Асы кубанского неба ч. 20

КУЛАГИН АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Родился 4 сентября 1921 г. в дер. Старое Закружье ныне Беларусь, Ветковский р-н Гомельской обл. Окончил 7 кл. Работая на авторемонтном заводе им. С. Кирова в Могилёве, по 1939 г. занимался в аэроклубе. После призыва в армию был направлен в Армавирскую военную авиашколу пилотов, которую окончил в 1942 г. Сержант Кулагин в боях с июля 1942 г. в составе 821-го ИАП. Первый бой Андрей Кулагин провёл летом 1942 г. почти над аэродромом Армавирской авиашколы. А дело было так. Прилетел командир фронтового полка и объявил, что для пополнения поредевших эскадрилий ему нужны курсанты такие, что в технике пилотирования посильнее да посмелее характером. В числе других назвали и его, Андрея Кулагина, воспитанника комсомольской организации Могилёвского авторемонтного завода имени С.М. Кирова. В этот день ст. сержант Кулагин со своим ведущим ст. сержантом Крючковым встретили в небе вражеские самолёты. Боевое крещение - суровое испытание на стойкость. После схватки с 5 "Мессерами" в самолёте Андрея техник насчитал 40 пробоин. Ни одного вражеского самолёта они с Василием Крючковым тогда не сбили, но и сами им не поддались. "В паре с Андреем мы летали долго, - рассказывал, вспоминая нелёгкие фронтовые будни, Герой Советского Союза, полковник в отставке Василий Егорович Крючков. - Потом его тоже назначили ведущим, в нашей же эскадрилье, и вместе мы служили до самого конца войны..." Свою первую победу лётчик Кулагин одержал в районе Армавира 27 января 1943 г., где, встретив группу истребителей-бомбардировщиков Ме-110, одного из них сбил огнём из пушки своего Як-1, после чего провёл штурмовку немецких войск.

В феврале 1943 г. полк был перевооружён на ЛаГГ-3. 27 марта, в составе 7 истребителей ЛаГГ-3, Кулагин штурмовал немецкую группировку войск. Внезапно налетели Ме-109. Их было значительно больше, но наши пилоты дрались отважно, мастерски и одержали победу. В этом бою Кулагин сбил 1 вражеский самолёт. Через 3 дня, 30 марта 1943 г., на фюзеляже кулагинского истребителя появилась ещё 1 звёздочка - символ победы над врагом. В районе ст-цы Анастасиевской восьмёрка "ЛаГГов" провела успешный воздушный бой с 10 Ме-109, в котором Кулагин одержал новую победу. В ходе разгоревшейся схватки он удачно атаковал и другой самолёт, враг уже был в прицеле, осталось только нажать на гашетку, но в это время в тяжёлом положении оказался один из товарищей, и Кулагин, не завершив атаку, бросил врага и спас товарища. В конце марта, при проведении штурмовки, командир звена Кулагин решительно контратаковал четвёрку Ме-109 и в коротком бою сбил ведущего... Далее из материала - "Почерк крылатого бойца". На землю стали опускаться фиолетовые сумерки. Напряжённый день подходил к концу. Однако на самолётной стоянке полевого аэродрома, приютившегося в окружении виноградников и садов недалеко от кубанской ст-цы Фонталовской, по-прежнему кипела работа. Техники и механики деловито хлопотали возле машин: осматривали и дозаправляли их горючим, снаряжали боеприпасами. Оживлённо было и на старте, где все уже находилось в готовности к обеспечению ночных полётов: расставлены по своим местам прожекторы, подключено электрическое "Т", другое освещение, необходимое для обеспечения безопасного взлёта и посадки истребителей-ночников.

С моря дул пронизывающий ветер. Он метался над степью и плавнями, резкими порывами крутил смерчи на пожухлой осенней траве аэродрома и со свистом уносился куда-то на северо-восток. "Ночь, судя по всему, будет холодной и тёмной", - невесело подумал Андрей Кулагин, подходя к своему "ЛаГГу". Техник самолёта чётко доложил о готовности машины к вылету. Андрей поднялся в кабину, привычным движением закрыл прозрачный фонарь истребителя и, положив руку на штурвал, бросил нетерпеливый взгляд в сторону КП. Они с ведомым готовы к схватке с фашистскими стервятниками, шныряющими в ночном небе, и Андрею хотелось поторопить руководителя полётов. Он сознавал, с какой надеждой ждут их наши пехотинцы. Конечно, те времена, когда немцы безнаказанно разбойничали в ночном небе Кубани, давно прошли. И всё-таки активность авиации противника в тёмное время суток ещё оставалась сравнительно высокой. Стоит истребителям-перехватчикам по какой-то причине задержаться с вылетом на патрулирование над позициями своих войск - и на пехотинцев летит смертоносный груз. Кулагину вдруг вспомнилось, как он и его товарищи по полку начинали осваивать ночные полёты. Осенью 1943 г. наша авиация уже господствовала в небе. Днём фашистские бомбёры не особенно рисковали летать, а вот ночью ходили косяками, сбрасывая бомбы на наши наступающие войска. "Надо осваивать новые способы борьбы, учиться бить врага в темноте, - говорил командующий 4-й Воздушной армией ген. К.А. Вершинин перед постановкой боевой задачи лётному составу.

