Глава 2. В техникуме

Воспоминания о Советском Союзе электрика, прокурора, профессора


       Я собирался заканчивать 10 классов, то есть полную среднюю школу. Но после 8 класса мой товарищ Владимир как- то предложил поступать в техникум. И почему-то в химико- технологический в г Славянск. До этого города было около 100 км. Мы поехали бесплатно на грузовом поезде. К тому времени я уже знал, как на этих поездах ездить. У многих грузовых вагонов были тормозные площадки. Здесь под крышей располагались   рычаг ( колесо) ручного тормоза и сиденье для одного человека. На таких площадках в конце состава ездили кондуктора, сопровождавшие поезда. Потом кондукторов сократили, а площадки некоторое время ещё сохранялись.

           Ехали мы долго, так как скорость грузового поезда была невысокой. Он подолгу стоял на промежуточных станциях. Приехали в  г Славянск ближе к вечеру, после 16 часов. Нашли техникум . Он был  уже закрыт. Мы поехали обратно. Снова на грузовом поезде. Нам попался попутчик, который оказался студентом старших курсов Славянского техникума железнодорожного транспорта ( СТЖТ ).Всю дорогу он нам рассказывал об особенностях и преимуществах этого техникума ( современные специальности и оснащённые лаборатории, форменная одежда, бесплатные проездные билеты и т. д.). Так мы решились поступать в этот техникум.

            В назначенное время поехали на вступительные экзамены. Помню была математика, диктант и устный экзамен по русскому языку. Мне удалось сдать экзамены и пройти по конкурсу, а друг поступить не смог. Так я случайно оказался  в техникуме, но по специальности, которая мне нравилась в школе. Там мне нравился раздел физики " электричество", а поступил на специальность "Энергоснабжение железных дорог" Выпускник - электрик, электромеханик.

           Это был очень интересный период в моей жизни. Мы пришли в техникум подростками, взрослели здесь и становились мужчинами. После бедной сельской школы здесь все было по другому . Прекрасные лаборатории, просторные классы и кабинеты, большой спортзал со снарядами. Занятия проводились  по 2 часа ( парами ). Обращались к нам  преподаватели только на " вы" и т д.

             Здесь я впервые узнал, что такое нормальное питание. В столовой мы ели первое, второе и третье. То есть какой- то суп или борщ, котлету с гарниром или блины, оладьи и чай или компот. Дома еда часто состояла из одного блюда. В техникуме мы получали стипендию, и ещё мама посылала мне деньги почтовым переводом . Кроме своей зарплаты как медсестра она получала небольшую пенсию, которую мне платили за погибшего на фронте отца.

       На первых курсах мне было трудно учиться, так как в школе обучение  проводилось на украинском языке, а в техникуме - на русском. Потом я стал, как говорили "хорошистом ", то есть учился на " хорошо". Меня избирали комсоргом группы. Еще на первом курсе я и мои друзья, Володя Несмиян и Иван Щербань, стали посещать кружок духового оркестра при техникуме . Играли танцевальные мелодии на вечерах отдыха, марши на парадах, а также траурные марши на похоронах .

           Особую роль в моем становлении как человека, выборе жизненного пути сыграла преподаватель немецкого языка классный руководитель Таран Лилия Осиповна. Ей было за 40 лет, одинокая очень эрудированная  женщина. У неё было два высших образования: исторический факультет университета и институт иностранных языков. Для 50-х - 60-х годов это было редкостью. Она все силы отдавала работе. Проводила с нами интересные и полезные беседы, экскурсии .

 Вот, например, важнейший в моей будущей жизни разговор на классном часе группы. Она говорила нам, что человек в своей жизни делает то, чего ему  не хочется, на 90 % и только 10%, то что ему нравится и хочется. А как научиться делать то, что не хочется? Ответ - надо иметь силу воли. А чтобы она у тебя была, надо над собой работать, заставлять себя  делать нужное, сначала хотя бы по мелочам.
 
            Однажды мы ходили с ней в кино на оперу " Евгений Онегин". 2 серии. Она  заранее предупредила, что скорее всего нам кино не понравится . Но потом вы об этом будете вспоминать. Вам это пригодится. Действительно, опера мало кому понравилась, так как мы такое явление видели и слышали впервые в жизни. А года через два я был на практике в городе Ясиноватая,  и, памятуя о том культпоходе, решил посетить  Донецкий театр оперы и балета. А потом зачастил туда и пересмотрел почти весь его репертуар. А во время учебы  в университете стал изучать самостоятельно историю классической музыки с прослушиванием соответствующих произведений в библиотеке с большой фонотекой.

