Михаил Некрич Музыка для родных, любимых детей

Михаил Некрич: «Музыка для родных, любимых детей»
                Б.Турчинский
                Актуальное интервью

 

«…Наградить орденом «За заслуги» III-й степени… Некрича Михаила Григорьевича, художественного руководителя образцовой шоу-группы «Мастерок» городского коммунального учреждения культуры «Днепропетровская детская музыкальная школа номер 7».

Из Указа Президента Украины В. Ф.Януковича. (март 2011г.)

Заслуженный деятель искусств Украины Михаил Некрич: ''Все, что нами делается, - делается для родных, любимых детей!''

Некрич Михаил Григорьевич. Композитор, педагог, аранжировщик, Заслуженный деятель искусств Украины. Родился 1 декабря 1940 года в Житомире. С 1960 по 1968 гг. – руководитель эстрадных коллективов Ровенской и Кировоградской филармоний. В 1968 -1971 годах руководитель Житомирского "Биг-бэнда" и ансамбля "Юность" при Житомирском городском Доме культуры, лауреата многих республиканских и всесоюзных конкурсов. 1970-1975 годы - руководитель знаменитого эстрадного оркестра "Зеленый огонек", город Черкассы. С 1975 года музыкальный руководитель эстрадного отдела днепропетровской филармонии. В 1975 году основал и с тех пор является бессменным руководителем лауреата международных конкурсов образцового детского ансамбля «Мастерок» (г.Днепропетровск). У ансамбля сотни концертов в год, записи на радио и телевидении. Коллектив в разные годы записал пять пластинок на всесоюзной студии “Мелодия”, а также восемь компакт-дисков различной музыки – эстрадной, джазовой, фольклорной, а также альбом-диск « Святкови Колядки» (Ганновер, 1999 г.).

Сегодня все реже нас радует детское искусство. Более того, возникают сомнения: живет ли оно вообще?
Как, оказалось, живет и развивается. Причем, не только в глубинке, где современный ритм спокойнее, но и в «сумасшедших» мегаполисах.
Благо, есть люди, которые, невзирая на трудности, способствуют развитию юных талантов. Реалии нашего времени не влияют на тех, кто способен посвятить себя самому светлому, чистому и святому – Богу и детям.
С одним из интереснейших людей, хорошо известных в Украине и за ее пределами, заслуженным деятелем искусств Украины Михаилом Григорьевичем Некричем я беседую за месяц до юбилея Мастерка-35 летия со дня создания.
                Итак, все началось с трубы?!
Б.Т.- Дорогой Михаил Григорьевич, давай начнем наши воспоминания с далеких 60-х годов… Насколько я знаю, ты сделал те шаги в Житомирском Дворце пионеров. Кто привел тебя в духовой оркестр Дворца? С большой теплотой вспоминаю руководителя этого коллектива. Это был замечательный человек и настоящий наставник Семен Николаевич Москалев. Скольким мальчишкам он помог в жизни стать людьми! Немало выбрали музыку своей профессией. Значит, у тебя все началось с трубы?

М.Н.-Не совсем так. Свое знакомство с миром музыки я начал в Житомирском Дворце пионеров и школьников, но не в духовом оркестре, а в оркестре народных инструментов, где в1951 году обучатся игре на домбре. Долго я там не продержался, уж и не помню, по какой причине, наверное, не полюбился мне этот инструмент.
А вот долгой и интересной судьбой в мире духовых инструментов я обвязан замечательному человеку и педагогу, которому обязаны и многие мальчишки города. И те, кто продолжил музыкальную карьеру, и те, кто не пошел дальше. Это, как уже сказано, Семен Николаевич Москалев, красивый и умный человек, которому можно было подражать во всем.
Интеллигент высшей пробы, всегда аккуратно одет, с чистой русской речью и очень теплым отношением к нам, ребятам.
Кажется, это было в сентябре 1952 года. Он пришел к нам в школу с трубой, зашел в класс, и начал рассказывать о духовом оркестре. Говорил очень увлеченно и убедительно. Многие мальчишки сразу согласились пройти музыкальную проверку. Мне он дал попробовать трубу, и у меня сходу получилось извлечь несколько звуков.
Некоторое время я выполнял самую ответственную работу, - носил на голове большой барабан, когда оркестр куда-нибудь отправлялся на игру. Потом я пробовал все инструменты от баса до трубы, на чём конкретно и остановился. Если бы не глубочайшая любовь и уважение к С. Н. Москалёву, я и здесь не задержался бы. Он был удивительный человек, пацаны его боготворили.
Он резко отличался от многих руководителей, своим теплым отношением к нам, не говоря уже о том, какой он был музыкант. Умел играть и показать на всех инструментах.
Не надо забывать, что это были не самые лучшие годы СССР. Еще ощущались последствия войны, мы не всегда были сыты и нормально одеты. Не покривлю душой, если скажу от имени всех его многочисленных воспитанников, и неважно, состоялась ли их музыкальная карьера, мы ему многим обязаны. Несмотря на то, что я много лет занимаюсь другими вещами, труба – моя любовь на всю жизнь…
«С тех пор я – трубач!»
Б.Т.- Для каждого мальчишки у Москалева всегда было своё ласковое слово. Насколько я знаю, ты у него был «мамочка», а вот я был «солнышко» из-за обилия веснушек.
- Кстати, а, сколько мальчишек из этого оркестра нашли свое место в музыкальном мире и достигли больших высот!?

