РИсовка или рисОвка?

По другому-рисовая амадина, но у нас её по-всякому кличут. Хотя "рисовка" здесь от слова "рис",а не "рисовать": видовое латинское название oryzivora-"поедатель риса" говорит само за себя. Вообще это довольно милые птахи,поэтому их охотно держат в неволе.

Родина рисовки-Юго-Восточная и Южная Азия,но благодаря человеку её ареал в природе значительно расширился. Например, птичка прочно обосновалась на Гавайских островах, причём в новых местах она процветает, чего не сказать о популяциях на исторической родине.

Гнездится в основном в дуплах деревьев. В каждой кладке обычно 5-6 белых (как у всех астрильдовых) яиц. Вне периода размножения рисовки,собравшись в стаи,способны нанести серьёзный урон урожаю культурных злаков,особенно риса.

Молодые окрашены почти однотонно в серо- бурый цвет с тёмными клювами. Лишь после первой линьки они приобретают "взрослое" оперение;тогда же и клювы краснеют.

Рисовая амадина давно одомашнена. Помимо "природников",выведены белая,пёстрая,палевая и осветлённая формы. Птицы с белой окраской истинными альбиносами не являются:имеют тёмные глаза. Хотя и альбиносы иногда встречаются.

Я впервые завёл парочку осенью 2002:купил на рынке. Самец и самка окрашены одинаково;клюв представительниц слабого пола обычно более бледный и относительно меньше,веки тоже бледнее. Но далеко не всегда:у разводимых в неволе порой бывает и наоборот.

Наиболее точным отличием является песня самцов. Она довольно громкая и приятная,но сравнительно однообразная. Порой пение разных особей может отличаться так сильно,что,если не видеть птиц,можно подумать:это вокализация разных видов.

Мой первый самец пел нестандартно, но я узнал об этом лишь позднее:не с кем было сравнивать. Гнездиться у меня птицы так и не пожелали:вообще ноль внимания на гнездовой домик. А в марте 2003 рисовок увидела знакомая,зайдя ко мне,и выклянчила...

У неё пташки вскоре загнездились,но яйца не насиживали вообще,причём это повторялось неоднократно. По всей видимости, их самих,по крайней мере самку,выкормили японские амадины:такие птицы в значительной степени утрачивают гнездовой инстинкт.

Самцы рисовок,выращенные "японцами",имеют песню,сходную с таковой у приёмных родителей:ничего приятного. Вообще, многие пернатые из отряда воробьинообразных перенимают голос тех птиц,кто их выкормил,даже если это другой вид.

Осенью 2003 я приобрёл ещё одного самца. У этого песня была совершенно непохожая на таковую у предыдущего:выяснилось, что сходно поют большинство рисовок. К сожалению, он прожил недолго:тогдашняя бабушкина кошка постаралась...

Захотелось мне завести парочку вновь лишь в июле 2009. Но в зоомагазинах их тогда почти не продавали,и пришлось опять ехать на рынок. Как бы то ни было, птички поселились у меня:теперь хотелось всерьёз заняться ими.

Одна из них пела и выглядела,как типичный самец. Вторая имела бледный клюв и веки;продавец сказал,что её сильно обижали другие птицы и пощипали затылок. Я всё равно купил:видно же,что разнополые!

Но каково же было моё удивление, когда эта птичка спустя недели две...тоже запела. Увы,это оказались два самца... Так что о потомстве пришлось забыть. Песни у обоих были схожими, но немного различались,если прислушаться.

Рисовые амадины жили у меня в большом садке вместе с волнистыми попугайчиками. Часто гоняли их от корма,зато попугайчики научились купаться,глядя на амадин:так же стали плескаться, хотя обитатели соседнего садка без рисовок водные процедуры принимать так и не начали.

Бледноклювый самец был явно более слабый и прожил лишь неполных 10 месяцев:начал хиреть и помер в начале мая 2010. Второму я хотел прикупить пару,но на тот момент рисовок вообще было не найти даже на рынке.

Так и почил он в одиночестве в феврале 2011. Причём неожиданно:ещё вчера распевал,а наутро обнаружился мёртвым... Да,птицы,к сожалению,нередко гибнут внешне бессимптомно, а лечение подобной мелочи чаще всего не приносит эффекта.

Теперь рисовки давно продаются на Авито и во многих зоомагазинах. Хотя менее популярны, чем зебровые амадины:почему,не знаю. Разве что цена на них выше. Но рисовые амадины того стоят!

Интересно мне не раз рассказывали про белую разновидность:дескать, вообще не хотят размножаться. Но ведь как-то же их разводят! Видимо,просто условия более подходящие надо создать.

Помимо описанной мной серой рисовки,есть ещё бурая,родом тоже из тропиков Азии.Она поменьше,с коричневым оперением на спине,крыльях и груди;я ни разу не видел эту птицу в продаже,может,её к нам и вообще не завозили.

Фото из интернета.


Рецензии