Мысли о мыслях

Каким способом мысль существует?
Надеюсь, мой ответ на этот вопрос когда-нибудь войдёт в программу обязательного школьного обучения.
Знание функциональных особенностей мозга человека, - это ключик от ларца в котром мы найдём ответы на извечные мировоззренческие вопросы всех поколений рода человеческого.

Где и как рождаются мысли?
Мозг человека – единственный орган нашего тела, который всё ещё остаётся белым пятном в нашем самопознании.
Появились компьютерные томографы, позволяющие наблюдать на мониторе активность мозга в любом его сегменте.
Но даже самые современные методы исследования мозга (позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография) не позволяют нам созерцать процесс мыслеобразования и содержимое мыслей.
Почему поиск мысли в голове человека превратился в поиск «черной кошки в тёмной комнате»?

Хирург, который произвел трепанацию черепа человека, сколько бы ни вглядывался в извилины мозга своего пациента, ничего интересного, что указывало бы на присутствие мыслей, он там не обнаружит.
Мыслит наш мозг.
Мозг существует материально, а потому мозг можно созерцать.
Мысль увидеть невозможно, ибо мысль – это продукт функциональной работы мозга.
Что значит "продукт функциональный»?

Воспользуемся аналогией.
Представьте дикаря, случайно оказавшегося в нашем цивилизованном мире.
Человек впервые увидел автомобиль, а поездка на авто, в качестве пассажира, доставила ему огромное удовольствие.
Дикарь стал интересоваться: почему он не видит того, кто толкает карету?
Дикарю показывают мотор и поясняют: мол, там внутри находится интересующая его сила.

Дикарь не успокаивается, он настоятельно просит вскрыть мотор, чтобы своими глазами увидеть обладателя невероятной силы.
В ответ на свою просьбу дикарь слышит: Силача (силу тяги) увидеть невозможно, даже если мотор разобрать до последнего винтика.
Созерцать и ощупывать можно будет лишь детали, из которых собран двигатель.
Дикарю пытаются как-то объяснить: мол, двигатель - изделие материальное, а СИЛА ТЯГИ существует пока в моторе происходят последовательно четыре такта: всасывание рабочей смеси в цилиндр - сжатие рабочей смеси в над поршневом пространстве до её воспламенения - рабочий ход поршня - выхлоп отработанных газов.
И далее все повторяется циклично: всасывание - сжатие - рабочий ход - выхлоп...
Стоит одному из этих тактов прерваться, СИЛА ТЯГИ исчезнет, мотор заглохнет, станет грудой мертвого металла.

Автомобильный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - изделие материальное.
Сила тяги, - продукт функциональной работы двигателя.
Специалисты знают: все болезни ДВС можно выявить, если подвергнуть специальной диагностике каждый из четырёх вышеперечисленных тактов.

Наш мозг – изделие материальное.
Мысль имеет функциональный способ существования.
Чтобы представить способ существования мысли, нам придётся рассмотреть все основные такты ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА во время которого происходит рождение правильных и неправильных мыслей.
Обладая такими знаниями, можно будет своевременно выявлять и успешно лечить болезни социального организма (общества) возникающие по причине аномального индивидуального и коллективного мышления.

Наш мозг производит необычный продукт - мысль.
Откуда в нашей голове появляются мысли, если их раньше там не было?
Искать мысль только в мозговом субстрате, - занятие бесполезное.
Мозг не способен сотворить мысль из ничего.
Любой продукт нуждается в сырье, из которого его изготавливают.
Мысль возникает в нашей голове, а причину её появления нам надо искать вне человеческого организма.

Информационное сырьё (необходимое нашему мозгу для процесса мышления) приходит из двух внешних источников: из мира природы (информация в виде мироощущения) и из мира людей (словесная информация).
Главное условие при котором наш головной мозг может существовать, как материя мыслящая, можно записать так...
МИР ПРИРОДЫ >(МОЗГ)< МИР ЛЮДЕЙ

Рассмотрим три ситуации, когда это условие не соблюдается.
Ситуация первая: мозг человека изолирован от всех внешних раздражителей.
Контакта с природой нет…> (МОЗГ) <… нет контакта с миром людей
В книге доктора медицинских наук Наталии Ивановны Моисеевой "Время в нас и время вне нас" есть упоминание о таких экспериментах...
"Испытуемые содержались примерно так, как это описывается в научно-фантастических романах, когда будущих космонавтов погружают в специальном снаряжении в резервуар с водой. При этом выключаются не только слуховые, обонятельные и зрительные раздражения, но также глубокое мышечное чувство и тактильная (осязательная) чувствительность. В этих условиях чувство времени нарушалось полностью, испытуемые даже не знали, спят он или бодрствуют, развивались галлюцинации. Большинство обследуемых отказывались продолжать эксперимент свыше 24-72 часов".
Человек не выдерживает таких экспериментов, ибо отсутствие внешних раздражителей превращает мозг в бесполезный орган.
Орган, который не функционирует, отмирает.
Когда у человека полностью отсутствует связь с внешним миром, он мертвец.

