Десять дев

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который прийдет Сын Человеческий». [Мф.25:1-13].
 
Смысл притчи кажется очевидным: бодрствуйте, потому что не знаете, в какой момент решится ваша судьба.
 
Бодрствовать – это быть в любой момент готовым к различным испытаниям и к встрече с Богом. Причем, исходя из смысла притчи, готовность или неготовность человека зависит только от него самого, включая рациональное мышление. В данном случае, девы, которые заранее позаботились о  масле в своих светильниках и взяли его с избытком, не упустили важный момент в жизни и были приглашены на брачный пир. А те девы, которые, хоть и ждали вместе со всеми у ворот, но упустили важный момент, потому что не были готовы ждать долго.
 
Казалось бы, какая разница, есть масло в светильниках или его нет, разве можно из-за такой мелочи быть отлученным, в данном случае, от Царствия Небесного, поскольку, вначале притчи однозначно говорится, о чем тут пойдет речь. Но именно эта «мелочь» определяет тех, кто войдет, и тех, кто останется за воротами нового мира. И конечно, речь не о масле и не о забывчивости, и тем более, не о случайности. Речь о запасе силы, чтобы ждать. Речь о терпении и правильном сохранении своих жизненных ресурсов, а поскольку, жених это образ Мессии, то речь о моральных силах, о праведности и стойкости даже в самый темный час жизни.
 
«Девы мудрые» это люди, которые изначально готовы к долгому ожиданию и, следовательно, стоят в праведности, даже не смотря на то, что Царствие Божие на земле, обещанное Христом две тысячи лет назад, до сих пор не наступило. Медлит и Сын Божий прийти во второй раз для окончательной победы во всем мире над всяким беззаконием. Беззаконие ещё процветает полным ходом и неизвестно, сколько ещё будет длиться эта ночь в прямом и переносном смысле. Очевидно, что большинство людей в мире умрут раньше, чем наступит обещанное Христом Царствие на земле.  Но Сын Божий говорит не только о перспективе всего человечества, но и о личной судьбе каждого человека, и не скрывает, что без воскресения мертвых, Царствия Бога на земле не наступит. Следовательно, сама по себе смерть ничего не решает, а вот жизнь решает всё, вернее всё зависит от образа жизни. Причта о мудрых и неразумных девах предупреждает именно об этом, чтобы бодрствовать в праведности до конца дней. И сколько есть жизненного огня, столько и стоять в ожидании Праведного суда. Эта притча по большей части обращена к тем, кто, казалось бы, согласен жить по совести и чести, но им не хватает терпения и стойкости. А почему? Потому что «случайно» забыли взять с собой масло для светильников на всю ночь? Но другие-то не забыли и взяли столько, сколько нужно на всю ночь. Поэтому и не дали своего масла другим, иначе не хватило бы никому.
 
Каждый может нести ответственность только за себя, за свою готовность. У каждого свое «масло» для огня. Собственной готовностью и ответственность  невозможно поделиться. Можно поделиться опытом, знаниями, имуществом и даже кровью, но невозможно разделить свое терпение или праведность. Честь и совесть нельзя дать взаймы или подарить, как и нельзя отдать свою индивидуальность.
 
Также нельзя сказать, что дело в забывчивости. О том, что кто-то что-то забыл, даже нет и намека в притчи. Все знали куда шли и знали, что жениха придется ждать. Только одни думали, что быстро всё будет, другие подготовились основательно. Кто рассчитывал на скорое завершение дела, остался не у дел, а кто решил бдеть всю ночь, удостоился чести войти и остаться.
 
Так и в жизни, нельзя расслабляться, в смысле нельзя позволять себе быть самоуверенным и пренебрегать  праведностью, чтобы не отвлекаться от моральных принципов справедливости и милосердия. Нельзя брать выходной у совести и чести. Опасно забывать для чего человек живет на этой земле, и что человек призван светить всегда, и даже тогда, когда у многих уже не хватает сил, когда кругом глубокая ночь и надежды почти не осталось.
 
А кто сказал, что будет легко и быстро? Испытание потому и испытание, что нелегко и небыстро. Но справиться может любой, если будет бодрствовать, то есть внимательно следить за собой, чтобы не попасться в сети лени, безалаберности и ложной самоуверенности, притупляющей внимание и уводящей от главного в жизни, от справедливости и благочестия, без которых человек останется за воротами светлой жизни.
 


Рецензии
Ha фacaдe церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (Рим) нaxoдится фрeска c изoбpaжeниeм притчи о дeсяти дeваx и Мадонны c младeнцeм Иисусом.

Григорий Аванесов   19.07.2024 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.