Дом

У моего шефа было двое сыновей. Старший тогда лет двенадцати, и кучерявый прелестный малыш лет пяти. Я занималась в офисе медицинскими счетами и сидела в отдельной комнате, где стоял ещё один компьютер, и временами там сидела на телефоне с пациентами одна из медсестёр или мой шеф, когда ему необходимо было присутствовать в практике. Мальчика иногда не с кем было оставить дома, и тогда отец приводил его в мой офис. Дитя усаживалось за компьютер или планшет, поглощало сладости и пепси. Я продолжала работать рядом и присматривать за ним. Жизнь била ключом.
Оговорюсь сразу, что работала я на американскую компанию, но хозяева бизнеса - жена- доктор и ее муж были выходцами из России.
Очень приятная и красивая пара, вежливая, образованная. Любо- дорого было с ними работать и общаться. Но младший мальчик с самого начала вызывал во мне чувство внутреннего дискомфорта. Позже, гораздо позже, я поняла, почему.
Однажды малыш пришёл в офис, как всегда уселся за комп, а я отвлеклась и решила с ним порисовать- бумаги много, нашла цветные карандаши и фломастеры. И попросила его нарисовать свой дом.
Он как-то не очень уверенно начал возводить стены - я решила помочь, и затем, пририсовала солнышко, он - деревья и заборчик, и дело пошло, смеялся, когда появился прудик и лягушки, бабочки, стрекозы и улитки там всякие, птички, собачка и кошечка.И вдруг ребёнок стал яростно чертить чёрной ручкой решетки на окнах дома. Во мне все оборвалось.
Когда-то в ранней юности мне в руки попалась книга « Шизофрения в рисунках детей» или что-то в этом роде. Очень интересная. Там подробно рассматривались различные аномалии в рисунках маленьких детей. С точки зрения психиатрии, естественно. Знаете, как бывает, когда ребёнок с упоением день за днём рисует только лошадок или принцесс, или танки или полицейские машины. Но делает он это пропорционально, и понятно, почему. Это захватывает его ум и сердце в данную минуту, и так он отдыхает от режима дня и расслабляется. И самовыражается. Страшного в этом ничего нет.
Но если на рисунке появляется диспропорция и агрессия, повторяющая себя снова и снова - это уже сигнал о внутреннем конфликте или о насилии в семье или школе.
Я неприятно встрепенулась и спросила у мальчика: «Почему на окошках ты нарисовал решетки? Это же дом, а не тюрьма». Мальчик насупился, не ответил, уклончиво отвернулся и стал дорисовывать забор. Меня отвлекли звонком, а потом и папа забрал малыша домой. Когда они ушли, я какое-то время сидела и смотрела на этот рисунок. И не могла внутренне успокоиться.
Потом история повторилась. На этот раз мы рисовали корабль и его капитана,  и зверюшек на палубе - все плыли в Африку. Флажки, остров с пальмами вдали, на дне - осьминоги, рыбки и кораллы. Я часто давным-давно рисовала так со своим маленьким сыном и  очень веселилась, когда его морские звёзды, осьминоги и рыбки улыбались с листа  во весь рот! Даже у нарисованных им хоккеистов через защитные шлемы и маски была видна очаровательная улыбка. Забавно.
А тут - на иллюминаторах снова появились решетки, начерченные пухлой ручкой этого малыша с нажимом и отчаянием. Настроение у меня окончательно испортилось. Я отвлекла его оригами - сделала лягушонка и кораблик, самолетик. На этом наша сессия закончилась.
Через пять лет его прекрасные родители развелись, погано и грязно, с судами и разборками. Заложниками в этой бессмысленной борьбе стали их дети. Не буду описывать, какие последствия это оказало на их психику, особенно малыша. Из компании я уволилась, так как у меня возникли свои личные обстоятельства дома.
Но сейчас я думаю, что если бы я могла ещё тогда посоветовать им отвести этого ребёнка к психиатру, или хотя бы к психологу, многое бы было им понятно и, может быть было бы предотвращено.
С тех пор я глубоко убеждена, что в рисунках и творчестве детей мы видим их четкое отражение в психологическом плане. Атмосферу их души и домашнюю атмосферу, где из-за внешнего лоска и благополучия через решетки выглядывают жестокие демоны взрослой жизни.


Рецензии