Он не столько приказывал, сколько призывал, пытливо глядя в глаза молодым лётчикам. Понимал, что они ещё не имели опыта. Впрочем, ночью не летали и бывалые пилоты. - Я надеюсь, что пример покажут лётчики-коммунисты", - закончил он. Первым шагнул вперёд 22-летний зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Кулагин. За ним Андрей Богачев, Сергей Мосягин, другие пилоты. Сначала они вылетали в сумерки: вражеские бомбёры старались выходить именно в это время. Встретишь их вблизи линии фронта, пугнёшь - и весь результат. Так поступал несколько раз и Андрей. Потом поднялся в воздух попозже. Нашёл "Хейнкель-111", подходивший к цели. Незаметно пристроился. Выбрал момент и ударил, тот вспыхнул факелом в темноте... Прошло некоторое время, и Андрей добился нового успеха, о котором стало известно командующему фронтом. В ту ночь, было это 28 января 1944 г., в паре с лейтенантом Кистаевым вылетели на патрулирование в район Таманского п-ова. Едва заняли зону, как в красном от фронтового зарева небе Андрей увидел большой силуэт самолёта. По очертаниям безошибочно определил: "Хейнкель-111". Тот шёл со стороны Керчи. Чтобы не обнаружить себя раньше времени, наши истребители разошлись в разные стороны. Кулагин сбавил газ, довернул свой ЛаГГ-3 и, зайдя "Хейнкелю" в хвост, снизу с близкой дистанции всадил в него пушечную очередь. Бомбардировщик вспыхнул и понёсся к земле. Он упал в расположении своих войск. Всё это произошло недалеко от траншей наших пехотинцев. В те минуты с радиостанции наведения ему передали благодарность командующего Отдельной Приморской армией И.Е. Петрова.

Как позже выяснилось, в ту ночь генерал-полковник приехал на передовой КП 4-й ВА. В это время над передним краем разгорелся воздушный бой, который закончился победой советских лётчиков. Узнав, кто сбил вражеский бомбардировщик, И. Петров сказал, обращаясь к командующему 4-й ВА ген. К.А. Вершинину: "Молодец Кулагин!   Объявите ему от моего имени благодарность". Указание командующего армией было выполнено немедленно. Обрадованный похвалой известного военачальника, Андрей в том вылете с ещё большей силой обрушил удары по удиравшим "Хейнкелям". Вражеской авиации так и не удалось прорваться к боевым порядкам наших наземных войск. Не смог противник осуществить свой замысел и на следующую ночь. Теперь путь бомбёрам преградили товарищи Кулагина по эскадрилье - её командир Майор Ф. Кулякин и ст. лейтенант П. Щеблыкин. Стремительной атакой они в тот раз сбили по одному Не-111. Вскоре Кулагин вновь добился успеха. Вдвоём с лейтенантом А. Богачевым они подкараулили два "Хейнкеля", попавшие в лучи прожекторов, и подожгли их. Темнота загустела настолько, что все аэродромные постройки потеряли привычные очертания. Кулагин, однако, разглядел стоявший левее от него ЛаГГ-3, видневшуюся в кабине голову Кистаева: ведомый ждал команду на взлёт. Рассыпаясь по небу огненным дождём, над КП взметнулась ракета. Андрей нажал кнопку запуска. Мотор несколько раз чихнул, потом загудел ровно и сильно, и самолёт начал выруливать на взлётную полосу. Через минуту Кулагин легко оторвал машину от земли и стал стремительно набирать высоту.

Ведомый стартовал без промедления и в расчётном точке занял место в строю. Оглядывая чернильно-тёмный небосвод, лётчики искали встречи с противником. Вскоре вдали заметались голубоватые лучи наших прожекторов. То укорачиваясь, то неожиданно вырастая, они тревожно шарили по небу. "Значит, где-то близко ходят вражеские бомбёры", - заключил Кулагин и тут же предупредил по радио ведомого: - Смотри внимательно, фрицы рядом! - Понял, товарищ командир, - отозвался Кистаев. Между тем лучи прожекторов вонзились в одну точку. В пучке света блеснули знакомые очертания воздушного хищника, вокруг него тотчас запульсировали яркие вспышки. "Попался, гад, - торжествующе подумал Андрей. - Держите его, ребята", - мысленно обратился он к зенитчикам и рванулся туда, где искрились яркие разрывы снарядов. В сознании мелькнуло, что так недолго и самому попасть под огонь своих, но скорость он не сбавил. Нельзя было терять времени. Фашистский лётчик торопился вырваться из цепких лучей. Он понимал, что можно уйти: прожекторные посты не бесконечно будут передавать его друг другу. Кулагин тоже торопился. Его ЛаГГ-3 послушно нырнул вниз, где метался Не-111. Андрей изготовился и дал пулемётную очередь, но тут же с досадой чертыхнулся. Он понял, что промазал. Ярко освещённая цель показалась ему значительно ближе, чем была на самом деле. Прибавил газу и снова открыл огонь. Бомбардировщик запульсировал в ответ частыми вспышками. Но это не смутило Андрея. Мастер ночного боя, он хорошо знал, что противник сейчас бьёт наугад, больше из страха, пытаясь воздействовать на психику атакующего множеством светящихся трасс.

Продолжение следует в части  21                http://proza.ru/2021/02/01/1300             


Рецензии
Отличная подборка биографий наших асов! Интересную и важную тему освещаете, Николай!
С уважением,

Олег Каминский   03.06.2020 06:58     Заявить о нарушении