К-9 Чёрное на белом. Стасис Альгирдис Красаускас

  «К-9. Основная номинация («ГТ»)».

Отрывок из 2 части эссе "Белое на чёрном" http://proza.ru/2017/12/21/1419
Здесь 1 часть "Песнь песней царя Соломона".http://proza.ru/2017/12/21/1877

...Мастерство Красаускаса растёт с каждым годом. И всё больше философских вопросов возникает в его душе. Все мы приходим с возрастом к ним .
Для чего Я пришёл в этот мир. И что есть этот Мир? И что Я в этом Мире?


Во время Великой Отечественной войны Стасис был подростком. И к этой теме - теме войны и мира - он обращался очень часто. В контексте открытий и заблуждений человека, человечества...  К этой теме можно отнести и  серию автоцинкографий 1973 года "Куда идёшь человек?"  Художник завершает здесь разработку творческих поисков  цикла "Движение". Атлетические фигуры мужчин, их  могущественность и страшные последствия войны. Ужас и трепет вызывает рисунок атлета на костылях -  обнажённый прекрасный торс без ноги, держащий на своих атлантовых плечах земной шар. Низко опущена голова мужчины . Куда мы идём? Боже мой, как же эта тема современна! Что творит человек? Нет равновесия нигде и ни в чём!

Размышляя над творчеством художника, я задумалась, насколько он современен. И как много он успел сказать за очень маленький, отпущенный ему, как художнику, период жизни. То, как при всей вроде бы уравновешенности и успешности раскалывалось его ощущение и принятие жизни. При всем при этом он делал одновременно с трагическими сериями удивительные по красоте, одухотворённости, лиричности и пластичности серии, посвящённые женщине. Любовь и жертвенность во имя любви. И во имя жизни. Таков цикл "Рождение женщины".  Торжество женского, как жизненного  начала, здесь несомненно.
У Красаускаса постоянно движение противопоставляется покою. Свет и тьма . Война и мир. Жизнь и смерть. Белое и чёрное.

"Саму суть графики создает конфликт, борьба двух цветов, - говорил мастер. - Меня этот конфликт очень интересует, каждое его решение требует философского осмысления. Начинаешь мыслить образами, стремишься передать все их содержание в цветовом богатстве черного и белого". Стасис Красаускас

Огромную роль в его творчестве играет литература и поэзия.. Стихи окружали его, он делал иллюстрации к поэтическим сборникам. Был в нём поэтический дар. И у его линии своя музыка и ритм.
Работая со словом, превращая текст в изображение, он очень тонко чувствовал его. А может быть этот  поэтический дар был его сутью?
 

В 1975 году Стасис Красаускас создал сильнейшую вещь. «Вечно живые». Не знаю, насколько эмоционально он переживал и вживался в то, что творил...  Не дает мне покоя мысль, что достиг он наивысшей точки в своём творчестве и сгорел  на этом костре.

Мелодия, тревожная  как симфония Шостаковича, с повторяющимся рефреном на всех листах серии – лежащего под землёй солдата. Его сны.

Красаускас изобразил их, не в землю лёгших, а превратившихся в белых журавлей, как писал когда-то Расул Гамзатов. И как пел Марк Бернес.


Лежат солдаты, горюют матери, вдовы.
Где те, нерождённые дети молоденьких мальчиков, погибших, защищая Родину?  Пустынна земля.

Линия Красаускаса не поёт здесь, она страдает и речитативом рвёт и режет сосуды сердца. Не сопереживать, глядя на эти работы – НЕВОЗМОЖНО.

Мне кажется, что он на такой высокой ноте закончил свою ПЕСНЬ, что его уход из жизни был логичен.

После его смерти прошёл не один десяток лет. Но выше - по накалу страстей и мастерству  - художественных произведений на эту тему я не встретила.




  Конкурс Евгения Говсиевича К-9 , посвящённый 75-летию Великой Победы.   http://proza.ru/2020/05/09/486


Рецензии
Любовь. Что тут сказать. Почему-то гении в большинстве уходят рано. Жаль. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   24.11.2021 18:34     Заявить о нарушении
Благодарю, Нина! Приятно, что читаете и оставляете отклик.
С поклоном, Эль.

Эль Ка 3   25.11.2021 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.