Свободная любовь академика 11

                А н д р е й,   т е б е   н а д о   е х а т ь   в   Д у б н у



           В комнате Ландау и его жена Кора. Звонит дверной звонок.

     Л а н д а у. Это, наверное, Андрей.* Кора, проводи его ко мне.
     К о р а. Он такой смешной, этот Андрей! В прошлый раз вместо того, чтобы идти к тебе, он из прихожей прямиком направился в ванную комнату.
     Л а н д а у. Мальчик рассеян, это ничего. Наверное, это общая черта всех одаренных юношей. Вспомни, каким был я в его годы.
    К о р а. А ты и сейчас такой же. (Ласкается к мужу.) И это мне в тебе ужасно нравится.
    Л а н д а у (притворно грозно). А ну, повтори! Когда это я был рассеянный?
     К о р а. А в нашу первую ночь. Ты пришел тогда весь мокрый и даже не заметил, что на улице лил дождь.
     Л а н д а у. А ты тогда от моего поцелуя  упала в обморок. Это как?
     К о р а. Ничего подобного. Это тебе приснилось! (Шутливо изображая неприступную даму, уходит.)
     Л а н д а у (смотрит в свою записную книжку). Мальчик сдал мне все экзамены. Ах, я болван, его давно бы надо было допустить к самостоятельной работе!
     А н д р е й (входит). Лев Давидович!..
     Л а н д а у. Погоди, Андрюша. Я перед тобой виноват, кажется. Сколько ты у меня уже экзаменуешься?
     А н д р е й. Почти год.
     Л а н д а у. А я не допускаю тебя к семинару. Ты мне весь минимум** сдал, показал способность к самостоятельному мышлению, проявил вкус к физике.
     А н д р е й. Так ведь мне самому было интересно.
     Л а н д а у. И чем ты дальше хотел бы заняться?
     А н д р е й. Астрофизикой.    
     Л а н д а у. Интересно... В молодости я тоже увлекался астрофизикой. (Задумчиво.) Когда это было... Я тогда пытался предсказать будущее Звезд. Их превращение в невидимые, сверхплотные небесные тела.
     А н д р е й (мечтательно). И мне бы хотелось этого.
     Л а н д а у. А ты знаешь, Андрюша, с какой силой сжимаются Звезды, когда исчерпается их ядерная энергия?.. Немыслимая сила, способная превратить весь наш земной шар в комочек меньше спичечного коробка! Вот с какой!
     А н д р е й. Что же это я! Именно это я и пришел вам сообщить. Только что по радио передали, что обнаружен  небесный объект, напоминающий предсказанную вами сверхплотную нейтронную звезду.
    Л а н д а у. Так-так-так! А чего ты молчишь?      
    А н д р е й. Так вы же сами не дали мне говорить... Пока я шел сюда, я всё думал, как же так…
    Л а н д а у. Ты меня уморишь, Андрюша! Дальше, дальше рассказывай, о чем говорили по радио! Ну, рассказывай же!!
    А н д р е й . Говорили о том, что нейтронная звезда быстро вращается, а раньше думали, что она – «спокойный», не вращающийся шар.    
    Л а н д а у. Что за чушь!   
    А н д р е й. Вот и я говорю, как же так, при сжатии все тела еще быстрее  вращаются, а тут «спокойный», не вращающийся шар. Ведь известно же, что даже балерины и фигуристы, чтобы как следует раскрутиться, прижимают руки плотнее к телу.
     Л а н д а у. Именно! именно! Андрюша. Но чтобы иметь достоверные представления о нейтронных Звездах  и не делать подобных ошибок, надо исследовать квантовое движение электронов в магнитном поле. Займись-ка этим, Андрюша. (Решительно.) Андрюша, тебе надо ехать в  Дубну. Там экспериментальная база, необходимая для таких опытов.
     К о р а (входит). Завтрак готов.
     Л а н д а у. Сейчас, Коруша, мы спускаемся.

                Кора уходит. Ландау смотрит ей вслед.

        *Студент физфака МГУ, с которым Ландау дополнительно занимался.
    **Экзамены по физике и математике, которые ученики Ландау должны были сдать, чтобы он допустил их на свой семинар.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии