Этот день в истории - Мухаммед Али

ПОЧЕМУ  АНГЕЛЫ  БЕЛЫЕ...



«Свободен, свободен, наконец свободен»
(Эпитафия на могиле М.Лютера Кинга)


         Смерть чернокожего американца Джорджа Флойда, вызвавшая в США бурю негодования, вновь заставила меня невольно перенестись в свою молодость, в 60-е - 70-е годы, когда передовые колонки советских газет пестрели такими заголовками, как  «Оголтелый расизм», «Звериный оскал капитализма», «Негритянское гетто», «Их нравы», «Африка сбрасывает оковы рабства», «Свободу Анджеле Дэвис!»...
   

            Не знаю почему, но именно подобные фрагменты из пёстрого советского калейдоскопа мне, почему-то, запомнились особенно чётко. Впрочем, наверное, как и многим моим сверстникам, пошедшим в школу в начале 60-х годов прошлого века. И надо отдать должное журналистам и в первую очередь отделу пропаганды ЦК КПСС, усилия профессионалов своего дела не пропадали даром: наряду со столовскими пирожками с повидлом (по 5 копеек) и котлетами (за 10 коп.), идеологическая «пища» также, вполне успешно усваивалась нашими юными мозгами и, переварившись в доверчивом детском уме, надёжно и прочно закреплялась в наивной душе ребёнка. И как бы в противовес "загнивающему капитализму" в «Красном уголке» нам приводили по-комсомольски выдержанные образцы интернационализма на примере полувымышленных "героев-пионеров", "павки корчагина" и прочих агитационных штампов.
         Это уже потом, окончив школу и став значительно старше, некоторые из одноклассников усомнившись, захотят искренне и честно разобраться в этом вопросе самостоятельно. А разобравшись - будут окончательно подавлены и раздавлены, морально и психологически, ибо не каждому из нас дано признаться самому себе в горькой правде... Главной из которых окажется тотальная и беспросветная ложь, из которой мы так и не сумели выбраться до сегодняшнего дня. Которая, по всем законам жанра, рано или поздно (как и всякое г@вно), имеет обыкновение, всплывать на поверхность, не выдержав испытание временем.
       И вот, на волне вспыхнувших протестов, длящихся уже целую неделю и всколыхнувших всю общественность Америки, мне вдруг припомнились трагические события 60-х гг., когда волна антирасовых митингов и выступлений захватила буквально всю страну и в первую очередь, передовую общественность, стремившуюся к настоящей свободе. К той самой, что впервые была провозглашена "отцами американской демократии" и в законодательном порядке закреплена в Конституции страны, принятой в сентябре 1787 года. Нет, вы только представьте себе: скоро "стукнет" 250 лет! Успокойтесь: нам такое не грозит - мы умудрились всего за какие-то 100 лет поменять «Основной Закон» страны аж целых 4 (четыре!) раза. То есть, в среднем, каждые 25 лет. И это ещё, оказывается, далеко не конец...
       В этой связи, закономерно всплывают в памяти те легендарные личности, которые навсегда останутся в памяти народа не только Соединённых Штатов, но всего прогрессивного человечества. Да - и как бы это громко и - возможно - пафосно ни звучало. Поскольку, всю свою жизнь они без остатка посвятили борьбе за настоящую свободу, за уничтожение неравенства и расовой дискриминации в стране, претендующей на звание цивилизованной. И некоторым из них, дабы добиться конечного результата,  пришлось оплатить свою деятельность самой высокой ставкой - ценой собственной жизни. И конечно же, первым из них следует назвать Мартина Лютера Кинга - американского баптистского проповедника и известного общественного деятеля, безусловного лидера движения за гражданские права чернокожих в США.
         Знаменитая речь «У меня есть мечта», произнесённая им 28 августа 1963 года на митинге марша протеста в Вашингтоне, считается одной из лучших речей в истории и признана лучшей речью XX века. Каждый год в США отмечается национальный праздник в третий понедельник января и приурочен ко дню рождения Кинга 15 января.