Ситуация вторая: человечек-маугли, он с рождения изолирован от мира людей.
Контакт с природой есть > (МОЗГ) <… Контакта с миром людей нет.
Вне человеческого общества, у новорожденного человечка левое полушарие мозга не может сформироваться и функционировать, как речевое полушарие.

Ситуация третья: взрослый человек, воспитанный в социальной среде, оказался надолго изолированным от мира людей.
Контакт с природой есть > (МОЗГ)< Контакт с миром людей был когда-то.
Вне общества человек постепенно интеллектуально деградирует, превращается в животное.
Именно это и произошло с боцманом английского корабля "Пять ветров" Александром Селькирком, которого капитан высадил, по причине ссоры, на необитаемый острове Мас-а-Тьера.
Прототип литературного героя Даниеля Дэфо (Робинзон Крузо) прожил на затерянном в океане острове 1580 дней.
31 января 1709 года, когда к острову подошли английские суда, для пополнения запасов пресной воды, мореходы увидели звероподобного человека, с трудом пытавшегося что-то сказать.
Селькирк забыл многие слова, по причине их ненадобности.

Зачем отшельнику слова?!
Для себя?
Чтобы самому себе поведать о том, что творится вокруг него?
Все, что Робинзон мог бы рассказать самому себе и так уже является неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Благодаря чувственному мировосприятию, мозг отшельника обладает информацией, которая дана ему в наилучшем виде, в его МИРООЩУЩЕНИИ; в разнообразии живой и неживой материи, в изобилии различных звуков, красок, запахов, в динамике, в ассоциативных связях…
В голове отшельника происходит подсознательное мышление, но управлять таким мышлением человек не в состоянии, ибо за него эту работу выполняют врождённые инстинкты и объективные обстоятельства (сила объективной необходимости).

Александр Селькирк был нормальным человеком но, находясь в изоляции от людей, в функционировании его речевого (левого) полушария мозга происходили серьёзные изменения, он постепенно превращался в бессловесное животное.
И так…

Главное условие, при котором разумная жизнь может существовать, можно записать так…
МИР ПРИРОДЫ >(МОЗГ) < СОЦИУМ
Чтобы наш мозг мог мыслить, мир природы и мир людей должны обеспечивать мозг информационной пищей (сырьём) с такой же степенью надёжности, с какой лёгкие обеспечивают наш организм кислородом.

Чем мозг человека отличается от мозга животного?
Наука уже дала ответ на этот вопрос.
Вот что по этому поводу говорит в своих публикациях видный российский физиолог и психиатр Вадим Львович Деглин.

"В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование — homo sapiens (человек разумный).
Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга.
В чем эта особенность проявляется?
Может быть мозг человека имеет большие, чем у животных, размеры?
Или больший вес на килограмм общего веса тела?
Или кора головного мозга имеет большую поверхность, а в ней больше извилин, больше нервных клеток?
По всем этим показателям животные нас обогнали.
По весу мозга лидируют китообразные, а по количеству нервных клеток - дельфины.
Если не размеры и вес мозга, то что же является отличительной особенностью мозга "человека разумного"?
Можно указать лишь на одну уникальную особенность нашего головного мозга — это функциональная асимметрия, так называемая функциональная специализация полушарий мозга.
У животных правая и левая половины мозга выполняют одинаковую работу.
У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции… ".

Функциональная асимметрия - это уникальная особенность мозга гомо сапиенса.
Первые догадки о том, что у каждого полушария головного мозга человека своя функциональная особенность, появились у медиков.
Они заметили: когда у человека происходила полная или частичная потеря речи (афазия), то это указывало на поражение (вследствие кровоизлияний, травм, опухолей и т. п.) левого полушария мозга (лпм).
Позднее были разработаны разнообразные приёмы для изучения функциональной асимметрии мозга.

Мозг человека потому и обрёл функциональную асимметрию, что получает информацию, необходимую для сотворения мысли, из двух внешних источников, - из мира природы и из мира людей.
Мозг человека мыслит, когда два его полушария ассоциативно взаимодействуют, благодаря мозолистому телу мозга (МТМ)
ПРИРОДА> (ППМ - МТМ - ЛПМ) <СОЦИУМ

Теперь нам известны все соучастники процесса мышления, их пять.
Два из них находятся за пределами человеческого организма(ПРИРОДА и СОЦИУМ).
Три расположены в нашем теле, - это три отдела нашего головного мозга.
(ППМ - МТ - ЛПМ)
У каждого участника процесса мышления своя особая функциональная обязанность.

Почему попытки найти мысль в голове человека превратились в «поиск черной кошки в тёмной комнате»?
Мысль появляется в нашей голове, где и в каком виде?
Используя хитроумные приборы, мы можем осуществлять целенаправленный поиск мысли в правом пм, в левом пм или в мозолистом теле мозга, но ни в одной из этих трёх "тёмных комнатах" мы "кошку" (мысль) не найдём.
И не потому, что её там нет.
А потому, что "кошка" появляется фрагментарно в трёх отделах мозга и каждый фрагмент «кошки» имеет свой особый способ существования.

