Не иссекаемый источник...
В нашей неуютной жизни мы всё чаще обращаемся к великому Пушкину Александру Сергеевичу, находим у него созвучие своим мыслям, думам и размышлениям.
Каждый из нас получает ответы на горькие и больные вопросы, видит в поэте единомышленника, мудрого собеседника, человека и патриота.
Как дар судьбы, как счастье с гордостью произносим – мой Пушкин, и нет в этом ни преувеличения, ни зазнайства…
Пушкин дорог и близок своим чистым, как лесной ручей, доступным и понятным языком. Удивляет и поражает умением поэта обычными, несколькими словами нарисовать картину, запоминающеюся на всю жизнь, не меркнущую с годами: « Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…»
Читаю, слышу казалось бы обычные, привычные слова, но всякий раз ярко, с мельчайшими подробностями вспоминается картина далёкого детства, как будто бы и не пролетели – прошумели десятилетия. Мы, ватага ребятишек, через заснеженное поле возвращаемся домой. Низкие, хмурые облака, злой, колючий ветер сечёт лицо снежинками…
« Мороз и солнце- день чудесный…» Как будто бы рядом идёт Пушкин. Вот и наш маленький посёлок, по самые крыши заваленный искрящимся, до боли в глазах белым снегом. Лёгкий морозец, яркое солнце. Столбом из каждой трубы поднимается дым…
Кому не знакомо стихотворение «Зимний вечер»?
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна…
Закрываю глаза и вижу нашу добрую и дорогую «няню-бабу Ганю».Мы ( трое ребятишек-сорванцов) живём на квартире, маленькая, о двух окошках уютная избушка. В ней нет ни радио, ни книг, угол занят иконами.
Хозяйка всегда в делах: прядёт, вяжет, штопает, хлопочет у печки…Зимний вечер, в тёмные окошки вьюга хлещет снегом, воет в трубе. Сидим на тёплой печке, горит керосиновая лампа, учим наизусть Пушкина.
На печке укладываемся спать, гасим лампу. Сквозь сон слышим вздохи и шёпот нашей бабы Гани. Стоя на коленях, она долго молится: « Сынок…Петя…Петруша…». Её единственный восемнадцатилетний сын в суровом 1943 году так и не доплыл до берега при форсировании Днепра.
Пушкин удивительно современен. Многие его стихотворения написаны как будто бы сегодня, поразительно точны, мудры и приложимы к современным событиям.
1831 год- трудный, тяжёлый год для России. Да и какой год был лёгким в её нелёгкой судьбе? Не прошло и 20 лет после окончания наполеоновского нашествия..Ещё поминали в церквах павших на поле брани, не зажили раны, в Москве стояли выгоревшие дом, а на Кавказе полыхала война, грозила Турция.
И ещё беда: в Польше, входившей тогда в состав России, вспыхнуло народное восстание. Это событие пропахало в российском обществе борозду поглубже, чем теперешняя Чечня. Русская интеллигенция разделилось на два лагеря – сторонников предоставления Польше суверенитета и поклонников польской независимости в составе России.
Её, Россию, клеймили позором, грозили войной, санкциями. Западная Европа забыла, кто 20 лет назад принёс ей свободу, кто ценой тысяч погибших солдат избавил просвещённую Европу от Наполеона.
Пушкин был сторонником свободы Польши в составе России. Он считал, что олько в таком случае польский народ будет истинно свободен и защищён. Суверенная Польша, полагал поэт, станет яблоком раздора между сильными государствами – Германией, Францией, Россией, Австрией, Швецией.
В том, 1831 году Пушкин написал « Клеветникам России».
Оно актуально звучит и сегодня. Думаю, каждый обратившийся к этому произведению, найдёт в нём ответы на многие вопросы.
Пушкину это стихотворение добавило врагов ( как и сторонников!). Оно сделало врагами двух великих людей: русского Пушкина и польского поэта Адама Мицкевича. Только вчера они были искренними друзьями, горячо любили друг друга, целыми ночами просиживали у горящего камина, читали стихи. мечтали…
Пушкин специально выучил польский, чтобы читать и переводить Мицкевича, польский поэт в считанные месяцы овладел русским, чтобы в подлиннике наслаждаться творчеством Александра Сергеевича.
В Москве. Недалеко от площади Пушкина (на улице Немировича). И теперь сохранилось старинное здание, на стене которого укреплена мемориальная доска с изображением Пушкина и Мицкевича.
Тут когда-то была гостиница, в ней жил Мицкевич, к нему в гости часто приходил Пушкин…
В ответ на стихотворение Пушкина «клеветникам России» Мицкевич пишет « Русским друзьям», где есть такие строки:
Вольную душу продал за царскую
ласку
И теперь у его порога отбивает
поклоны
Быть может, продажным языком
славит его торжество
И радуется страданиям своих
друзей…
Пушкин оскорблён и отзывается строчками:
Мы жадно слушали поэта. Он
Ушёл на Запад – и благословеньем
Его мы проводили. Но теперь
Наш мирный гость нам стал врагом –
и ядом
Стихи свои. В угоду черни буйной,
Он наполняет…
До конца своих дней поэты не нашли путь к примирению. Через три года Пушкин погиб на дуэли. Мицкевич отозвался некрологом, в нём чувствовалась боль души, сожаление, но своим именем он так и не осмелился подписать некролог, стояла подпись «друзья поэта».