М.Н.- В мои годы – это, ныне народной артист Татарии, тромбонист-виртуоз Григорий Ройтфарб, заслуженный артист Р.Ф, главный дирижер Липецкого симфонического оркестра Гаррий Оганезов. Начинал со мной в оркестре на кларнете Борис Фишерман, сегодня заслуженный деятель искусств Украины и многие другие…

Б.Т.- Как складывалась твоя творческая судьба далее?

     - Затем я был воспитанником военного духового оркестра в Бердичеве. Многие музыканты моего поколения прошли школу «воспитонской» службы в военных оркестрах. У меня на памяти десятки имен, а вообще их, наверное, сотни, тех, которые впоследствии стали известными музыкантами. Трубачи М.Табаков,С.Еремин,Т.Докшицер.Дирижеры Н.Рахлин, В.Агапкин, М.Финберг, В. Халилов и многие, многие другие. Этот список можно долго продолжать.
Не избежал этой участи и я. Два года – с 1955 по1957-й в шинели, в сапогах.
Играл в оркестре партию 2-й трубы. Справлялся хорошо. Но в дальнейшем судьба дала новый поворот моему росту в музыке, это произошло после знакомства с Борисом Векслером, прекрасным аккордеонистом – виртуозом. В мои 15 лет, состоялась историческая встреча с человеком, который, по сути, и определил мое будущее, как музыканта, пригласив играть в оркестре небольшого кинотеатра имени Франко в Житомире.
Об этом человеке, музыканте-легенде, я хотел рассказать чуть подробнее.
Те, кто из читателей журнала постарше помнят гремевшее на весь мир Трио Векслера. Это был коллектив, который с одинаковой легкостью и на высоком уровне играл различную музыку. От барокко и до современного джаза.
При первой встрече, он мне сказал: «Сыграйте мне, пожалуйста, что-нибудь джазовое». И я сыграл «Неаполитанскую песню» П.И.Чайковского. И только благодаря моему красивому звуку Векслер меня взял в оркестр кинотеатра Франко.
Ну, а дальше он дал мне настоящую школу мужества. Научил быть аккуратным, никогда не опаздывать, заниматься на инструменте, учиться все время и так далее.
Он по-настоящему открыл для меня мир музыки как классической, так и народной и эстрадной. И вот с 15 лет я стал зарабатывать деньги музыкой.
                «Пишу и переделываю»
- Всю свою творческую жизнь я учусь. Сейчас, когда не имею возможности писать «на живые команды» - оркестры, приходится сочинять и аранжировать на компьютере. С другой стороны, это даёт мне возможность анализировать своё творчество. И, как правило, после некоторого времени, мне сделанное не нравится. Я опять переделываю, даже, если это уже и не нужно. Но вернёмся к главной теме.
В 1961 году меня пригласили в Житомир возглавить Биг-Бенд. Это было поистине счастливое время моего растущего творчества. За сезон (6 месяцев) я сделал 120 аранжировок! Вот это была для меня творческая лаборатория!
С тех пор для меня мой любимый инструмент, труба, потихоньку стал уступать место руководителю и аранжировщику во мне. В ту пору было, у кого учиться: К.Бэйси, Д.Элингтон, Ч. Паркер, О. Лундстрем, А. Кролл. Тогда всё было в живом исполнении. Нет, я не ностальгирую. Но мне смешно, когда висят афиши, например: «Грузинский ансамбль танца» и сообщается, что будет «живой звук». Или концерт симфонического оркестра, и в углу афиши приписка: « Живой звук». Это всё равно, как на этикетках минеральной воды, пишут: «Без ГМО».
«Я слышал, как должен звучать оркестр»
Б.Т.- Год 1968-й. Ты вернулся домой, в Житомир, и занялся созданием настоящего джазового оркестра, Биг-Бенда. Я был польщен, когда ты меня, юношу, студента второго курса музыкального училища, взял к себе. Мой авторитет тогда сильно вырос среди однокурсников и вообще – среди музыкантов города. Несмотря на то, что я не стал джазовым музыкантом, я многому у тебя научился. А главное, наверное, как я понимаю сейчас, по прошествии многих лет, научился многим вещам, необходимых руководителю коллектива.
М.Н.-Приятно это слышать от тебя. И спасибо за комплимент. Мне в жизни повезло. Как это ни банально звучит, но не обделил меня Бог хорошими, умными, высокоинтеллектуальными друзьями. Особую роль я отвожу своему другу и наставнику, человеку, который влиял на мою жизнь, - Григорий Шию. Я рос без отца, и он мне его заменял в воспитании и в оценке моих поступков. Многое связано с ним, в том числе моё становление, как профессионального музыканта. Он всегда мог меня подвергнуть жесточайшей критике за ту или иную аранжировку, музыку. Я вообще был парнишкой вспыльчивым, но всегда знал, чего хочу, ибо слышал, как должен звучать оркестр.
Б.Т.-Возвращаюсь к тому оркестру, вспоминаю, какой это был замечательный профессиональный коллектив. Если я не ошибаюсь, он просуществовал только два года, а потом… Директор Дома культуры был направлен на другое место работы, и все быстро развалилось.

