География распространения коронавируса в мае

      В течение мая планетарная картина заражений изменялась настолько сильно в ширь и многополярно, что рассматривать ее целесообразно в виде простого описания, не пытаясь вывести тенденции. Охарактеризуем ее, поделив месяц на три периода, хоть для какой-то систематизации результатов нашего анализа. 
       Первая декада.   
      К маю по географии распространения коронавируса можно было уже районировать карту мира, выделяя смежные группы стран по сходной динамике, синхронности всплесков заражений, по величине абсолютных и относительных показателей. Поскольку зараженность зависит от многочисленных позиционных, природных, социальных, культурных и экономических факторов, эта характеристика оказывается для территории комплексной, а не только отражающей ее эпидемиологическую ситуацию. По этому признаку достаточно определенно оконтуриваются регионы: Северная Европа, Западная Европа, Восточная Европа, Балтия, регионы полуостровов на юге Европы, Закавказье, Средняя Азия, страны Персидского залива, Южная Азия, Восточная Азия, Индокитай, Индонезия и Филиппины, Австралия и Новая Зеландия, Северная Африка, страны Гвинейского залива, США и Канада, Центральная Америка, страны Карибского моря, страны Анд. Коронавирус показывает, что эти регионы не просто условные контуры на политической карте, а территории, где жизнь людей особенно взаимосвязана и во многом похожа.
        Определённо, по распространению коронавируса можно судить о транспортно-узловом или изолированном характере территории. Словакия, Словения, Хорватия, Прибалтийские и многие Балканские страны в мае не имели или почти не имели прироста заражений, т.е. показали себя как внутриевропейские транспортные изоляты. Некоторая туристская мобильность зимой в этих странах способствовала первоначальному резкому росту заражений, но с прекращением туристских поездок эпидемия остановилась.
        Показатель зараженности коронавирусом является отражением транспортно-географического положения, свидетельствует о возможностях и сложившейся ситуации с мобильностью (туристской, деловой, трудовой, миграционной). Он отражает значение транспортных узлов и всесезонную интенсивность транспортных коридоров. Бельгия, Нидерланды, Италия, Испания, США, Великобритания, Германия, их основные города и районы – свидетельство действия этих факторов. 
       В Европе эпидемия медленно идет на спад. В Северной Европе дневной прирост заражений небольшой, но все же еще очень значительный, только в Исландии его нет. Западная Европа относительно апреля имеет меньший прирост заражений. В Восточной Европе выделяется группа стран – Польша, Румыния, Молдавия, Украина – со средними значениями прироста, а Беларусь с высокими. На Балканах ситуация лучше, только Сербия и Босния выделяются зараженностью. Испания с Португалией имеет синхронный прирост. В Европе начался спад, который почти незаметен только в Великобритании. В этом страна похожа на США.
      В Европе отношение общего числа заражений к населению страны наиболее высокое в странах с малой людностью (Исландия, Андорра, Сан-Марино, Люксембург) и в Ирландии.
          В самом начале месяца значительно прибывает ежедневно число зараженных в странах Гвинейского залива и в Саудовской Аравии, в Бразилии начался сильный рост. В Израиле эпидемия успокаивается. В США и Канаде зараженность растет, в США сильнее каких-либо других стран мира. 
           В Латинской Америке зараженность прибывает разными темпами по регионам. Выделяются группы: Венесуэла и Гвиана со слабым ростом; страны Анд с Колумбией, где сильно растет зараженность, особенно в Перу; Бразилия, с самыми высокими темпами заражений; страны Центра и Юга (Боливия, Паравай, Уругвай и Аргентина) заражений добавляют немного. Их показатели гораздо ниже, чем в соседних регионах. Боливия «ведет себя» как страна, близкая к Андам. Ее прирост всегда несколько выше, чем в трех других странах.
           В Африке большие страны субтропиков (ЮАР, Египет, Марокко, Алжир) стабильно растут со средними по миру темпами. Страны Гвинейского залива (Нигерия, Кот-д’Ивуар, Камерун). Страны Африканского Рога - Джибути, Сомали также выделяются, Страны Центральной и Восточной Африки – имеют показатели мягче.
          Большие страны Ближнего и Среднего Востока (Турция, Саудовская Аравия, Иран) имеют высокий ежедневный рост. В странах Персидского залива наметился спад прироста у Катара и ОАЭ – лидеров по зараженности, но Кувейт, Бахрейн, Оман стали сильнее добавлять зараженность. Гораздо сильнее, чем раньше проявляется роста у Казахстана, Пакистана, Индии и особенно Бангладеш. Индокитай в этом отношении спокойный. Показатель Сингапура сильно увеличивается, у Филипин, Индонезиия и Малайзии он меньше, но значительный. Австралия и Новая Зеландия – почти не прирастают и кажется завершают эпидемию. Япония похожа по динамике на Индонезию, Малайзию и  Филиппины. Южная Корея и Китай не имеют прироста заражений.