            Примерно на втором курсе я стал задумываться о смысле жизни. Как-то по случаю купил книгу Галины Серебряковой "Юность К . Маркса". Книга была очень хорошо написана для того времени. В частности, молодой Маркс идеализировался, хотя он был, как бы теперь сказали, гуляка и хулиганистый парень. Но тогда меня потрясли и врезались в память на всю жизнь слова:" самым счастливым человеком будет тот, кто сделает счастливыми максимальное количество людей. "В этом и был большой смысл жизни. Для себя я этот смысл сформулировал так. Надо выбрать в жизни для себя такое  дело, которое бы тебе нравилось и одновременно приносило людям пользу. Тогда будет хорошо тебе и людям. Я стал понимать,  что надо много учиться, грызть гранит наук и подниматься выше и выше в своём знании. Тогда, достигнув определенной высоты,  ты сможешь увидеть сверху то, что не видно людям и указать им правильную дорогу для достижения благополучия и счастья.
 
       Меня заинтересовал также  поиск истины. Я стал задавать Таран Л. О. много вопросов по истории, философии. Она посоветовала для начала почитать "Диалектику природы" Ф. Энгельса и учебники по философии. Что я и сделал, Прочитал Ф. Энгельса, а потом купил в магазине учебник для ВУЗов " Основы марксизма- ленинизма". Я основательно  изучил  его  с карандашом в руках. Подчеркивал важные места и перечитывал их много раз. Общение с Таран Л О и самообразование помогли мне  в дальнейшем выбрать свой жизненный путь.

             Мы жили в общежитии. На первом курсе общежитие было рядом с техникумом в старых деревянных корпусах. Все удобства, как говорится, во дворе. Но была кубовая с постоянным кипятком в титане. Мыться ходили в городскую баню . Посетив впервые в жизни парную, я был в шоке. Невыносимая жарища и пар. Сущий ад! В детстве мы мылись в корыте, маленькой железной ванне.

            В нашей комнате жило 7 человек. На втором курсе введено в эксплуатацию новое современное общежитие. Правда, оно было расположено, примерно в 1,5-2 км от учебного корпуса, за железнодорожным вокзалом ближе к центру города. Ходили туда и обратно пешком.

           В начале  учебы у нас были вредные привычки. Весь первый курс я курил. Перейдя на второй курс , мы приобщились  по выходным выпивать. Покупали дешевое вино за 1 руб 20 копеек  "Солнцедар". Кажется, оно завозилось из Алжира. Было невысокого качества и крепленое. К счастью, эта привычка той же осенью прошла. Я и мои сокурсники начали ходить в спортивные секции в Доме культуры железнодорожников. Вот оно лекарство от курения и злоупотребления спиртным! Успехом пользовалось фехтование. Я же стал ходить на секцию гимнастики. Но мне это не понравилось и я перешёл в секцию бокса. Этот вид спорта меня очень увлёк. Тренером был Пётр Степанович, чемпион Украины в своём весе ( тяжелом или полутяжелом ). Это был замечательный тренер, который мог увлечь молодых парней серьёзным спортом. Я ходил на тренировки с большой охотой. Бросил курить и выпивать. Занимался около 2- х лет, и стал чемпионом города Славянск среди юношей в полулёгком весе. А население в городе было около 100 тысяч человек, много молодёжи и спортсменов.

       В детстве я был невысокого роста   и худеньким. Нередко  меня обижали более крепкие ребята. Я это очень  переживал и мечтал, что выросту и дам им сдачи. И вот тут моя мечта осуществилась. Меня как чемпиона города по боксу опасались задиристые ребята, так как я мог одним ударом сбить человека с ног.

           Лет через 40 я стал регулярно приезжать в  Славянск. Нашёл Петра Степановича и благодарил его за хорошую тренерскую работу. Ему было за 80, имелись разные болезни. Я ему старался  помочь, давал деньги на лекарства. Он  даже прослезился и был счастлив, что у него есть  ученики с доброй памятью и благодарностью.