- Уместно вспомнить человека, который помог тебе организовать этот коллектив. Захар Давыдович Гурвич, человек огромного организаторского таланта. В его послужном списке была такая самодеятельность в Доме офицеров, где он был начальником в чине подполковника, которая не уступала в профессионализме коллективам местной филармонии.

- После его ухода все быстро заглохло. На новом месте в городском доме культуры он произвел «революцию», сделал капитальный ремонт здания, которое не ремонтировалось десятки лет. А какие творческие коллективы возникли при нем! И опять, как на предыдущем месте, после его ухода – одни воспоминания. Он же создал музей космонавтики им. С.П.Королева, который и сегодня считается одним из лучших в Украине.

- Затем его сильно обидели в Житомире, на открытии музея даже цветочка не подарили. И он уехал в Днепропетровск, строить и затем открывать Оперный театр. Там ваши пути пересекались?

М.Н.-- Да, в 1975 году. Я получил приглашение в Днепропетровскую филармонию музыкальным руководителем. Там я проработал десять лет. Работая в филармонии, одновременно я создал детский ансамбль «Мастерок». Вместе с моими коллегами Натальей Некрич и Георгием Некричем мы учили детей играть на музыкальных инструментах, учили их сценическому мастерству, вокалу. В 2011 года ансамблю исполниляется 35 лет. «Мастерок» много гастролирует.
«Есть трудности – а мы поем!»
Б.Т.- Михаил, у тебя большой жизненный опыт. Работал руководителем эстрадных и джазовых оркестров, оркестра «Зеленый огонек» в городе Черкассы, писал много аранжировок. Был в тесном творческом союзе с Юрием Силантьевым. Был музыкальным руководителем днепропетровской филармонии и в это же время – руководителем городского эстрадно-симфонического оркестра, который состоял из студентов музыкального училища и педагогов музыкальных школ. Какие воспоминания остались о том времени?