      В России зараженность растет, но относительное положение между регионами не меняется. Зараженность концентрируется в Москве и столичном регионе, дневной прирост заражений в Москве иногда превышает половину всего прироста в стране.
           Видно, что по одному фактору географию коронавируса не объяснить. Должна коррелировать зараженность с населенностью, но в Центральном Черноземье самая населенная область (Воронежская) с самой низкой зараженностью, а самые зараженные - Курская и Тамбовская.
        Итак, в первой декаде показатели прироста заражений начинают существенно и постоянно снижаться во многих странах Зарубежной Европы, эпидемия успокаивается в Китае, Южной Корее в Австралии и Новой Зеландии. Практически все остальные территории продолжают или начинают рост заражений.
        По показателю общей зараженности часто выделяются страны, являющиеся   региональными экономическими или геополитическими доминантами: Швеция, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай, Иран, Египет, Марокко, Израиль, Сингапур. 
       Вторая декада.
       Начало второй декады мая показывало следующее. В завершающей фазе эпидемии выглядели Норвегия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Албания, Греция, а также Израиль. Снижали ежедневный показатель зараженности Германия, Франция, Испания, Португалия, Швейцария. Большие прибытия зараженности имели Великобритания, Бельгия, Швеция. Отчетливо проявлялся спад прироста заражений в Европе, он наметился в Соединенных Штатах и Канаде. В Азии стали особенно выделяться высоким темпом заражений Индия, Саудовская Аравия и Кувейт.
       В середине месяца в Исландии прирост держится на нуле, в Норвегии и Финляндии близко к этому, но в Швеции – прирост значительный. В Восточной Европе выделяется один район с повышенной зараженностью - Польша, Украина, Молдавия, Румыния, Сербия, с максимумом в Белоруссии, а другой район  - от Словакии до Греции – с малыми значениями зараженности и дневного прироста. Западная Европа хорошо снижает дневной прирост. Из этих стран самый высокий прирост остается в Италии, но он каждый день становится ниже. Лидер роста – Великобритания. Ирландия и Дания продолжают иметь значительный прирост, но медленно снижающийся. Сан-Марино заражено меньше, чем Андорра, но в первой стране выше дневной прирост уже много дней. Видимо, зимой вторая набрала заражений, а в первой это происходит позже.
       В Азии много стран с существенным приростом, который не снижается. Это Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Иран, Турция, Кувейт, Катар. Набирают постоянно выше среднего Оман, Бахрайн. Израиль все же не успокаивает эпидемию, прирост небольшой, прыгающий. Индокитай - традиционно спокойный. Немного добавляют, казалось бы, все завершившие, Китай и Корея. Япония, Филипины и Индонезия добавляют синхронно и выглядят «среднезараженными» с доминированием Сингапура. Малайзия по показателям – как плавный переход от Сингапура к Индокитаю.    
       В Африке быстро растет Гана. Выделяется гирлянда зараженных стран на берегах Африки. Туристские Мальдивы оказались сильнее заражены плотнонаселенного Шри-Ланка, а Маврикий более огромного Мадагаскара.
       В США и Канаде идет медленный спад значений, но не плавный. В Латинской Америке прирост держится стабильно повышенный.
      В России после постоянного роста заражений показался небольшой спад, но показатель прироста очень высокий, второй в мире после США. Все регионы России в основном имеют дневной прирост, коррелируемый с зараженностью, поэтому соотношение регионов сохраняется, все значения растут синхронно. Это, возможно, свидетельствует о закрытых границах регионов и соблюдении самоизоляции. На Урале Пермский край становится меньшим по зараженности. Удмуртия, Курганская, Омская, Томская области, Крым, Чечня, Карелия, Вологодская, Костромская, Псковская, Иркутская, Амурская области и Забайкальский край – регионы   благополучные относительно их соседей.
      Убеждаемся, что от численности населения зараженность не так сильно зависит, больше зависит от транспортной узловатости, величине аэропортов (Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Казань, Нижний Новгород, Краснодар). По распространению коронавируса в России можно судить о транспортной, деловой связанности и вовлеченности в туристские потоки регионов. В России темпы заражений не снижаются. Начинается тенденция перехода наибольших темпов заражений из столичного региона в другие регионы страны.
      В Закавказье Грузия намного меньше заражена двух других государств. Это говорит об хозяйственной изолированности страны и ее ориентировке на международный туризм, который вовремя закрыт. Азербайджан шире хозяйственно связан, например, с Ираном. Армения более всего страдает от эпидемии, высокая зараженность свидетельствует о широте международных связей. Молдавия – очень выделяется относительной зараженностью. Это не туристская страна, но, может, сказывается трудовая мобильность.