              В последний период учебы в техникуме нас посылали на плановые практики в разные города (на электрические подстанции железной дороги). Я забросил спорт. Без регулярной физической нагрузки состояние здоровья у меня значительно ухудшилось, стало постоянно повышенным кровяное давление. Перед окончанием техникума меня госпитализировали  по направлению местного военкомата. В течение 7-10 дней медики вели за мной наблюдение, измеряли кровяное давление, делали анализы и т д. В конечном итоге дали заключение о непригодности в мирное время к строевой службе и пригодности к нестроевой в военное время. Вскоре мне  выдали военный билет с такой записью.

          Я очень переживал и скрывал это от знакомых и родственников. Тогда молодые люди гордились срочной военной службой. В общественном мнении не приветствовалось уклонение от срочной военной службы. Девушки, если бы узнали об этом, не стали бы  встречаться с не совсем  здоровым молодым человеком. Но я очень хотел пойти на службу в армию, старался укреплять своё здоровье. Начал понемногу бегать, делать каждое утро зарядку  и закалять организм обливанием холодной водой. Постепенно привык к закаливанию и обливался холодней водой всю зиму по утрам на улице.

           Позднее во врем учебы в университете стал регулярно заниматься в секции тяжёлой атлетики ( поднятием штанги ). Это позволяло мне сжигать лишнюю энергию, нормализовать кровяное давление и достигать баланса в организме. Тогда я где- то прочитал заметку об одном молодом человеке. Он страдал заболеванием в форме порока сердца, и стал регулярно заниматься тяжёлой атлетикой, постепенно повышая нагрузки на организм. В конце концов он поправил своё здоровье и стал мастером спорта. Эта заметка произвела на меня неизгладимое впечатление и стала руководством к действию.

           Существует старое выражение "Чтобы долго прожить, надо рано заболеть ". В нем есть определённая мудрость. У кого очень крепкое здоровье, тот его часто не бережёт, ибо не знает, что такое болезнь.. А здоровье - это самое ценное, что имеется у человека. И его надо беречь, постоянно о нем заботиться. То есть соблюдать режим труда и отдыха, вовремя ложиться  и спать необходимое количество времени, правильно питаться , пить чистую воду, давать организму физические нагрузки и полноценный отдых, делать прививки и т. д.

              Последние три учебных года в техникуме студенты могли выбирать, кто с кем будет жить в одной комнате. Во время учебы на первом курсе мы подружились и все годы жили в одной комнате . Это я, Несмиян Владимир Николаевич ( умер летом 2019 года ) и Щербань Иван Фомич ( проживает в г Макеевка ).

              Мы и распределились вместе: втроём поехали работать  по направлению  на Северо-Кавказскую железную дорогу. Мы смогли сохранить добрые дружеские отношения на всю жизнь. Периодически встречались и обсуждали текущие вопросы, отдыхали вместе в отпуске, переписывались, регулярно помогали друг другу, встречались  с выпускниками и студентами в техникуме.

         Вспоминая другие периоды жизни, не могу сравнить с ними время учебы в техникуме. По насыщенности жизни, её интенсивности и разнообразию. Видимо, причина в том, что это был особенный отрезок жизни. Мы пришли мальчишками со школ, учились вместе, подружились и  взрослели , стали  дипломированными специалистами, как тогда говорили, командирами производства. Такой дружбы потом нигде и никогда не возникло.

           Необходимо отметить и хорошую организацию учебного процесса и практики в техникуме. Директором был Строненко, завучем -  Чеканников. О классном руководителе Таран Л.О. говорилось ранее. Все сотрудники и преподаватели техникума были грамотными и практически опытными специалистами. Они знали своё дело и могли грамотно и доходчиво передавать свои знания нам, студентам. Любимыми  преподавателями были Панов ( физика, теплотехника), Костенецкий ( математика ), Гречаный ( черчение ), физрук Устинов. Последний сам был спортсменом, имел хорошую выправку, был подтянут и вёл примерный образ жизни, являясь долгожителем.

         У нас была хорошая дисциплина. Может это диктовалось требовательностью и жёсткими порядками в нашем учебном заведении, а может и характером практики и будущей работы. На нашем отделении " Энергоснабжение  железных дорог" готовили специалистов на тяговые подстанции, которые снабжали электроэнергией  электровозы грузовых и пассажирских поездов. На подстанциях рабочее напряжение  3 тысячи или 28 тысяч вольт. И нам  говорили, что электрик, электромеханик  на высоковольтных подстанциях, как и минёр, ошибается один раз. И среди работников подстанций  имеются случаи сильнейших и смертельных травм от высокого напряжения. Это нас тоже очень дисциплинировало.

