Касимовичи, Касимовичи - Киенские

Касимовичи, Касимовичи - Киенские



***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




«Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоускага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоускага. Кн.523. Кн.Публiчных спрау 1»

***

под редакцией к.и.н А.И.Груша, к.и.н М.Ф.Спиридоров, М.А.Вайтович.
На белорусском языке.

Касым, т. Абрагiмава сцягу 118
Касымович Алий, т. хар. Сей Жалал Мiнбалатавiча 118 адв.

http://forum.secret-r.net/viewtopic.php?f=1&t=1361&p=88862




Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы

***

…Как сообщают польские и украинские источники тех времен, впервые «оседлые» татары появились в Ювковцах (тогда ; Ивковцы) еще вначале XVI в. Вероятно, это были взятые в плен князем Василием-Константином Острожским под Вишневцом (1512) крымчане, обитающие и в Остроге. Имея немало привилегий, которые подтверждались польскими королями, татары относились к шляхте, а позже, уже во времена Российской империи, долгое время имели крепостных. Родовые фамилии ювковецких татар, судя по разведкам польского историка Станислава Дзядулевича (1872 ; 1943), имели достаточно разное происхождение. Так, Касимовичи происходили от острожского татарина Касима, Ждановичи ; от пришедшего из степи ногая Ждана, Шахманцеры (очевидно, изначально «Шахмансуры») ; переселены из Литвы.





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY
…,
Картачи
,
Касимовичи
 ,
Каскевичи
,
Касымовичи
 ,
Качкаровские


http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

…Каллаур, Калувур , Камбулатович , Каменский , Каминский, Карачов , Каржаевич , Карказанов , Карпович , Картач , Касимович , Каскевич, Касымович , Качкаровский ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Косимович

***

Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Т.31. Акты о литовских татарах.

Имена татар литовских

С. 48 1582 татары Ахмет Айдарович, Косимович, Кульзоманович, Довляторович, Селимща Ахметевич.


Предисловие издателя:
Татары с конца 14 века постоянные жители Литвы «в виде резко очерченного этнографического островка»

С. XX. Литовский Статут 3 ред 1588 г. «…абы жид и татарин и каждый бесурманен…и христиан в неволе не имел» , который был изменён 25 июня 1840, дозволивший татарам нехристианам дворянского звания владеть христианами.

http://history-fiction.ru/books/all/book_521_1/



ЦГИ
Фамилия Касимович

***

Касимович Феско (1649) в 1649 казак Арклиевской сотни Кропивенского полка Войска Запорожского по реестру 1649 г.

https://rosgenea.ru/strict-search/



ЦГИ
Фамилия Касымович

***

Касымович Алий (1528) по Переписи 1528 войска Литовского татарин хорунжий Сей Жалал Минбалатавича 118 адв.

https://rosgenea.ru/strict-search/





КВИТ ТЕМРЮКА ОНИХОВА ШИМКОВИЧА КНЯЗЯ ПЯТИГОРСКОГО 1575 ГОДА

***

Среди различных актов и квитов 1575 года в Музее князей Чарторыйских в Кракове находится квит королевского ротмистра Темрюка Шимковича Пятигорского на 4.000 злотых с объяснением, на что эта вышеупомянутая сумма ему нужна. Ниже – акт в дословной копии:

Я, ротмистр ЕКМости, князь Темрюк Шимкович Пятигорский, признаю, что сегодня получил из коронной казны из рук пана Гиацинта Мложеевского и пана Валентина Кжепицкого, писарей казны коронной, сумму злотых польских четыре тысячи, как первую ставку причитающегося жалованья для моей хоругви, а именно:

ЕМПану князю Абдуле Якубовичу сорок злотых,

ЕМПану Касиму Касимовичу сорок злотых,

ЕМПану Богдану Касимовичу сорок злотых.

Кроме того, для 34 наездников (которых фамилии, как и Каспара Гожовского свидетельствуют о польском происхождении), 1360 злотых.

Для пятидесяти пахолков, из которых 15 татарского происхождения, 1000 злотых. На корм для 100 лошадей, 1000 злотых.

На указанную сумму изъятие, то есть четыре тысячи злотых даю подпись собственноручную и печать. Дан в Кракове дня 14 Июля 1575 года. (подпись кириллицей). Князь Темрюк Онихович Шимкович Пятигорский (герб Лелива) нижеподписавшийся наместник Абдурахман Войнич.

Весь квит написан рукой наместника, что свидетельствует о выдающемся его образовании. Полский во всем квите с несколькими мелкими ошибками, везде образцовый. Это доказываем, что ЕМПан Абдурахман Войнич обучался в Краковской Академии. Допускаю, что не он один был таким…

Публикуем этот квит из-за того, что содержит он 15 фамилий Татар литовских, также как и выставитель его, Темрюк Шимкович Пятигорский был татарского происхождения. Крещен в Москве в 1560 году по восточному обряду. Ребенком Темрюк вместе с отцом Шимком и дедом Онишком прибыл в Польшу в 1563 году. Затем дед Онишк получил имение Юнев на Киевщине в 1564 году. Дед, как и отец, видимо, внезапно скончались, так как уже в 1572 году Видим Темрюка ротмистром. Отличился в войне валашской и гданьской и получил князь Темрюк села Вержайцы и Герники в Жмуди в 1574 году. В 1578 году конституция утвердила ему 7 других сел, в ленной владение, также в Жмуди. Начиная с 1601 года видим его на Киевщине, где упоминается часто в 1612-1613 годах. В тот год и умирает.

Потомство его существует до сегодняшнего дня без титула и с гербом Лелива на Жмуди и Киевщине, носит фамилию Шимкевичей и Шимковичей.