      В конце второй декады в Европе идет снижение заражений как по команде. Наконец, эта тенденция хорошо проявляется в Нидерландах и Бельгии. В Азии, наоборот,  - рост (Армения, Турция, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Пакистан, Индия. Бангладеш). Делают «рывок» Таджикистан, Казахстан и Афганистан. Даже Израиль немного прибывает. В Восточной Азии –  увеличение совсем небольшое. Сингапур сбавляет темп. В Африке сильнее прибавляет Судан и Африканский Рог. В Америке спад не чувствуется.
      Южная Америка и ЮАР очень сильно прибывают, как будто пошла какая-то четвертая волна. Если ареалом первой волны эпидемии можно считать Восточную Азию и Средиземноморье, второй - Северную Атлантику (Западную Европу, США и Канаду), третьей – Восточную Европу, Ближний Восток и Россию, то четвертая, по-видимому – Южная Америка и Южная Азия.   Начинает выделяться распространением эпидемии Южное полушарие планеты. Может, сказывается время, когда сюда приходит зима? 
Третья декада.   
В Европе идет снижение заражений, но не равномерно, а дергано. Отдельные сильные всплески случаются в Германии, Франции, Испании. Австрия до этого более спокойная, чем Швейцария, поменялась с ней ролью. На севере ежедневно показатели распределяются одинаково от меньшего к большему в последовательности: Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция. В Швеции много заражений. Беларусь по увеличению зараженности по сравнению с Польшей, Румынией, Украиной и Молдавией тоже отличается в худшую сторону. Справляются с эпидемией полностью или почти полностью Исландия, Словакия. Словения, Хорватия, Черногория, Албания, Греция. Другие балканские страны выделяются несколько выше по прибытиям зараженности. Великобритания остается в зарубежной Европе лидером по притоку заражений, но каждый день это число снижается. Ирландия вышла на небольшой приток. Страны-карлики – имеют нулевой показатель практически постоянно.
      Азия не снижает приток заражений. Особенно Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Пакистан. Начали прибывать каждый день сильнее, чем раньше Афганистан, Таджикистан, который был без заражений до мая, но уже обогнал по прибытиям Киргизию, Казахстан и Узбекистан. Индия стала одним из мировых лидеров по притоку заражений. Бангладеш прибывает значительно.   Небольшие прибытия в Корее и Японии. Сингапур не выделяется среди соседей, и прибывает меньше, чем раньше. В Африке больше всех добавляют ЮАР и Египет. Относительно соседей прибавляет Джибути.
      США – наиболее высокий прирост в мире, Канада прибывает сильно, если и снижает показатель притока заражений, то понемногу. Мексика и Доминикана не снижают. Бразилия «подбирается» по прибытиям к США. Очень много в Перу, Чили. Стало заметно увеличиваться зараженность в спокойной до этого Аргентине. В начале декады пояс - Боливия, Парагвай, Уругвай – держится относительно спокойным, но в самом конце месяца в Боливии по заражениям ситуация стала быстро ухудшаться.  Страны Анд переживают галопирующие темпы заражений, Колумбия, Чили, особенно Перу, а по Эквадору несколько дней перестает поступать информация в общемировую систему. Бразилия по темпам роста заражений превзошла Россию и даже США. Индия и ее соседи демонстрируют быстрый рост заражений. Происходят короткие однодневные большие вспышки в разных странах (Франция, Филиппины) По зараженности коронавирусом мир стал многополярным 
       Ближний и Средний Восток, Россия, Северная Америка, а особенно Южная Азия и Латинская Америка – регионы наибольшего роста заражений.
     В России усилилась тенденция увеличения доли зараженных в регионах, по сравнению с Москвой и Московской областью. Воронежская область ниже всех соседей, хотя населенная и узловая. Это свидетельствует об эффективности работы в регионе. Чечня – тоже самое. Крым прибывает меньше всех, видимо без туристов территория на действительной самоизоляции. Прибывают сильно Нижегородская область и Красноярский край. В самом конце месяца начались вспышки зараженности сразу во многих до этого относительно спокойных регионах - в Псковской, Тверской, Вологодской, Архангельской, Костромской. Воронежской, Омской, Иркутской областях, Забайкальском крае. Сильно увеличились темпы в Свердловской и Ростовской областях, которые превратились в лидеров зараженности на Урале и юге страны.
     Судя по географии распространения коронавируса в мае, ряд стран и их групп успешно преодолевают эпидемию, но в целом на большем пространстве мира она не спадает. 


Рецензии