              Припоминаю, как серьезно нас готовили в техникуме к самостоятельной работе. У нас были учебные занятия и учебная практика по направлениям: токарное и слесарное дело, кузнечные, сварочные  и  электромонтажные работы и т. д. Каждый из нас обязан был во время этих занятий самостоятельно сделать вручную из куска металла : отвертку, зубило ( изготовить и закалить ), пассатижи, то есть плоскогубцы с кусачками . Мы выполняли также курсовые проекты . А в конце учебы - дипломный проект и пояснительная записка к нему. При этом делали расчеты и чертежи вручную на логарифмической линейке и чёрной  тушью ( рейсфедером )на плотной бумаге. Это не ответ угадать на  сегодняшнем ЕГЭ !

         Ещё в первый год обучения в техникуме студенты старших курсов научили меня ездить на крыше вагонов скорых и пассажирских поездов. Тогда все вагоны имели скобы- ступеньки. Ступеньки существуют и сейчас, но теперь они как бы пристегнуты к корпусу вагона и поставлены на замок. Тогда этого не было и можно было свободно подниматься по ступенькам на крышу. Милиция боролась с такими пассажирами. Ее сотрудники выходили из своего офиса на вокзале, встречали и провожали поезда. Поэтому при посадке мы шли к первым вагонам, куда милиционеры обычно не доходили. Когда поезд уже тронулся, мы цеплялись за поручни первого вагона, где не было проводника, и поднимались на крышу. Пока  поезд набирал скорость, мы по вагонам перебегали в хвост поезда. Теперь на электрифицированных участках по вагонам не побегаешь- мешает очень низко расположенный контактный провод под высоким напряжением  На вагонах или между ними мы и ехали до очередной станции. На очередной станции последние вагоны не доходили до вокзала ( и до милиции ), и мы спокойно с них спускались. Но когда милиция устраивала  облавы на безбилетников , сотрудники прочесывали весь состав и  нас задерживали. Но такие облавы случалось очень редко . Если нас и задерживали в таких случаях, мы показывали студенческий билет и нас отпускали. Боролись сотрудники с бродягами, бомжами и лицами без документов.

           Мы ездили домой таким образом в тёплое время года, когда с собой не было никакого багажа. С чемоданом на крышу не залезешь . Это были поездки на не большие расстояния. Но раза два в год летом мы совершали и далекие путешествия: в Симферополь, Сочи, Москву, Ленинград, Прибалтику и Одессу. Ездили группой по 2-3 человека . Ехали весь день и вечер. Потом сходили с поезда, оставались до утра в вокзале, а потом ехали дальше.

       Во время длительных путешествий ( например, по маршруту Славянск -Москва - Ленинград - Рига - Славянск ) на ночь останавливались на вокзалах в зале ожидания и в комнате отдыха. Бывали путешествия и по сложным маршрутам. Например, в г Сочи - на поезде , затем на морском судне в Крым или Одессу, затем снова поездом домой. В одно из таких путешествий мы совершили рейс из Сочи в Одессу на флагмане Черноморского пассажирского флота " Адмирал Нахимов" ( бывший  шикарный немецкий  лайнер " Берлин").  Судно было прекрасно отделано и по своему комфорту и размерам походило на дворец или музей . На теплоход покупали так называемые палубные билеты, то есть без места в каюте. Три  ночи спали на верхней палубе у тёплой дымовой трубы. Судно ( пароход) имело паровые машины, которые не создавали никакой вибрации в отличие от дизельных судов. Это путешествие запомнилось на всю жизнь.

         Своё первое крупное путешествие на крыше поезда я совершил, когда мне вот-вот должно исполниться 16 лет. Это была поездка из г. Славянск в г. Сочи. Друг обещал подсесть на мой поезд в Иловайске, но по какой -  то причине не появился. Я поехал один. Прибыв в Сочи, первым делом конечно - на пляж. После купания заснул и обгорел. Ночевал на морском вокзале. Ближе в 24 часам стало в вокзале прохладно. Кругом холодный мрамор , и я придумал залезть и лечь на большой ,  очевидно, дубовый стол. Я спокойно проспал всю ночь, а в 6 утра  меня разбудил милиционер , сказав что спать здесь нельзя. Да, были хорошие люди времён СССР и в милиции. Такое не забывается  никогда.

