C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Глава 1. Детство и школа. Детство

Омельяненко Н. Н. Воспоминания о Советском Союзе электрика, прокурора, профессора


       Родился я в большом селе Ново-Бахмутовка Ясиноватского района Донецкой области. Его основали, очевидно, жители расположенного недалеко отсюда старинного Бахмута. В стародавние времена в этих краях обитали племена разных кочевых народов ( гуннов, аваров, печенегов, половцев и других). Позднее эти места именовались Диким полем, где господствовали Крымские татары, совершавшие систематические набеги на современные территории Польши, Украины и России. В 1571 г Крымский хан Девлет-Гирей захватил и сжёг Москву, уведя в полон более 100 тысяч человек. В том же году Московский царь И, Грозный распорядился создать в этих краях пограничные сторожи - подобие маленьких крепостей для предупреждения о набегах крымчаков. Шестой по счёту была сторожа  Бахмут (  впоследствии  г Артёмовск, ныне снова город Бахмут ).

            В 1701 г по указанию Петра1 здесь начали регулярно добывать соль. После неудачного Прутского похода Петра 1 на Турцию сюда были переселены обитатели из  крепости Таганрог. Российские города Таганрог и Азов снова были переданы Турции, а крепостные укрепления срыты. При Екатерине 2 после победы над крымчаками и присоединения Крыма  началось регулярное заселение этих мест. Здесь по реке Кальмиус пролегала граница между владениями Войска Запорожского и Войска Донского. В Х1Х веке начато интенсивное промышленное освоение  этих территорий, созданы многие города и посёлки, среди которых лидировал Донецк( ранее Юзовка, Сталин, Сталино ), ставший столицей Донбасса.

          Отец мой Николай Фёдорович после окончания школы работал токарем на заводе в г Горловка. Он посещал аэроклуб, совершал прыжки с парашютом и мечтал стать летчиком. Мама Софья Федоровна ( девичья фамилия  Камышанская ) работала медсестрой в сельской больнице. Дедушки и бабушки и по отцовской и по материнской линии были крестьянами.

          С октября 1941 г по сентябрь 1943 г Донбасс был оккупирован группировкой немецко- румынских  и итальянских войск. После его освобождения призваны на военную службу в Красную  Армию все лица мужского пола призывного возраста. У моей бабушки Степаниды было два сына : Николай ( мой отец ,19 лет ) и Григорий 18 лет, а также младшая дочь Надежда ( 14 лет).На фронт ушли оба сына и их отец мой дедушка Фёдор Фомич. Мой отец  после призыва воевал около 1,5  месяцев и погиб в Запорожской области, где шли очень тяжёлые бои. Похоронен в большой Братской могиле в селе Васильевка. Дядя Гриша воевал более года, стал сержантом  и погиб в Румынии, где и похоронен. Я регулярно посещал могилу своего отца. Посещал один,  а также с тётей Надей, с сыном Виктором и дочерью Оксаной.
         Я родился вскоре после смерти моего отца. Мы жили с мамой в доме дедушки и бабушки. Когда вернулся с войны дедушка, он сказал маме, что ей надо устраивать свою жизнь. Мы переехали на квартиру в частном доме в родном селе. Квартиры меняли часто: то холодный дом, то нет угля, то непонимание с хозяйкой и т д. За три года сменили 5 квартир. Жили очень бедно. Мама работала медсестрой в сельской больнице с маленькой зарплатой. Это было тяжелое послевоенное время. Особенно тяжело было во время голода ввиду неурожая в 1947 году. Помню, что ел лепешки с травой лебедой. В доме пусто, хоть шаром покати. Спасал отчасти свой огород ( картошка и капуста). Но урожаи были очень низкие ввиду отсутствия удобрений. Помню, как мама варила долго сахарную свеклу, чтобы из неё получилось что-то сладковатое ( вместо сахара, мы говорили " мёд ", но он был противный на вкус ).Мама варила " мёд ", как правило вечером после работы. А мне уже пора было спать. Я ложился и просил маму полежать рядом со мной. Она ложилась и вскоре засыпала от усталости . В сковороде пригорало варево и шёл дым.

             Во время голодных лет меня спасала коза, которую мама держала в сарае. От неё было немного молока, но очень жирное и калорийное. Сено заготавливала тоже мама. Она ходила за село  по полям и перелескам, жала серпом траву  и несла на спине копну травы, обёрнутую старым покрывалом. Во дворе дома сушила, и готовое сено складывала в сарае как корм на зиму. Когда коза окотилась ( это бывает обычно зимой), козлёнка мы всегда брали в свою комнату, чтобы он не замёрз и не заболел. Он не собака и не кошка - в туалет ходил где попало. И так несколько месяцев ( до весны ). Подобное практиковали  всегда наши сельские жители  зимой.

            Мама вышла второй раз замуж. Отчим Владимир Михайлович, по его словам, в 17 лет пошёл добровольцем на фронт. Служил связистом . Имел медаль " За взятие Кенигсберга ". После демобилизации  работал шофёром- крановщиком на автокране. Первоначально он хорошо заботился о семье, меня не только не обижал, но и помогал материально. С его помощью мне купили гармонь, велосипед, баян. В нашей семье в 1948 году появился мой братик Саша. Мне было 5 лет и пришедшую из роддома маму я попросил: " Пустите маленького Сашу, пусть побежит". Мама и отчим смогли со временем купить маленький домик ( кухня и комната ), стали держать поросёнка . Я впервые в жизни стал есть мясо . Это случилось, кажется, когда я учился  где- то в 3 классе школы.

