Макиавелли и Ницше - идеологи светской этики

Не могу понять. кто составляет программы школьного обучения - дилетанты или враги народа? Похоже - второе! Рекомендации по преподаванию гуманитарных предметов для учителей - один "лучше другого". Вот скажите, что общего у таких разных философов разных эпох Ницше и Макиавелли? Общее у них будущее, так как они оба, в качестве идейных направителей попали в основную концепцию учебника по светской этике. Светская этика, новый мудрёный школьный предмет. Читаю рекомендации по этой дисциплине и понимаю, что светская этика - это вовсе не предмет, а бессмыслица и безобразие. Дикая нелепость самого названия, хотя бы потому, что этих светских этик навалом! И, какую из них выберут? Есть этика Марксистская, Ницшеанская, Ленинско-Сталинская и т.д. Что значит, светская этика, что за неграмотность? А в основном составе новейшего учебника продвинуты идеи, тех, первых, о которых пойдёт разговор. И давайте разберёмся, каким хламом ещё будут набивать головы наших детей доморощенные философы от науки.

Итак, Макиавелли - итальянский политический мыслитель 16 века, написавший знаменитую книгу "Государь". Почему до сегодняшнего дня идеи Макиавелли и его последователей продолжают витать в нашей жизни и даже "светская этика" без его идей не обошлась? В основе всех его суждений лежит радикальный пессимизм относительно человека вообще. Он утверждает, что "благоразумный руководитель государства не должен держаться верности, которой он присягал, когда эта верность идёт против его интересов". И объясняет: "Если бы все люди были хорошими, это правило не было бы хорошим правилом, но поскольку они плохие и не хранят по отношению к вам своих обещаний, вы не должны считать себя обязанными хранить свои по отношению к ним". С одной стороны - это справедливо.  Но, если уподобляться плохим людям и самим стать такими же, во что превратиться общество? То есть, в школе детей мы не добру учим, а ясно направляем их на отстаивание только своих личных интересов, внушаем быть лидерами (это уже по Ницше), разгребать и отталкивать локтями "плохих и ненужных" людей. Поразительно, что для Макиавелли, как и для Ницше так называемый нравственный человек представляется жертвой. Для Макиавелли терпимость (толерантность) по отношению к существующему злу - это благо! "Наименьшее зло следует почитать благом": - пишет он. Выбирайте наименьшее зло и ни в коем случае не боритесь за добро - это лишь мечта и вымысел. Даже двурушничество, утаивание своих замыслов от друзей,например, - это здорово! "Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли": - изрекает он. Конечно он сам не отрицал нравственных основ, он был циником с зорким и ясным умом, он был готов приносить похвалу правилам добродетели, если они помогали достичь успеха. Какая разница - добро или зло, добродетель или порок, если главная цель - успех? Вот на это направлен в основном весь вектор обучения светской этики. Труды Макиавелли не пропали даром. Будь успешным, даже если для этого придётся ловко ходить по головам. Это можно, это разрешается! А знаете, что нельзя? Какие идеи считают психологи устаревшими сегодня? Их шесть: первое - это стремление иметь профессию. (Зачем, не нужно ни о чём мечтать заранее - это миф, возможно несбыточный. Это тот случай, когда мечтать вредно!) Второе - приучать детей к бережливости (это ужасно, как можно?). Третье - нужно всё делать хорошо и качественно (устаревшее понятие и не современное: делать для кого-то, неблагодарное занятие, а для себя - ты всё и так купишь, что надо! Качественно и в срок!) Четвёртый устаревший принцип это - товарищество и дружба (кому нужно сейчас такое барахло, важно только партнёрство, например, по бизнесу!). Пятая идея - привязанность,(ну это вообще полная глупость! Нельзя ни к чему привязываться, это не свобода, это гнёт!). Ну и шестой принцип - совесть! (Это нелепость и чушь! Разве её можно с кашей съесть или потрогать на ощупь? А если нет, тогда зачем она нужна? Выдумка и химера для тёмных личностей каменного века, ещё и мешающая свободно жить).
  Ну, а Ницше-то вообще считал, например, больных людей и инвалидов паразитами общества, от которых нужно быстрее избавляться, а вот о лидерстве и сверхчеловеке построил железную теорию, до сих пор она будоражит умы наших сверхпросветлённых специалистов, внедряющих в школах "полезный" предмет - "Светская этика", основанный на "моральных принципах".

Ольга Азарова.
15 мая 2020 г.


Рецензии
Оленька, спасибо тебе большое за эту статью! Уж, нам-то учителям простых Российских школ хорошо известна эта идеология "сверхчеловека"... Ни дай Бог её применить на практике, да ещё в распылённом виде на светской этике. Вот и появился повод для разговора в Департаменте на совещании. Не понимают, что внедряют, а дурная голова ногам покоя не даёт! Видела я, как и мамаши и их детки, слабые ученики, от этих сверхлюдей слезами умывались. А вот, православную культуру, как курс лекций - зарубили на корню, зато программа Холокоста на 72 часа расписана. Ловко!
Ты правильно здесь все направления объединила в одну проблему, очень удачно получилось и сравнения верные привела. Нам ли с тобой не знать, что такое современная школа? Так зачем же её до конца разваливать?

Татьяна Павловская 2   07.07.2020 14:44     Заявить о нарушении
Спасибо! Но ведь я из-за этой статьи имела тут уже неприятности. Кто-то не понял, для чего она была написана и зачем. Ты то, молодец, понимаешь, потому что педагог с большим опытом и стажем. Спасибо тебе за оценку и понимание вещей!

Ольга Азарова 3   07.07.2020 17:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.