Текст переведен по изданию: Rocznik Tatarski. Czasopismo naukowe, literackie i spoleczne, poswiecone historji, kulturze i zyciu tatarow w Polsce. Tom I. 1932
Станислав Джадулевич






Касимовичи

***

По поручению Сигизмунда I этот царевич выдавал служилым татарам и свидетельства о шляхетстве, подтверждаемые королем на тех же основаниях, что и аналогичные «листы», выданные боярам-шляхте назначенными для этого литовскими панами [1, с. 230]. К нему, вместе с татарскими хорунжими и маршалками, обратился 29 июня 1531 г. король Сигизмунд I, извещая о назначении маршалком татарским князя Шахманцера Касимовича, с обозначением его места в старшинстве высших татарских должностных лиц в ВКЛ [28, л. 187-187 об.]9.

Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.




Касимовичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

Герб Касимович Касимовичей (Gajl T. Pilish Armorial Middle Ages to 20th Century. - Gdansk: L&L. 2007).

Существуют два рода Касимовичей.

Одни Касимовичи были мелкими огородниками в Ювковцах на Волыни.

С. Дзядулевич предполагает, что они могут быть потомками пленного татарина, поселенного под Острогом князем Константином Острожским.

Кроме того, в Ошмянском повете существовал род Касимовичей-Киенских (Kasimowicz-Kienski (tatarska rodzina / Lostaja, 1605 - ).

По С.Дзядулевичу этот род княжеский.

Они имели собственный герб Касимович, и родовые прозвища Найман и Киенски.

Их предком был найманский князь Касым Пиотрович, упоминаемый около 1482г. в связи с получением денег и земель в Эйшишках, в 1488г. на ковенщине и новогрудчине.

Одно из имений на ошмянщине называлось Касимов.

Этот род Касимовичей прослеживается по документам до середины XVIIв.

С. Дзядулевич предполагает, что они могли эмигрировать в Крым и Турцию.

https://deskgram.net/p/1789909603321096305_3134560184

https://vk.com/photo12523752_456239603




Касимовичи

***

Продолжая военную службу, вместе со своим отрядом ротмистр участвовал в войне с турками и погиб под Хотином, где в сентябре-октябре 1621 г. небольшое литовское войско под командованием гетмана Яна Ходкевича вместе с украинскими казаками Петра Сагайдачного нанесло поражение 150-тысячной армии султана Османа II [54, л. 859-859 об.].

25 «Carewiczowi Tatarzynowi na 100 koni kozakow, kt;rym zoldu naznaczono po zlotych

Был женат на княжне Марии Махметьевне Давлетбахтыевичевне из рода князей Барынских, дочери татарского хорунжего князя Махмета Давлет-Быхтыевича Касимовича. Ей самой принадлежала часть имения Рудники в Новогрудском воеводстве, которую впоследствии наследовали их потомки.

Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.




Касимовичи

***

Как сообщают польские и украинские источники тех времен, впервые «оседлые» татары появились в Ювковцах (тогда ; Ивковцы) еще вначале XVI в. Вероятно, это были взятые в плен князем Василием-Константином Острожским под Вишневцом (1512) крымчане, обитающие и в Остроге. Имея немало привилегий, которые подтверждались польскими королями, татары относились к шляхте, а позже, уже во времена Российской империи, долгое время имели крепостных. После событий второй половины ХVII века (поход Богдана Хмельницкого, «бунт липок» и др.), многие татары, по всей видимости, переселились в Османскую империю; на их место селились другие, прибывающие с нынешней Беларуси и Литвы. Родовые фамилии ювковецких татар, судя по исследованиям польского историка Станислава Дзядулевича (1872 ; 1943), имели достаточно разное происхождение. Так, Касимовичи происходили от острожского татарина Касима, Ждановичи ; от пришедшего из степи ногая Ждана, Шахманцеры (очевидно, изначально «Шахмансуры») ; переселены из Литвы.

Происхождение некоторых фамилий еще требует изучения, например, Ломинские (вроде от Ломак), Мухлинские (возможно, от Мухеддин) или Мухлио.
Некто Юсуф Мухлио, в частности, был имамом местной мечети в 1915 году.

Особенно большим родом был род Солтыков, который мог произойти от Солтыкана, сына Канчима, который жил в первой половине XVI в. Позже этот род настолько разросся, что уже в конце XVII в. начали различать «белых» и «черных» Солтыков. Сегодня среди потомков ювковецких татар фамилия Солтык встречается чаще всего. Очевидно, кто-то из этой семьи где-то в 50-х годах XIX в. был автором «ювковецкого хамаила» ; молитвенника, где помещены суры из Корана и молитвы на арабском, а также на польськом языке. Этот уникальный документ сейчас хранится как семейная реликвия у потомков ювковецких татар.

Ювковцы: татарская «Атлантида» Волыни
https://islam.by/post/yuvkovtsy-tatarskaya-atlantida-volyni





Гродненские татары

***

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское[1] (ВКЛ).
Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его «наисильнейшим из всех князей». Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.
Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово «казак» означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков[2].

Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского[3] сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи.

Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию.

В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.

В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.

Более низкие, чем князья должности занимали «Уланы», в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские[4].

В те времена у татар-казаков единым измерением был «конь», это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.

Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.
Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.

Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского «Гродно» (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.

Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах:

«Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших».

В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар[5]. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.
ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).
Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево[6] мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.

Примечания (В.В.Тарковский).

[1] См. приложение.
[2] Лососянка — речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.
[3] Барановичи — поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).
[4] Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин.

Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. — Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).
[5] В Беларуси проживает около 330 кумыков.
[6] В черте г. Гродно.

Апанас Цыхун
заслуженный учитель Беларуси

Перевод с беларусского: Тарковский В.В. .

https://www.gumilev-center.ru/grodnenskie-tatary/


Рецензии