            Но во время войны всем давали на фронте 100 грамм водки ( так называемые " наркомовские 100 грамм". Отчим к этому привык и со временем все больше увлекался выпивкой. При этом любил поспорить и задираться. По пьянке он подрался с директором совхоза в с Розовка, где мы жили в служебной квартире. Отчима уволили с работы, и нас выселили с квартиры. Отчим стал работать где-то в городе, и там жил неделю, а на выходной приезжал домой. Всегда выпивши и в нетрезвом виде водил машину автокран . Одновременно работал и крановщиком, когда надо было. Как- то по пьянке ему выкололи глаз отвёрткой . После лечения вставили стеклянный глаз , и он продолжал работать шофёром- крановщиком. Раньше меньше было строгостей от автоинспекции, и он выходил" сухим из воды".Потом его переехала автомашина ( ниже  поясницы ). Хорошо, что тогда не было КамАЗов и МАЗов. Его переехала лишь полуторка (грузоподъёмность  1,5 тонны). Он выжил, слегка прихрамывал и вёл прежний образ жизни. С годами он ушёл с шофёрской работы ( и строже стали требования к здоровью и здоровье ухудшалось ). Отчим стал ездить куда- нибудь на заработки. Например, на Кубань. Несколько месяцев отсутствует, потом приедет и привезёт заработок- чемодан сушеных груш. Потом стал наниматься на сезон в геологические партии и т д. В конце концов он пропал без вести  и признан по суду умершим. Отчим много лет страдал язвой желудка, но лечил болезнь только водкой.
          В детстве у меня было плохое питание. До 3 класса не пробовал мяса и рыбы. Мало было фруктов. Помню, мы раз в год ездили в гости к сестре мамы тете Дуне на хутор Войков ( возле г. Кутейниково). Это было не так далеко, но с пересадками и дорога занимала целый день. И мы для обеда покупали рыбные консервы в масле. Это было моё самое любимое блюдо и лакомство. Но ездили мы обычно только раз в год . Конечно, не было никаких конфет, пряников и печенья .Каждый день был борщ. И когда я приходил из школы и слышал, что на обед снова борщ ( обычно постный, без мяса ), я кричал на весь дом, что он мне очень надоел. Лакомством были, например, по выходным пирожки на растительном масле с картошкой и жареным луком или вареники с картошкой. Но летом вареники могли быть с вишнями, так как возле нашего огорода росло несколько вишен полудиких. Больше никаких деревьев не было. Посадить что - нибудь вроде яблонь - не просто. Нет саженцев . О том, что есть где- то питомники, не знали, Да и не было денег и времени туда ехать и покупать.

       С детства я очень любил музыку и народные песни . На свадьбы, праздники, проводы в армию всегда приглашался  гармонист. Я всегда шёл на звуки музыки и,увидев играющего гармониста, шёл к нему и улыбался. Песни в селе пели обычно хором. Это были, как правило, народные песни. Пели и озорные частушки.
         Тетя Надя вышла замуж, когда мне было 5 лет. Я это хорошо помню. На её свадьбе какой-то подвыпивший мужчина меня очень сильно щекотал, взяв на руки. Я  сильно хохотал, мне стало даже плохо, и я запомнил эти события на всю жизнь. Муж тети Нади дядя Петя работал кочегаром на паровозе в г. Ясиноватая. Он был  современным молодым человеком, приобрел патефон и часто покупал  пластинки. Это было редкостью в селе тех времён . Я с удовольствием слушал пластинки и гордился тем, что в доме бабушки, где жила Тетя Надя с мужем, есть такое новшество.
        Дядя Петя очень хорошо ко мне относился. Как- то он взял с собой в г. Ясиноватую. Я впервые увидел паровоз и сильно испугался, когда оказался рядом с ним. Он был черный, пыхтел горячим паром и очень пронзительно засвистел. Позднее, когда я уже учился в школе, дядя Петя с тетей Надей ездили в Ленинград и взяли меня с собой. Это было первое моё большое и прекрасное путешествие, запомнившееся на всю жизнь. Я с тех пор очень полюбил путешествия .

          Бабушка Степанида была набожной женщиной. Она регулярно посещала церковь и водила меня с собой . Перед сном она всегда подолгу молилась в углу под образами. Я рос верующим ребёнком. Со своим другом детства Анатолием  Вовк мы переписывали молитвы, учили их наизусть В 5 классе были первые экзамены. Я очень хотел сдать  их на " отлично " ( был обещан велосипед ).Мне посоветовали старшие, что при входе в экзаменационный класс надо трижды сказать про себя " Николай Угодник, скорый помощник , помоги мне сдать экзамены на 5 ".Я все так и сделал, и сдал все три экзамена на " отлично " Обещанный велосипед мне подарили. В последующие годы в сложнейших ситуациях я неоднократно обращался за помощью ко Всевышнему и всегда получал её.

        Моя мама Софья Федоровна была очень активной и энергичной женщиной. Отработав медсестрой смену в больнице и пройдя туда и обратно 12 километров, она мало отдыхала и занималась домашним хозяйством. Точнее, она работала по графику; день , ночь и сутки дома . Когда была дневная смена, она проходила 12 км в тот день , а когда в ночь и с ночи- по 6 км в день. Большая часть пути проходила через безлюдную степь , и мама очень боялась ходить в темное время суток. И так в течение около 7 лет. Я в этот период учился с первого до седьмого класса.

        У мамы было двое детей ( я и братик Саша ) и 80- летняя бабушка Секрета, её мама. Бабушка играла в доме, в основном ,роль сторожа. Бабушка Секрета прожила 93 года. Она в церковь уже не ходила. А мама была атеисткой. Но после  небольшого инсульта в 70 лет она восстановилась, в основном физически, но очень изменилась в характере . Из боевой, энергичной и активной женщины стала тихой старушкой и верующей в Бога.


Рецензии