Как я поборол храп. Исповедь тяжелого храпуна

Как я поборол храп


Исповедь тяжелого храпуна

2020

http://sixth-season.ru

Введение

Дорогие друзья, я и есть тяжелый храпун, желающий избавить вас от мучительного храпа, вернее, от его страшных последствий, которые в одну минуту могут превратить вашу, может быть, счастливую и уютную жизнь в настоящий ад.
Представлюсь. Я, Михайлов Михаил Васильевич, доктор технических наук, профессор МГТУ и МФТИ, обладающий какими-то и другими титулами, хотя в данном случае это неважно – храпуны, они как народ в бане, все равны.
Так вот, я вам прочитаю «Лекцию о храпе». С храпом у меня свои счеты, богатый накопленный опыт борьбы, которым я и хочу поделиться с миллионами храпунов. Видите, я сижу в кресле, самом обычном кресле. Это волшебное кресло. Оно лечит. А дальше есть картинка приборчика, он называется СИПАП (СРАР) – замечательное иностранное изобретение, снимающее храп. Но с ним надо быть аккуратным. Могут быть серьезные последствия. Об этом позднее. А для начала задам вопрос. Кто знает, что такое ХРАП? Каковы могут быть его последствия? Большинство народа знает, что это противный ночной звук, из-за которого уходят жены. А то, что хороший, настоящий храп является причиной 50% ДТП, 50% инфарктов и инсультов, 100% смертей от АПНОЭ, знают немногие.
1. От меня ушла жена

Жена ушла спать в соседнюю комнату и стала приходящей женой. Я сплю один и своего храпа не слышу. Это не самое страшное, что могло бы быть. Спать одному на большой кровать не так уж и плохо. Потом появилась вторая жена, говорила, что никуда не уйдёт. Но тоже ушла, ушла спать в соседнюю комнату. Опять сплю один – и хорошо, и плохо.
Это была начальная жизнь с храпом. Тогда я еще думал, что с храпом можно жить, хотя трудно. Часто приходилось ездить в командировки, например, в Питер. Поезд замечательный, купе, три доброжелательных попутчика. Неприятно было с утра. Я старался на них не смотреть, чувствовал на себе убийственные взгляды трех пар глаз. Вчерашние милые люди сегодня готовы были порвать меня на части. Поезд прибыл. Быстренько схватил вещи, не глядя прощаюсь и убегаю. Несколько дней не могу прийти в себя. Это было противно, но не смертельно. Смертельное впереди.

2. Как надоели эти пробки из-за «чайников»!
Пробки на наших дорогах — это классика! Можно терпеть, когда пробки образуются из-за ремонтных работ, укладки нового полотна – сегодня потерпим, а завтра будет лучше. Но как меня бесят пробки, образованные двумя стоящими мигающими машинами. Проезжая, видишь, что и повреждений то нет, а стоят и мучают народ. Я всегда удивлялся, как можно на ровном месте при скорости движения 5 км в час наезжать друг на друга? А ведь наезжают, и таких наездов в Москве 50% от всех аварий. Вот же «чайники» проклятые!
Реже, но часто видны на дороге груды металла. Тут уже не ругаешься, молча медленно проезжаешь мимо. А ведь все это храп. Не совсем все, а 50% лёгких и тяжёлых аварий на дорогах – это храп.