            После окончания техникума выпускники регулярно встречаются в родном учебном заведении. Я и мои близкие друзья прибыли на такую встречу первый раз через 20 лет после выпуска . Я приехал со своим 12- летним сыном Виктором. Познакомил его с нашим классным руководителем Лилией Осиповной. Она подарила нам несколько своих книг по педагогике. Передала, так сказать , эстафету. Я тогда уже преподавал в морском училище . Потом я и мои друзья встречались в техникуме регулярно через каждые 5 лет или даже чаще.

        Одна из крупных последних встреч была в юбилей - 50 лет со дня окончания нами техникума ( 2012 г )Мы решили выпустить книгу об истории нашего техникума( (СТЖТ). Я составил план книги, перечень  источников, руководил сбором и обработкой материалов, редактировал и оплатил работу машинистки. В этом мне оказывал  помощь один из современных преподавателей техникума Пивоваров. В конечном итоге книга была опубликована. Но в качестве авторов книги указаны нынешний директор техникума и упомянутый преподаватель . О моем участии даже не упоминается. Ну да ладно. Главное, что книга вышла, имеется в библиотеках и её можно почитать всем желающим.

          В 2014 году Славянск оказался в зоне интенсивных военных действий.  С тех пор, к сожалению, ни я ни мои близкие друзья в Славянске и техникуме не бывали. Там остался наш сокурсник и друг  местный житель. Славянска Шевченко Виталий. Он всегда присутствовал на наших встречах в техникуме . Как он теперь поживает, мы не знаем, так как всякая связь с ним стала затруднительной. Известно только, что он заядлый охотник и рыбак. Во время военных действий он оказался где- то в полях и  лесах на охоте- рыбалке. Он там отсиделся, и война обошла его стороной. Он жив- здоров, но больше о нем и техникуме мы ничего не знаем. С другим старым другом Щербанем Иваном регулярно поддерживаю отношения. Недавно , в начале 2020 года, говорил с ним по скайпу .Он молодец, держится. Живет отдельно, но совсем рядом с семьёй сына в Макеевке.

            Рассказ о годах учебы в техникуме необходимо немного дополнить о таком веянии в моде и образе жизни как " стиляги ".К нам это пришло  на 2-3 курсах техникума, то есть в 1960-1961 г.г. Тогда среди молодёжи стало модным носить узкие брюки и обувь на толстой каучуковой подошве. Яркая прическа по названию "канадка", сменившая "бокс" и " полубокс". Рубашка -чёрная и белый галстук. А сверху светлый серый пиджак. Начали носить и рубашки  навыпуск.
 
            В наших краях в те годы большое распространение получили вокально- инструментальные оркестры и джаз-оркестры . Один из таких оркестров регулярно играл во Дворце культуры железнодорожников на танцах. Летом - на открытой танцевальной площадке,а в остальное время - в помещении Дворца. Одной из самых любимых композиций этого оркестра была музыка Г. Миллера из кинофильма "Серенада Солнечной долины". И особенно произведение, именуемое " Чупа Чупс "или "Чуча". Все были в восторге от этой музыки.

           Кроме того в нашем техникуме тоже был эстрадный оркестрик. Им руководил старшекурсник Свещев, лихо игравший на аккордеоне. Его подругой была студентка младших курсов Цветус. Оркестр часто играл на танцах в нашем техникуме и был весьма популярен.

          Я не помню, чтобы  в нашем техникуме преследовали студентов за модную одежду. Хотя были разговоре, что где- то на Юге комсомольцы разрезали прохожим узкие брюки . В более позднее время официальные власти вмешивались в моду. Например, в 70- е годы, когда стали модными длинные волосы " под битлов", в парткоме пароходства настойчиво рекомендовали, чтобы волосы у моряков только доставали ворот рубахи или пиджака. И не должны быть длиннее.

           А в целом, следует признать, что стремление модно  по- современному выглядеть отражает общий Закон развития человеческого общества и его структур: борьба за существование , признание укрепление, увеличение благосостояния, и лидерство. Именно стремление к признанию и лидерству подчеркивается "не таким видом, как у других". Желание выделиться и получить признание со стороны окружающих.


Рецензии