К-9 Чёрное на белом. Стасис Альгирдис Красаускас
Отрывок из 2 части эссе "Белое на чёрном" http://proza.ru/2017/12/21/1419
Здесь 1 часть "Песнь песней царя Соломона".http://proza.ru/2017/12/21/1877
...Мастерство Красаускаса растёт с каждым годом. И всё больше философских вопросов возникает в его душе. Все мы приходим с возрастом к ним .
Для чего Я пришёл в этот мир. И что есть этот Мир? И что Я в этом Мире?
Во время Великой Отечественной войны Стасис был подростком. И к этой теме - теме войны и мира - он обращался очень часто. В контексте открытий и заблуждений человека, человечества... К этой теме можно отнести и серию автоцинкографий 1973 года "Куда идёшь человек?" Художник завершает здесь разработку творческих поисков цикла "Движение". Атлетические фигуры мужчин, их могущественность и страшные последствия войны. Ужас и трепет вызывает рисунок атлета на костылях - обнажённый прекрасный торс без ноги, держащий на своих атлантовых плечах земной шар. Низко опущена голова мужчины . Куда мы идём? Боже мой, как же эта тема современна! Что творит человек? Нет равновесия нигде и ни в чём!
Размышляя над творчеством художника, я задумалась, насколько он современен. И как много он успел сказать за очень маленький, отпущенный ему, как художнику, период жизни. То, как при всей вроде бы уравновешенности и успешности раскалывалось его ощущение и принятие жизни. При всем при этом он делал одновременно с трагическими сериями удивительные по красоте, одухотворённости, лиричности и пластичности серии, посвящённые женщине. Любовь и жертвенность во имя любви. И во имя жизни. Таков цикл "Рождение женщины". Торжество женского, как жизненного начала, здесь несомненно.
У Красаускаса постоянно движение противопоставляется покою. Свет и тьма . Война и мир. Жизнь и смерть. Белое и чёрное.
"Саму суть графики создает конфликт, борьба двух цветов, - говорил мастер. - Меня этот конфликт очень интересует, каждое его решение требует философского осмысления. Начинаешь мыслить образами, стремишься передать все их содержание в цветовом богатстве черного и белого". Стасис Красаускас
Огромную роль в его творчестве играет литература и поэзия.. Стихи окружали его, он делал иллюстрации к поэтическим сборникам. Был в нём поэтический дар. И у его линии своя музыка и ритм.
Работая со словом, превращая текст в изображение, он очень тонко чувствовал его. А может быть этот поэтический дар был его сутью?
В 1975 году Стасис Красаускас создал сильнейшую вещь. «Вечно живые». Не знаю, насколько эмоционально он переживал и вживался в то, что творил... Не дает мне покоя мысль, что достиг он наивысшей точки в своём творчестве и сгорел на этом костре.
Мелодия, тревожная как симфония Шостаковича, с повторяющимся рефреном на всех листах серии – лежащего под землёй солдата. Его сны.
Красаускас изобразил их, не в землю лёгших, а превратившихся в белых журавлей, как писал когда-то Расул Гамзатов. И как пел Марк Бернес.
Лежат солдаты, горюют матери, вдовы.
Где те, нерождённые дети молоденьких мальчиков, погибших, защищая Родину? Пустынна земля.
Линия Красаускаса не поёт здесь, она страдает и речитативом рвёт и режет сосуды сердца. Не сопереживать, глядя на эти работы – НЕВОЗМОЖНО.
Мне кажется, что он на такой высокой ноте закончил свою ПЕСНЬ, что его уход из жизни был логичен.
После его смерти прошёл не один десяток лет. Но выше - по накалу страстей и мастерству - художественных произведений на эту тему я не встретила.
Конкурс Евгения Говсиевича К-9 , посвящённый 75-летию Великой Победы. http://proza.ru/2020/05/09/486
Свидетельство о публикации №220060201874
Нина Измайлова 2 24.11.2021 18:34 Заявить о нарушении
С поклоном, Эль.
Эль Ка 3 25.11.2021 15:12 Заявить о нарушении