3. Я виновник десятка легких ДТП.
Тогда я не знал, что стану таким же. Я – водитель с сорокалетним стажем. За первые 30 лет у меня не было ни одной аварии. Мой главный принцип вождения: «Я должен увернуться от любого, кто посягает на контакт с моей машиной». И уворачивался. Это целая наука. Главное знать ежесекундно всю обстановку вокруг себя. Глаза непрерывно сканируют: левое зеркало, центральное зеркало, правое зеркало. Решая, останавливаться или не останавливаться на желтый свет, смотришь, нет ли желающих за мной проскочить на этот желтый свет. Если вижу, что желающие есть, лучше не останавливаться – этот желающий обязательно воткнется в тебя. О безопасном методе вождения можно долго говорить, но речь идет о вождении во сне. Тут нет безопасных методов. Никого не знаю, кто бы мог водить машину во сне, но многие пытаются.
С некоторых пор я стал засыпать за рулем и особенно в пробках. Это ужасно. Ты ничего не можешь поделать с собой. Глаза слипаются. Натираешь лицо, крутишь головой, ворочаешь языком, шевелишь всеми членами – ничего не помогает. В какой-то момент вырубаешься, как будто теряешь сознание, и вскакиваешь, когда боднешь впередистоящую задницу. Ой, как же это противно! «Пострадавший» с бешеными глазами выскакивает, готов тебя разорвать на части, а машина-то цела. Вглядывается в свой бампер, выискивая хоть какие-то повреждения, но удар слабенький, кроме отвалившейся грязи ничего нет. Я говорю:
- «Извини, друг, так получилось!»
- «Как получилось?! Ты виноват!»
- «Виноват.»
- «Будем ждать ГАИ.»
- «Будем, но что ты им предъявишь? Обзовут придурком и уедут!»
Такая «пляска» может продолжаться минут 30. Клиент потихоньку остывает, а вокруг нас машины, машины, машины…Когда все надоело, то разъехались, даже руки друг другу пожали, и слава Богу, но на душе противно до тошноты. Только однажды я попал на небольшие деньги, но Бог с ними, это мелочь. Гораздо страшнее уснуть на скорости. Этого боюсь больше всего. Иногда, когда еду по живым улицам Москвы как по трассе, чувствую, что больше не могу держаться, останавливаюсь, чтобы поспать минут 15. Через 15 минут просыпаюсь и могу полчаса ехать. Однажды воткнулся боком в отбойник. Хорошо, что отбойник – не выехал на встречку. От отбойника отскочил, как мячик, сразу проснулся, машину удержал и не перевернулся. Остался в своем ряду, а вокруг с бешеными глазами проносились «свидетели». Самое удивительное, что в отбойник я ткнулся ручкой двери, ее стесало на треть, а бок без единой царапины – пока повезло! Мне повезло, а тысячи других бьются со смертельным исходом…
Бьются из-за засыпания. Что это за болезнь такая – засыпание? Сутки не спал, переутомился – понятно, что засыпаешь. Но тут-то спал и ни черта не делал, ходил, разговаривал, ел, пил – не было никакого засыпания, бодро себя чувствовал, сел за руль и через 5 минут отрубился. Интересно, что медицина не связывает засыпание за рулем с храпом. Просто переутомился и уснул.
Я уже и не помню, как я дошел до понимания, что все дело в храпе. Помню, что экспериментировал, специально ложился спать перед поездкой, если удавалось поспать, то сразу за рулем не засыпал, час удавалось спокойно ехать, а потом опять…Короче, с какого-то момента я убедился, что засыпание за рулем – это из-за храпа.
Какая же связь между храпом и засыпанием. Очень простая – храп не дает вам спать. Вы думаете, что спите. На самом деле слушаете свой храп. А если вы каждый день не спите ночью из-за храпа, то организм ловит любой момент для сна – в автомобиле ли, или на важном совещании у начальства… Значит в уходе жены и в засыпании за рулем один виновник – ХРАП. Жена ушла – это полбеды, а вот авария со смертельным исходом – это уже беда. С этим надо что-то делать!!!
4. Уснул и не проснулся
«Ушла жена» и автомобильная смерть – это не все беды, которые ждут храпунов. Может быть еще и легкая смерть.
Синдром абструктивного АПНОЭ сна – кто знает, что это за словесная абракадабра? Совершенно верно. Это храп с остановкой дыхания. Жена же рассказывает, что когда я засыпаю, мгновенно начинаю храпеть. Храплю, храплю все сильней и сильней, но вдруг тишина, храп прекратился, и дыхание остановилось. Не дышу почти минуту, а там как прорвало, хрюкнул и неистово задышал. Но я все-таки просыпаюсь, а некоторые так и «уходят на покой». А если сразу не уходят (как я), то АПНОЭ сопровождается гипертонией, повышенной вероятностью инфаркта и инсульта. Отсюда и статистика: ХРАП – это уход жен (по крайней мере спать в соседнюю комнату), 50% всех ДТП, 50% всех инфарктов и инсультов, легкая смерть от АПНОЭ.
Жена ушла – это хорошо, легкая смерть от АПНОЭ – это неплохо, а тяжелая смерть от ДТП – это плохо. С этим надо что-то делать!!!

