34 Иоаново Царство

34. Военный Совет.
Вечером Воевода собрал Военный Совет. Итак, что мы имеем, обратился он к старшему Нукеру и Капитану стрелков. У нас до сотни всадников, две дюжины стрелков с оруженосцами и до полусотни пеших воинов, включая десять арбалетчиков. Конечно, есть еще две сотни уставших рабочих, но они безоружны и половина из них каторжане. Кроме того, Крепость еще мала и если мы в ней засядем, то степняки сожгут хибары, дозорную башню и остатки частокола. Пищи у нас хватит на две-три недели. Конечно, за это время даже может подойти подмога, но и в случаи успеха мы рискуем до лета не достроить башни и стены. Хотя подмога может и не успеть. И тогда нам придется выйти из Крепости и скорее всего, достойно умереть. Они поднялись на башню, за рекой горело множество костров. Сколько их может быть, спросил Воевода. Не знаю, ответил Нукер, у нашего Хана личная охрана до сотни всадников, значит, Хан Степей мог послать от 200 до 500 воинов, предполагая, что Хан с обозом отправит половину своей охраны. Костров очень много, но расположены они как-то странно. Обычно каждая сотня располагается кучно, а там все костры разрозненны. Выделяется три больших костра, скорее всего там не более 300-350 всадников. Тогда можно и рискнуть, произнес Воевода, а как обычно воюют степняки? Сначала кружат вокруг и обстреливают из луков, а потом кидаются со всех сторон, ответил Нукер. Тогда поступим так, решился Воевода. К недостроенной Крепости примыкает городок строителей из деревянных хибар и остаток частокола. Перед хибарами выставим обоз, но без лошадей. Перед обозом три десятка воинов и полсотни рабочих с топорами и охотничьими луками. За обозом притаятся стрелки. На больших башнях разместим десять арбалетчиков и десять воинов, а на малых еще пару десятков рабочих. Всадники останутся за частоколом. На приступ Крепости степняки вряд ли пойдут, а вот спалить наш деревянный городок и порубить  пехоту и рабочих наверняка захотят. Я буду на Башнях, Нукер поведет всадников, но только по моему сигналу, а капитан должен показать, на что способны стрелки. Ханский обоз останется в Крепости и в случаи не удачи, я буду их охранять до последнего. А гонца с донесением в Столицу я уже послал. А если степняки тоже ждут подмогу, спросил Нукер, а пока будут просто сидеть за рекой? Тогда сделаем так, шепотом сказал Воевода.
Боевое крещение.
Как только начало светать Ханский обоз в сопровождении охраны вышел из Крепости и помчался по направлению к Столице. Это не ускользнуло от разведчиков степняков и уже через час три сотни всадников выехали на мост и начали огибать Крепость со стороны обоза. Из-за обоза вышло до полусотни воинов с луками и топорами. В это время из ближней башни полетели стрелы, арбалеты были простенькие, но пару воинов и коней они зацепили. Степняки проехали вдоль обоза, осыпая воинов стрелами. Сделав по выстрелу, воины неожиданно полезли под телеги. Тогда степняки развернулись и лавиной пошли на обоз. Когда до обоза оставалось 60 шагов из обоза и с Башни  полетели арбалетные стрелы, а когда оставалось только 30-ть шагов, одновременно выстрелили все пищали. На повозках появилось полсотни воинов с топорами и луками. Место рабочих заняли оруженосцы. Степняки смешались из-за Крепости на них выезжали всадники, в том числе охрана маленького Хана, прижимая степняков к обозу. Пока те  поняли, что всадников не больше сотни, стрелки сделали второй залп. Лошади шарахнулись и мешая друг-другу степняки помчались прочь, на этот раз огибая Крепость с другой стороны. Ожила вторая башня и еще двое степняков упали с коней. Потеряв  всего пятерых убитыми и два десятка ранеными, Воевода праздновал победу. Под стенами крепости осталось больше семидесяти степняков и еще двоих взяли в плен. Воевода выделил несколько подвод, посадив туда Ханские семьи, раненых и одного пленного, под охраной Нукеров отправили в Столицу. После чего собранное оружие и сапоги убитых отнесли в Крепость. Стрелки выглядели героями, настроение рабочих резко улучшилось и на следующий день даже каторжане стали лучше работать. Пленный рассказал, что их было 330 человек, и они спешили захватить Хана с семьей, который трусливо бежал в Северное Царство. Что после первого залпа огненного оружия они растерялись, а после второго залпа началась паника. Через день прибыл отряд и обоз из Столицы. На всякий случай, часть моста разобрали, а весь городок обнесли частоколом. Теперь разъезды ездили вдоль реки, но лазутчиков больше не появлялось. Через месяц большие башни поднимались уже на 25 локтей и Архитектор перевел рабочих на малые башни.
Еще через месяц приехал Маршалл. Передал благодарность от Иоанна и похвалил Архитектора за хорошую работу. Сменил часть гарнизона и привез еще рабочих. Сказал, что через месяц приедет Царь и большие башни надо обязательно достроить. Лето заканчивалось, война не начиналась, но и не было известий от Маленького Хана.
Юртчи, возглавлявший степняков был родственником Хана Степей. Признаться Хану, что он с тремя сотнями всадников упустил обоз маленького Хана, охраняемый только двадцатью воинами, он не мог. Оставалось только одно, значительно преувеличить силы Северного Царства, а так же количество и убойную силу огненного оружия. Его слова примерно соответствовали рассказу Юртчи, ездившего на Ярмарку. А строительство Крепости на Белой реке, как ее называли степняки, мешало неожиданному нападению. Загнав маленького Хана в горы, Хан Степей просто перекрыл долину, в надежде, что лошади и скот долго не выдержат. Лето заканчивалось, и  Хану Степей пора было возвращаться в свою столицу. Там его ждали послы от Восточного Хана и неприятные новости с юга. Восточный Хан то же слышал про огненное оружие и предлагал наладить торговый путь на запад, который даст не только дополнительный доход, но и возможность приобрести новые товары, включая огненное оружие. А на Южный Улус Хана Степей напали кочевники, которых он сам не раз грабил. Они убили мужчин и угнали женщин и скот, все так же, как делал и Хан Степей. Месть, это главный закон степи и Хан это хорошо знал. С Северным Царством он мог и помериться, это они напали на его воинов, которые должны были получить то, что ему причитается. А вот что делать с маленьким Ханом? Тем более, что семьи он отправил в Столицу Северян. Весной следующего года ему придется идти на южных кочевников, а ссориться с Восточным соседом не хотелось. Торговые караваны дело прибыльное и перспективное. Подумав, он опять отправил Юртчи в Столицу Северян. Через месяц около  недостроенной Крепости, его первый Визирь встретился с Медным Канцлером, за спиной которого стоял «племянник» жреца. О прохождении караванов и пошлинах договорились быстро. Долго спорили насчет земель Маленького Хана, наконец, договорились, что заплатив одноразовую дань, Маленький Хан останется в своих землях, вернее на земле Северного Царства. Маленькому Хану Иоанн разрешил пять лет не платить налоги и приказал Воеводе достраивать Крепость.


Рецензии