Царскую Россию Мицкевич ненавидел до конца своих дней.
Судьба его сложилась трагически, он долго мотался по Европе, преподавал, пытался издавать газету. В 1854 году во время Крымской войны отправляется в Константинополь, чтобы сражаться против России, но в ноябре 1855 года заболел холерой и умер.
Пушкин любил русский народ, он был его частицей, пусть крупной, искрящейся, как алмаз, но частицей. Он ничем не выделял свой народ, он был для него такой же, как и другие народы, живущие в Европе и Азии. Пушкин всю свою короткую жизнь стремился познать свой народ, его историю. Поэт исколесил чуть ли не пол России – Петербург, Москва, Молдова, Причерноморские степи, Крым, полыхающий войной Кавказ, Оренбургские степи, Южный Урал, Заволжье…
Удивительное дело, у Александра Сергеевича так и не нашлось времени побывать за границей.
Хотя мечтал о встрече с Парижем, Риом.
А.С.Пушкин писал Чаадаеву: « …я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, как литератора меня раздражает, как человека с предрассудками – я оскорблён, - но клянусь честью, что н за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
…Ломает копья Государственная Дума, кипят страсти в печати, раскаляется аморальный телеящик, громко заявляют самые разные государственные и культурные деятели:» Цензуры не будет!»
И выдаётся это как величайшее достижение текущего времени.
Уместно задать вопрс – а как же Пушкин относился к цензуре? Стоит ли говорить как страдал он в её жестоких рукавицах: запрещали, вычёркивали, каверкали стихи, в ссылку отправляли…
У Пушкина есть несколько стихотворений, посвящённых этой проблеме. К примеру, « Второе послание к цензору». Пушкин не требует отмены цензуры, он только просит и мечтает, чтобы цензор был умным, честным и принципиальным человеком, слугой нравственности и порядочности:
Будь строг, но будь умён. Не просят
У тебя,
Чтоб. Все законные преграды истребя,
Всё мыслить, говорить. печатать
безопасно
Ты нашим господам позволил
самовластно…
Когда не видишь в них безумного
разврата,
Престолов, алтарей и нравов
супостата,
То, славы автору желая от души,
Махни, мой друг. рукой и смело
подпиши.
Творчество А.С.Пушкина – неисчерпаемы источник мудрости, глубины мысли, надежды, веры в доброе, светлое.
Он хорошо познал, к каким глобальным последствиям в вихре жизни может вести глупость или духовное несовершенство, злая воля одного человека. Об этом читаем в « Борисе Годунове», « Пиковой даме»,» Евгении Онегине»…Поразительно назидательна сцена – умирающий Борис Годунов передаёт бразды правления своему сыну, даёт ему советы и наставления…
Одна из злободневных тем теперь – согласие и примирение. Эта тема не чужда была и Пушкину. О ней он пишет в своём « Славянском цикле». В минуты смертельной опасности для России Пушкин призывает забыть внутренние раздоры и обиды, сплотиться, объединиться вокруг царя.
Ради свободы Пушкин был готов на самые тяжкие испытания и лишения. Он горячо приветствовал выступления своих товарищей – друзей декабристов, ценил их гражданский подвиг, восхищался ими. Верил, что их лишения не будут забыты, что их имена сохранит народ в своей памяти.
Пушкин мечтал о «просвещённой свободе», о свободе под контролем разума, души и интересов общества.
Со школы знакомое стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Вроде бы всё ясно и понятно. Но вдруг задумаешься: а не жестоко ли поступает Пушкин со своими друзьями – декабристами? В конце стихотворения есть слова «…и братья меч вам отдадут».
Снова призыв к борьбе и лишениям? Нелегко это понять нам, живущим в конце 20-начале 21 века.
Наверно, декабристы были другими людьми, и остаться в стороне от борьбы, занять позу постороннего наблюдателя было для них невозможным, оскорбительным. Пушкин понимал это…
Русь могла погибнуть под сапогом завоевателя. А с кем зовут нас теперь примириться? В какой воспалённой или затуманенной голове долларом могла родиться мысль, что народ может примириться с Гайдаром, Чубайсом, Бурбулисом, Березовским, Кохом, Сванидзе…
Нет, поставленный на колени народ зовут не к примирению, а к смирению. Но коленопреклонённый народ слишком неудобна, он обязательно встанет во весь рост, расправит плечи – только когда?
* * *
Теперь трудно вспомнить когда это было – в 9 или 10 классе? Хмурое зимнее утро, в тесной комнате, пахнет дымом и угаром от пузатых чёрных печек. Наша учительница – мудрая Нина Александровна Фукс (пусть ей далёкая казахстанская земля будет пухом!) не по учебнику рассказывает о Пушкине. В классе звенящая тишина. Какие мечты и надежды рождаются в каждой голове. Как гордимся мы Пушкиным, как сурово судим Натали Гончарову, как ненавидим Дантеса…Наша учительница говорит нам слова, запавшие в душу каждого: « Пройдут годы, кем бы вы не стали, чтобы с вами ни стало – Пушкин всегда будет с вами!».
Пока жива Россия- будет жива и память о Пушкине – будет жить и Россия.
Апрель 1999 года. Алексей ЕВДОКИМОВ.
Член Союза журналистов России.
PS.
Свидетельство о публикации №220060301267