5. Что делать? Шаг первый
Шаг первый, который делает каждый тяжелый, но начинающий храпун – идет к нашим врачам в ЛОР-отделение – попытка в очередной раз убедиться в бессилии официальной медицины. А ведь в стране порядка 450 тыс. ДТП без пострадавших и 170 тыс. с пострадавшими за год. Это официальная статистика, а фактически легких ДТП в разы больше. Половина из всех ДТП – это «храпуны», бессовестно заснувшие за рулем. Проблема государственная, поэтому и идет к государственному ЛОРу – пусть лечит, обязан…
А как лечит? Государству-то наплевать, оно такой проблемы не видит. Как будет лечить государственный врач болезнь, которой нет?
Пошел когда-то в поликлинику и я. У нас неплохая ведомственная поликлиника. Попал к ЛОРу, рассказал про храп и про смерть, а она спрашивает:
- «От меня-то ты чего хочешь?»
- «Вылечить храп».
- «А чего его лечить, это не болезнь. Все храпят, я и сама храплю. Можешь не мучиться, все равно ничего не поможет. А хочешь помучиться, поделай упражнения для языка».
Она показала эти упражнения, которые, якобы должны помочь, что-то мне промыла, чем-то побрызгала – с тем я и ушел.
Промыла, побрызгала – это хорошо, но к храпу никакого отношения не имело. А на упражнения для языка я возлагал большие надежды. Все свободное время делал эти упражнения, заставлял жену слушать мой храп и рассказывать, как идет процесс выздоровления. Но выздоровление не шло, продолжал засыпать в пробках и потихоньку тыкать в задницы зачем-то стоявшие на пути автомобили. Полный тупик, что же делать дальше?..