          «...Я говорю вам сегодня, друзья мои, что у меня есть мечта, что настанет день, когда наша нация воспрянет и доживет до истинного смысла своего девиза: "Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы равными".
          У меня есть мечта, что на красных холмах Джорджии настанет день, когда сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут усесться вместе за столом братства.
          У меня есть мечта, что настанет день, когда даже штат Миссисипи, пустынный штат, изнемогающий от накала несправедливости и угнетения, будет превращен в оазис свободы и справедливости.
          У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют.
         У меня есть мечта сегодня...
         Когда мы позволим свободе звенеть, когда мы позволим ей звенеть из каждого села и каждой деревушки, из каждого штата и каждого города, мы сможем ускорить наступление того дня, когда все Божьи дети, черные и белые, евреи и язычники, протестанты и католики, смогут взяться за руки и запеть слова старого негритянского духовного гимна: "Свободны наконец! Свободны наконец! Спасибо всемогущему Господу, мы свободны наконец!»

        Я узнАю о биографии этого замечательного и бесстрашного человека значительно позже, почти через 8 лет после его убийства (состоявшегося в 1968 году в г. Мемфисе), будучи уже студентом бухарского пединститута. И всякие "павлики морозовы" с "павликами корчагинами", равно как и "александры стахановы" с "прасковьями ангелиными" вмиг слетят с моих ушей как луковая шелуха. Ибо, тут перед глазами стоял живой человек, со всеми подробностями его пасторской деятельности, с фотографиями и кинохроникой, зафиксировавшей не только его горячие и проникновенные проповеди и речи, но и последние минуты его жизни. И с другой стороны - какой-то железный агитационный плакат, ничего не говорящий ни уму, ни сердцу. Словом, непонятная мёртво-рождённая агитка.
        Наверное, я "неправильный патриот", родившийся не в той стране и не в своё время. Это, скорее всего, не моя вина - это моя беда. Ибо, с самого детства у меня привился устойчивый иммунитет ко всякого рода лжи и лицемерию. Я это чувствовал всегда, на кожном уровне: и в те далёкие советские времена "застоя", и в "горбачёвскую перестройку", и в "ельциновскую демократию", и особенно сейчас, когда отдельные так называемые политологи и пропагандисты с особым смаком обсуждают сегодняшние события, происходящие в Америке, в свойственной манере разъясняя "несознательному" народу про "истинную природу пиндосов" и их "расизм".
       «Боже мой! - искренне восклицаю я в такие моменты - И от кого я это слышу? Нам бы, хоть когда-нибудь, дожить и дорасти до понимания тех проблем, что стоят сегодня перед Соединёнными Штатами Америки!» Нисколько не сомневаюсь, что они-то, как раз-таки, справятся: в свободном обществе иначе и быть не может. Справимся ли мы, со своим "бытовым" антисемитизмом и прочими "измами"? И впишемся ли когда-нибудь в обще-цивилизационную семью народов, которая далеко оставив нас позади, с опаской оглядывается на нас, как на дикарей с ядерной дубинкой? Или нам остаётся снова лишь одно: продолжать проводить парады, идти своим "особым" путём неизвестно куда и в своё оправдание не забывать выкрикивать: "Зато у вас негров линчуют!"
        Кстати, о чернокожих. Как всегда, я с самого начала отвлёкся от того, с чего хотел начать, и - "Остапа понесло..." Каюсь. На самом деле, вспомнив, что сегодня 3 июня, я собирался поделиться с вами ещё об одном моём кумире, которого я очень уважаю и чуть ли не боготворю. Сегодня - день памяти Мухаммеда Али - без преувеличения, самого знаменитого боксёра нашей планеты. Но для меня он важен не только, и даже не столько своими выдающимися достижениями в мире спорта, но - в первую очередь - именно человеческими качествами. И прежде всего, как борец за справедливость, за независимость и свободу суждений, за смелое выражение своих взглядов и умение их отстаивать. За его непревзойдённый талант как настоящего оратора и оппонента, и конечно же, за его умную головушку и уникальную харизму.



