Солнышко по небу катится - 5

Глава четвёртая:    http://proza.ru/2020/05/27/821

Глава пятая.

До глубокой ночи сидела Ольга на балконе. Удивительный чувствовала она покой в измождённой страдающей душе. Не плакала, не стенала. Понимала, что пришло время платить по счетам, ведь только для этого, получается, она и переступила порог столь преклонных лет относительно здоровой и сильной. Только ради этого дожила до старости, которой, как все, боялась, до дрожи пугаясь немощи и беспомощности в одиночестве.

Никто не желает умирать, и мало кто хочет быть старым. Мы противимся мыслям о ней, испытывая даже отвращение и брезгливость, и наивно думаем, что нас уж это никак не коснётся. Как дети, радуемся, услышав, что человечество молодеет и всеми силами убеждаем себя, что нам ещё рано задумываться о старости, не осознавая, что даётся-то она далеко не всем. Здоровое долголетие – это бесценный благословенный дар в радость, спасение либо искупление.

В радость, когда ты нужен, о тебе помнят и тебя любят. В радость, когда есть крепкая связывающая нить между родными, близкими, друзьями и даже соседями, но если все отношения оборваны, если молчит твой телефон и никто не звонит в дверь – это столь трагично, что старики порой не выдерживают…

«Старость не всегда в радость, – любила повторять Рита, – но у каждого дня есть свой смысл».

Щедрой милостью одарила Ольгу судьба, протянув незримую тонюсенькую ниточку к сыну, и она знала, что легко не будет, но жизнь её вмиг сложилась, словно пазл и приобрела смысл. Долгие годы ей были посланы во спасение заблудшей в гордыне души, во искупление постыдных нераскаянных грехов. Нисколько не сомневаясь, она твёрдо в это уверовала, вспомнив бабусю и её молитвы.
Никогда не верила в Бога, а вот надо же – припомнилось… Да так ясно…

Спала необыкновенно крепко, а в утренний сон услышала до боли родной шепелявый голос: «Вставай, солнышко уж высоко». Улыбнулась, потягиваясь и показалось, что слышит тихое шуршание прялки. Глянула на будильник и ахнула: восьмой час! Уже и не помнила, когда так долго спала.

Быстро позавтракала и со списком отправилась в магазин. Как вышла из подъезда, её сразу окликнула всеведущая соседка с первого этажа: «Ольга Ивановна, это что за мужик к вам вчера приезжал?»
– Сын, – не поворачиваясь, гордо ответила и быстро пошла дальше, счастливо улыбаясь.

У неё много было намечено покупок. Теперь и она, как Рита, будет встречать сына и внука пирогами, котлетами, холодцами, главное – сделать запасы и заготовки. Ещё запланировала поменять в спальне свою промятую узкую тахту на широкую кровать, чтобы Артёму с Дашей было удобнее спать.
Нужны были новые одеяла, подушки, постельное бельё. Деньги у Ольги были. Когда разворовывали, приватизируя фабрику, она тоже воспользовалась своим положением. Одна из первых открыла кооператив по пошиву трикотажных изделий и успела снять пенки с кипящего котла дикой перестроечной экономики. Сбережения хранила умело и они особо не убавились во время денежных реформ.
Впервые в жизни она смотрела вперёд и это придавало сил, казалось, что даже её слабая спина стала ровнее и совсем не болела голова.

Иван приехал в пятницу вечером и остался на все выходные. Ольга потчевала его сочными отбивными, блинами и испытала огромную радость, когда сын попросил добавки борща. После обеда он спал, а вечерами уходил прогуляться по городу. «Уставший, потерянный», – жалела мать и предложила ему остаться жить у неё. Иван отказался, но попросил приютить на время Артёма с Дашей.

– Понимаешь, никак у него с работой не получается – одно кидалово кругом! – кипятился он. – Это просто столичная забава – не платить. Тёмка – мастер на все руки и неплохой специалист по внутренней отделке помещения. Обещают оплату по завершению одного этапа, а после кормят «завтраками». Начинаешь просить или требовать – выгоняют, как скотину и набирают новых, и так по кругу. Им выгоднее рабочие из бывших южных республик – те безропотно всё сносят, да и работа их оценивается значительно дешевле.   
– Так, а зачем тогда русские сюда едут?
– Ты, мать, – Иван засмеялся, – совсем от жизни отстала. У нас только столица строится-развивается, города-миллионщики, да вы – замкадыши. А остальная Россия не живёт, она выживает. Вот и едет народ в Москву на заработки. Живут, как бомжи; работают, как рабы, и на всём экономят, чтобы домой копеечку привезти.

Винился, что не смог дать сыну хорошее образование: «Он толковый у меня. В школе по всем предметам успевал, за матерью ухаживал, пока я в рейсах был».
Ольга поняла – нахваливая Артёма, Иван боялся, что она откажет.
– Пойдём, – протянула руку сыну и повела его в свою комнату, – я им уже и постель приготовила…

Большая белая двуспальная кровать с высоким мягким изголовьем стояла посередине комнаты.  По краям две тумбочки с ночниками под широкими абажурами.
Повлажнели глаза…
– Спасибо, – прижал мать к себе и стояли они, обнявшись, обмениваясь теплом, прощениями и расставаясь с многолетним унылым одиночеством.

Иван уходил в рейс и попрощался надолго. Ольга смотрела в окно ему вослед и неожиданно для себя перекрестила…

Проводив сына, первым делом решила отдохнуть – он спал очень беспокойно: громко стонал, всхрапывал и пружины на старом диване натужно скрипели и щёлкали при каждом его движении. Даже на такой шикарной постели Ольга совсем не высыпалась.

Поэтому следующей покупкой был новый диван, а ещё большая стопка футболок, свитеров и прочей одежды для сына. Она наслаждалась этим и с волнением ждала приезда внука. Пыталась представить его, как-то спросила у Ивана, а он отшутился: «Какой? Ну… ты сразу узнаешь – не ошибёшься».


Продолжение:   http://proza.ru/2020/06/02/1295

02.06.2020


Рецензии
СПАСИБО, Людмила! Так захватывает рассказ, что тороплюсь читать дальше. Правда, со слезами на глазах...

«Старость не всегда в радость, – любила повторять Рита, – но у каждого дня есть свой смысл». - Постараясь помнить об этих мудрых словах.

С большим уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   05.02.2023 14:51     Заявить о нарушении
Вам СПАСИБО, милая Галина.
Добра Вам, успехов во всём, сил и здоровья.
Благодарная Людмила

Людмила Колбасова   05.02.2023 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.