6. Что делать? Шаг второй (случайный)
Однажды, лет 15 назад, еще до шага первого, случай завел меня в больницу № 83 в районе Каширского шоссе у МКАД на Ореховом бульваре. Боковым зрением, случайно увидел маленькую вывеску «Центр медицины сна». После фиаско с государственной медициной надо было что-то делать, в памяти всплыла эта вывеска. Разыскал телефон и позвонил:
- «Приезжайте, после нас храпеть не будете»
Технология их работы такова: после приема у врача, мне назначают тестовую ночь. Я должен спать у них, а меня всю ночь обследует их оборудование.
Поехал спать. Пока ехал, мужественно боролся со сном, останавливался раза три, чтобы поспать и ни в кого не въехать. Там меня обвешали датчиками, надели маску, в которую задувал воздух какой-то прибор под названием СИПАП. Спал я, как убитый до утра, ни разу не проснулся, обычно дома просыпался раза три. Я знал, что буду спать в датчиках, поэтому взял с собой что-то вроде утки, но не понадобилось. Рано утром разбудила симпатичная молодая сестричка – сняла датчики, послушала, измерила давление. У меня, у гипертоника, было 120/80. Такого давления не было со времени прохождения комиссии в отряд космонавтов. Был и такой период в моей жизни. Трижды проходил комиссию, в промежутках делал достаточно неприятные операции. Но человек (здоровый) из меня все равно не получился. Тогда давление было в норме, а у храпуна оно было 160/90, хотя я его не чувствовал. А тут космонавтское 120/80. Удивился, но мало ли что в жизни бывает. Получил все бумажки и поехал домой. Ехал и чувствовал, что со мной что-то не так. А что не так – не мог понять. Вдруг осенило, меня совершенно не тянуло в сон – ЭВРИКА!!!
А приборчик-то был маленький, да удаленький, стоил 1500$ - тогда для меня большие деньги. Начал пытаться сэкономить. У нас такие не выпускались, только за границей. А там – 500$ - как обычно, тройная накрутка на все медицинское оборудование. В то время мы с ЕКА (Европейским Космическим Агентством) делали совместно систему управления ATV – европейский грузовой корабль для МКС. Поэтому у меня в Европе были хорошие коллеги и друзья. Через них попытался купить СРАР – к сожалению, не получилось. Чтобы его продали, нужна справка от их врача со всеми требуемыми приборными установками. Наши врачи им не указ. Пришлось разориться, но СИПАП я купил. Вот он лежит рядом вместе с маской, а на картинке храпун в маске.
Казалось, проблема решена. Засыпания за рулем и в кабинетах начальства прекратились. Действительно, как заново родился. Все-таки молодцы эти иностранцы. Правда, спать в маске было не очень приятно, жена все равно не вернулась и спала в соседней комнате. Но это неплохо – приходящая жена даже лучше.
Все было замечательно, но беда (пожалуй, не беда, а проблема) подкралась незаметно.
7. Чего не знают врачи о СИПАП
Первая неприятность – это подсадка на СИПАП. Как он работает? Подает в рот и нос повышенное давление. Верхнее нёбо (источник храпа) приподнимается, в носоглотке снимаются отёки (если они были). Дышать легко, храпа нет, сон глубокий – просто сказка. Конечно, организму это нравится, и без маски ты уже задыхаешься. Подсев на СИПАП, я без маски и не спал. Прошел год счастья. Вдруг неожиданно, на ровном месте пневмония. Врачи думают, что пневмонию они лечить умеют, лечат, пичкают меня антибиотиками, а она не лечится. Два месяца я безрезультатно промучился. Своему ЛОРу я с самого начала сказал, что сплю с СИПАПом. Она про такое ничего не слышала (наверное, как и большинство наших ЛОРов, ведь храп – это не болезнь!) но связалась с заведующим Центра медицины сна, чтобы узнать, нет ли у СИПАПа побочных эффектов. Тот, разумеется, заверил, что нет, она, разумеется, сказала, что продолжаем пить антибиотики, а я, разумеется, во всем сомневался, сделал над собой усилие и прекратил спать в маске. Через неделю пневмония прошла, но появилось засыпание за рулем и на совещаниях у начальников.
Тогда я разработал свою методику – спать в маске не более трех часов в ночь и только в те дни, когда надо ехать в Москву или заседать у начальства. Методика частично помогла. Я мог легко заседать и ездить в командировки в Москву. Но каждодневная езда на работу по Королеву меня продолжала убивать, а я продолжал периодически впечатываться в неудачливых водил – ну, не повезло им, что делать?
Приходилось частить с СИПАПом, где-то я промахнулся с дозой и опять нарвался на пневмонию. Это плохо. Но с другой стороны, я подтвердил свое предположение, что СИПАП можно использовать только в ограниченных дозах. Снял маску, и пневмония быстренько прошла. А дозу я существенно уменьшил и продолжал мучиться с засыпанием.
8. Новая беда. Засыпание везде, где сидим
Дозу СИПАПа уменьшил, а организм ведь требует полноценного сна. Я стал засыпать не только в автомобиле и на длинных посиделках, но везде, где только задница прикасалась к стулу или к дивану, или к кровати… Причем, когда ты сидишь, верхнее небо так не западает, и ты почти не храпишь. Организм спит, а ты сидишь и начинаешь раскачиваться, что называется кунять. И если это куняние жена не перехватит, то ты пикируешь носом в пол. А тут перед носом стоял стул, и нос в этот стул. А рядом с носом и глаз и челюсть – короче, два месяца я отходил от этого пике. Эти два месяца думал, что же делать?
9. Шаг третий – волшебное кресло. Я больше не опасен
Думал, думал, и долгожданная мысль пришла – идти тем путем, куда ведет тебя природа. Стул, в котором хорошо спится, надо сделать таким, чтобы не было, куда падать. Обсудив с женой идею, мы тут же пошли в мебельный и наткнулись на это чудо. Я в него сел и почувствовал себя в кресле космонавта. Оно как будто отлито под мое тело, в меру жесткое и очень удобное. Из него не выпадешь, мне с трудом удается из него выбираться.
Такие два кресла мы покупали еще с первой женой в 1975 году – это была моя первая мебель. Теперь такое же кресло мы купили со второй.
К креслу (для удобства) я сделал подставку для ног. Теперь это не кресло, а спальный агрегат. Его натурные испытания показали:
- садишься и засыпаешь в течение 5 мин;
- ночью просыпаешься только раз (а раньше было 3-5 – вот еще была беда);
- утром просыпаешься часов в 6 полностью выспавшись;
- давление установилось 130/80, таблетки от гипертонии пить прекратил. Надеюсь, вышел из зоны риска инфаркта и инсульта, избавил себя от возможности лёгкой смерти от АПНОЭ;
- прекратил кунять на любом стуле;
- главное, прекратил засыпать в автомобиле и на начальственных сборищах;
- считаю, клинические испытания на одном испытуемом проведены успешно;
- для запуска идеи в серию требуются добровольцы.
Так что, дорогие друзья, я поделился результатами своих изысканий. Очень хотелось бы, чтобы нашлись последователи, которые подтвердили бы эффективность предложенного решения. А главное, чтобы храпуны прекратили совершать ДТП, умирать легкой смертью от синдрома АПНОЭ и вышли из зоны риска инфарктников и инсультников. Тогда в нашей стране число ДТП сократится вдвое, а продолжительность жизни станет такой, как в Европе.
А я больше не опасен!


Рецензии