Видео - https://youtu.be/dS0hZtgLuWc
То самое знаменитое интервью...


        Кое-кому, со стороны может показаться, что моё преклонение пред ним продиктовано исключительно тем, что он в своё время принял ислам... такая, знаете ли, "солидарность", встречаемая довольно частно. Нет, это далеко не так. Тем более, вряд-ли, меня можно причислить к образцовому мусульманину, если я сам не совершаю многих обрядов предписанных правоверным, пью, курю и даже грешен в ещё бОльших проступках...
         В Мухаммеде Али я увидел образец воистину честного, мужественного и свободного человека, который не боится, ЧТО о нём скажет общество, а руководствуется соображениями, выработанными на основе исключительно лично пережитого опыта, который в конечном счёте и привёл его к сформировавшейся устойчивой и независимой личности. Это вам далеко не те боксёры, которые на вопрос: "А зачем Вам голова?", могут ответить: "А ещё я в неё ем". Тут, в высшей степени эрудированный и начитанный человек, знающий себе цену и умеющий постоять за свои убеждения на интеллектуальном ринге с любым оппонентом. И это несмотря на то, что не со всеми его взглядами на те или иные проблемы я согласен на все сто. Но именно и это меня в нём привлекает, заставляя искренне восхищаться его самоуверенностью.


Видео - https://youtu.be/VeoamMPAEF8
Мухаммед Али о взаимоотношениях между различными расами и народами


          А ещё за то, что он также, как и Мартин Лютер Кинг, боролся с расовыми предрассудками, талантливо их высмеивал и до конца своей жизни старался помогать многим несчастным людям, занимаясь благотворительностью. И я без тени смущения, не побоюсь поставить заслуги Мухаммеда Али рядом с христианскими проповедями Мартина Лютера. Невзирая на разное вероисповедание, из сблизило одно: они оба боролись против сегрегации и расовой дискриминации, и потому, делали одно общее дело, которому посвятили себя без остатка.
          Причём, для достижения конечной цели, у каждого из них был свой метод, который кому-то может показаться диаметрально противоположным. Так, если главным действенным оружием Лютера были христианские проповеди в духе Христа, призывающие к ненасилию (что может рассматриваться некоторыми критиками как некая аналогия с утопистами: Томас Мор, Томаззо Кампанэлла и др.), то Мухаммед Али был настоящим борцом и позволял себе говорить такие вещи, за которые некоторые из левых либералов сочтут его чуть ли не за откровенного расиста.


Видео - https://youtu.be/GangdclKpwk
Ещё одна речь Мухаммеда Али...


          И конечно-же, оба моих кумира любили Бога и несли в этот мир лишь доброе и светлое. Наглядным примером может служить их личная жизнь и та благородная память, которую они оставили в сердцах многих и многих миллионов приверженцев их идей и учений.


Рецензии
Ассалом алайкум,Голиб!
Скажу коротко:
приятно читать и очень интересно!
С уважением,

Борис Гольдин   15.07.2021 23:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Борис!
Тронут сердечно вашим откликом. Спасибо!
С уважением, -

Голиб Саидов   16.07.2021 19:11   Заявить о нарушении
Вся жизнь "Великого" - это бесконечные подвиги. Отважность, следование идеалам, отказ от участия в войне,... я смотрела много его биографий и последний фильм о нем,его жизнь - это потрясающая история необыкновенного человека. После осознания что ты живешь, на планете где рождаются такие люди становится намного приятнее жить. Спасибо вам за упоминание "Великого Али".

Елена Бырлига   14.04.2022 08:02   Заявить о нарушении
И Вам - огромное спасибо, Елена, за сердечный отклик!
С уважением, -

Голиб Саидов   14.04.2022 11:40   Заявить о нарушении
Знаете, я даже грушу себе повесила, им вдохновилась. Конечно, я не боксер и спорт для меня - это недосягаемо. Но когда надеваю перчатки и боксирую - первая мысль о нем).
Всех благ вам!

Елена Бырлига   14.04.2022 11:43   Заявить о нарушении