М.Н.- В 1981 году в Днепропетровске проводился Первый Всесоюзный фестиваль советской песни под руководством народного артиста СССР Юрия Силантьева. После проведения фестиваля, подводя итоги, первый секретарь днепропетровского обкома КПСС Е. Качаловский говорит Силантьеву: « Какой у вас замечательный оркестр, вот бы нам такой!». В ответ на это Силантьев взял меня за руку, подвёл к Качаловскому и говорит: «Так вот, Некрич сделает нехуже! Вы только помогите в организации».
Это было, как снег на голову. Не скрою, я был польщён. Ну и началось. Продолжалось это до мая 1986 года. Как водится, потом это никому не стало нужным и оркестр почил в бесславии… Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все, что есть сегодня. Есть трудности – а мы поем, есть революции – а мы все равно играем.
Б.Т.- Важной вехой на твоем творческом пути был оркестр «Зеленый огонек» в Черкассах. Расскажи, пожалуйста, об этом.
М.Н.- В 1970 году меня пригласили руководителем Биг-бэнда «Зелёный огонёк» в Черкассы.
Надо сказать это был оркестр из высокопрофессиональных музыкантов.
Создателем оркестра был фронтовик Михаил Ильич Бинусов. Настоящий папа. Для музыкантов и исполнителей он выбивал квартиры, оплату, оборудование, лучшие музыкальные инструменты. Мне было лестно, что меня пригласили на работу, но и в тоже время очень ответственно это было. Ведь до меня руководили оркестром известные в СССР музыканты В.Коржаневский, Р. Вершков, Е. Дергунов. Но, думаю, я справился с этой задачей. Проработал я до 1975 года.
Б.Т.- С какими известными композиторами и музыкантами тебе приходилось сотрудничать?
- Их было не так уж много, но некоторых я хотел бы назвать, потому что мы поддерживаем добрые и дружеские отношения по сей день. Это Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Ирина Кирилина, Александр Злотник, Эдуард Ханок и другие

Человек тогда счастлив, когда он востребован!

Б.Т.- Ансамблем «Мастерок» записан в Ганновере CD альбом «Святкови колядки». Расскажи об этом.

М.Н.- Это было в 1999 году. Сами понимаете, что колядки – песнопения не только народные, но и часть церковного пения. Поэтому более десяти лет, мы тесно сотрудничаем с Центром Православной Культуры «Лествица» и Днепропетровской епархией Украинской православной церкви. Записали мы два компакта с рождественскими колядками. Первый – в Ганновере, автором проекта является мой друг батюшка Игорь Собко, он же руководитель Центра «Лествица». А второй – на фирме грамзаписи « Алантик-сити» в Киеве.
Б.Т.- А многочисленные твои питомцы, где они, кто они сегодня, чем занимаются?
- По-разному сложились их судьбы. Кто-то посвятил жизнь искусству и музыке, а кто-то – просто добрый семьянин. Марина Кулеба – журналист на телеканале НТВ в программе «Детали», Армен Костандян – солист украинского государственного оркестра «Радио-Бэнд» под управлением Александра Фокина. Творчески оформлял Виктора Шпортько, сегодня это профессор Национального Университета культуры и искусств, народный артист Украины. Орест Северин солист (флейтист) камерного оркестра «Эрмитаж» под управлением Сандецкиса в Санкт - Петербурге. Дима Болотов, гитарист, аранжировщик, работает в Москве со звёздами российской эстрады и так далее. А я, слава Богу, остался Мишей Некричем.

                И слава его нашла.

Б.Т.- Михаил, какими государственными наградами ты награжден?

- Страна именует меня «Заслуженный деятель искусств Украины», но этим деятелем хочется не только именоваться, но чувствовать реальную заботу, внимание и уважение. Я не против и достойной пенсии, не сомневаюсь, в этом поддержат меня многие другие заслуженные деятели и не только. Кстати, ансамблю присвоено звание «Лауреат международных конкурсов детский образцовый ансамбль «Мастерок». По-моему, это звучит!
Б.Т.- Мы знаем, есть у тебя и церковные награды.
М.Н.- В юбилей 30-летия «Мастерка» Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины наградил меня медалью святого равноапостольного князя Владимира. Труды мои и ансамбля «Мастерок» отмечены правящим архиереем митрополитом Иринеем благословенными грамотами, а эта награда для меня очень дорога, потому что вручил ее Предстоятель Украинской Православной Церкви. И наградил он не только меня, но и всех детей, которые прошли школу творческих талантов на протяжении всех этих долгих уже 35 лет.
                Богатство Украины
«Наша справка»

