедный,
  В лоне Вечного Отца,
  Близ Тебя, в лазури бледной
  Жаждет нового конца…
  Лишь одна страна в тумане
  Буревестник на волне –
  Беспокойное желанье
  Вместе с Богом – в вышине.

Александр Блок,

6 августа 1901


Рецензии
Запоминается, какой-то тайной геометрией.

Игорь Леванов   11.03.2021 15:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.