Мысль имеет триединый способ своего существования
В правом полушарии мозга это ОБРАЗ объекта оказавшегося в поле нашего чувственного МИРОВОСПРИЯТИЯ.
Это АССОЦИАТИВНАЯ СВЯЗЬ – функция мозолистого тела мозга.
Это СЛОВО в речевом левом полушарии мозга
(Образ + Ассоциация + Слово) - это и есть триединый способ существования любой мысли независимо от её конкретного содержания.
Три мыслеобразующих элемента (О+А+С) оказываются вместе всего лишь мгновение.
«Кошка» (мысль) живёт ровно столько, сколько длится ассоциативное взаимодействие двух полушарий нашего головного мозга.

Мозолистое тело мозга (пучок нервных волокон) может находиться в двух состояниях (реализуется двоичный код); ассоциативная связь либо есть (1), либо её нет (0).
Когда ассоциативная связь отсутствует, речевое полушарие нашего мозга безмолвствует, и мы воспринимаем окружающий мир только чувственно, как бессловесное животное.

Когда речь заходит о закономерно-цикличном функционировании чего-либо, то рассматриваемое явление уже можно представить в виде формулы, используя символы.
N > (О - А - С) < S (1) - это универсальная гносеологическая формула процесса мышления.
N - Nature (природа) – любой природный объект, оказавшийся в поле нашего чувственного мировосприятия.
S - Society - это мир людей, социальная сфера.
О – это одухотворённый файл, ОБРАЗ ощущаемого объекта в нашем правом пм.
А - это ассоциативная связь, благодаря которой два полушария нашего головного мозга взаимодействуют, а само это взаимодействие и есть процесс мышления.
С – это слова в левом пм.

Наш мозг в процессе мышления функционирует как дорога с двусторонним движением и универсальная гносеологическая формула (1) приобретает вид (1а) или (1в).
N > (О > А > С) > S (1а)
N < (О < А < С) < S (1в)
Поясню сказанное примерами.

По формуле (1а) возникают мысли в голове футбольного комментатора.
Правое пм комментатора получает первичную информацию в виде ОЩУЩЕНИЙ (О) того, что происходит на футбольном поле (N).
Речевое левое пм комментатора откликаться словами (С) на то, что ощущает его правое пм. Слова озвучиваются перед микрофоном, транслируются по радио и оказываются в мире людей (S).
В рассматриваемом здесь случае, гносеологическая формула мыслеобразования (1) принимает вид (1а).
N > (О > А > С) > S (1а)
Инициатива в сотворении мыслей в голове спортивного комментатора принадлежит не человеку, а реальным событиям, происходящим на футбольном поле (N).

У тех, кто по радио слушает футбольный репортаж, процесс мыслеобразования происходит по формуле (1в).
Фанат воспринимает слова (С), звучащие из радиоприёмника, а его правое пм откликается созданием чувственных образов (О), воссоздающих картину происходящего на футбольном поле.
Мозг фаната мыслит, но сам фанат не является творцом этих мыслей.

В течение дня каждый человек много раз оказывается то в роли комментатора каких-то реальных событий, то сам слушает чью-то речь.
Наше сознание функционирует словно дорога с двусторонним движением: мысли рождаются либо под воздействием нашего МИРООЩУЩЕНИЯ (не нами созданного), либо под влиянием чьих-то СЛОВ (не нами сказанных).
Сотворение мыслей в нашей голове может происходить спонтанно под воздействием двух внешних источников информации, без нашего участия в сотворении мыслей.
Ассоциативное взаимодействие двух полушарий своего мозга мы ощущаем, как звучащий внутренний голос (функция левого ПМ) с чувственно образными переживаниями (функциональная особенность правого пм).
Большую часть жизни человек мыслит, не будучи творцом своих мыслей.

В нашем распоряжении есть универсальная гносеологическая формула мышления (1).
N > (О - А - С) < S (1)
В чём её универсальность?

Мозг гомо сапиенса воспроизводит мысли согласно формуле (1) независимо от их конкретного содержания.
Независимо в какую историческую эпоху люди живут, какой профессиональной деятельностью занимаются, каким богам поклоняются, какого цвета у них кожа. Мужчина это или женщина, бедный или богатый человек, молодой или старый...

Мне могут возразить...
Если существует единая формула мыслеобразования и она обязательна для всех гомо сапиенсов, то...
Люди должны быть запрограммированы этой формулой на единомыслие.
Стало быть, инакомыслящих в обществе не должно быть.
В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с разномыслием.
Плюрализм мнений не истребим и это обстоятельство вынуждает нас усомниться в существовании некой единой формулы для функционирования сознания.

Как такое может быть: мозг воспроизводит мысли по единой для всех людей гносеологической формуле (1), а в итоге рождаются противоречивые мысли?
Нас не удивляет, что в утробе матери эмбрион развивается по одним и тем же законам генетики, а в итоге на свет появляются мужские и женские особи.
Но это уже тема для продолжения разговора об особенностях функционирования нашего мозг.
Нам предстоит поразмышлять о причине появления первой мысли в голове новорожденного человечка.


Рецензии