Ансамбль “Мастерок” начал свое существование в октябре 1975 года. Возраст его участников – от 7 до 13 лет. Основатель и художественный руководитель ансамбля – заслуженный деятель искусств Украины, композитор Михаил Некрич. Преподаватели-репетиторы – Наталья и Георгий Некрич. Звукорежиссер – Борис Капцелович.
Слушая “Мастерок”, не возникает мысли относительно некоего несовершенства, мол, это ведь совсем маленькие музыканты. Отнюдь. Эти дети – талантливые жемчужины украинской земли, в которых живет генетическая предрасположенность к пению, музыкальному самовыражению, к тому же воплощенному с большим воодушевлением и ответственностью.
Концертная программа ансамбля – насыщенное музыкальное сопровождение, активные сценические действия, многоголосое пение. А если к этому прибавить разнообразные костюмы и высококачественное звуковое оборудование, то вы понимаете, что юные музыканты “Мастерка” – это действительно богатство Украины.
Б.Т.- Скажи, когда работалось легче и приятнее, в то, советское, время или сегодня?
- Вопрос очень объемный и большой, но я постараюсь ответить лаконично. Не стоит скорбеть за тем, чего уже нет, да и, слава Богу, быть не может. Но должен отметить: много было того хорошего, что позволяло не только творить, но и спать спокойнее.
Во-первых, это внимание к детскому творчеству и воспитанию молодежи, во-вторых, приятно ощущать свое достоинство как руководителя, музыканта и композитора, а в третьих, – была государственная идеология к творчеству.
Творчество поощрялось и приветствовалось, создавались условия для работы и отдыха детей, детское творчество всячески популяризировалось. Это сотни концертов в год, выступления на телевидении и радио.
Сегодня, к сожалению, этим мы похвастаться не можем. Как говорил один из президентов Украины: «Имеем то, что имеем». Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все, что есть сегодня. Детские светлые песни ведь у детей отнять невозможно.
И сегодня все чаще находятся люди, которые в частном порядке, понимая важность воспитания культурного человека, стремятся помочь нам. Вот так живем, так вот и трудимся все эти годы.

Б.Т.- Михаил Григорьевич, за годы творчества ансамбль «Мастерок» радовал не только слушателей Киева и Москвы, как часто с нашей культурой приходилось знакомить зрителя и за рубежом?

М.Н.-Что касается гастрольной деятельности ансамбля «Мастерок», то с 1975 года он пролегал приблизительно следующим маршрутом: Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, Испания, Италия, Швеция, Германия, Китай Финляндия. Извиняюсь за нескромность, но мне придется доставать карту мира. Эти маленькие ангелочки, которым от 4 до 14 лет, смогли порадовать многих зрителей из разных стран и приобщить их к нашей культуре, познакомить с традициями нашей страны. Мне вспоминаются рождественские колядки, которые мы исполняли в Ганновере для немецких детей. Какие у них были лица и проникновенные глаза! Конечно, они не понимали всех слов, но музыка язык интернациональный.
 Б.Т.- А хватает ли времени заниматься собой и своей семьей?
 М.Н.- Я – в среднем возрасте, нельзя сказать, что в расцвете, но и не в увядании. В декабре, мне исполнилось – 71. У меня – спортивная зависимость, так как люблю бег, зарядку, езду на велосипеде. С благоверной супругой, сподвижницей по творчеству, педагогом-репетитором «Мастерка» Натальей Юрьевной Владимировой мы всегда вместе, как дома, так и на работе. Знаете, каждый человек желает ласки и тепла, вот я ей за все это благодарен. Поэтому и творится хорошо, и живется...
И это не просто работа, а жизнь в творчестве. Когда ты радуешься за тех детей, которых тебе вверил Бог, всегда видя светлые улыбки, то хочется сказать, что 30 лет - как один день. Но в этом одном дне более 500 детей, которые были рядом со мной, а я всегда с ними. И, слава Богу, что они не забывают добрые традиции нашего ансамбля и, что особенно приятно, помнят меня и тех людей, которые трудились для их радости и счастья.
Нас приглашали участвовать в культурной программе чемпионата мира 2006 года по футболу в Германии. Ян Табачник звал нас в гости в Киев на съемки передачи «Честь имею пригласить». Плодотворным было творческое сотрудничество с Центром православной культуры «Лествица», так как они владеют огромным музыкальным архивом, а на сегодняшний день – это бесценное сокровище! Всегда прилагаем все свои усилия, старания и умения.
Все, что нами делается, – делается для родных, любимых детей!


Рецензии