Атаман Семенов и авиация

В истории Гражданской войны на Дальнем Востоке  написано немало  про атамана дальневосточного казачества Г.М.Семенова. Очень многое сказано еще в советское время про зверства семеновцев, про его неуправляемость и взаимоотношения  с Колчаком и другими правителями ,про  отступление в Маньчжурию и  его деяния в эмиграции.
Но со временем  вырисовываются и другие стороны его характера.
Фигура Семенова вырисовывается весьма противоречивой, неоднозначной и незаурядной. Но есть еще одна малоизвестная сторона его жизни- это авиация, к которой он тоже  имел непосредственное отношение.
Сотник Григорий Михайлович Семенов, будучи храбрым офицером  1-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска неоднократно отличался в боях  на Западном фронте, был за доблесть уже в 1915 г. награжден 4-мя боевыми наградами.

Но неуемный дух авантюризма вел его дальше.В небо! В то время в авиацию шли самые отчаянные  храбрецы  из всех родов войск, ибо смертность среди пилотов была даже выше ,чем в пехоте. Но и почет им был необыкновенным!

9 августа 1915 г. он обратился с рапортом к командиру полка ,в котором просил перевести в один из фронтовых авиаотрядов на должность летчика-наблюдателя, намереваясь впоследствии стать летчиком. Рапорт был одобрен командиром полка полковником Кузнецовым и командиром Уссурийской конной бригады генералом А. М.Крымовым.
После чего сотник Семенов обратился с докладной запиской на имя заведующего авиацией и воздухоплавание (Авиадарма) Великого князя Александра Михайловича, в которой  изложил свое желание продолжить службу в качестве летчика-наблюдателя.
Великий князь положительно отнесся к инициативе офицера и ходатайствовал перед командующим 12-й армии и строевым отделом Главного управления Генштаба о назначении сотника Г.М.Семенова  сверхштатным летчиком-наблюдателем в 15-й корпусной авиаотряд.З0 декабря генерал-майор  М.П.Каменский  доложил Авиадарму что «распоряжение о командировании сотника Семенова сделано». Казалось, осуществление мечты  близко. Но вмешалась судьба!

В то время Уссурийская конная бригада вела тяжелые бои  по ликвидации Свенцянского прорыва немцев и несла больше потери в личном составе. Выбыло из строя  и много  офицеров.
 Командир Уссурийской конной бригады  полковник П.В.Врангель из-за  большого некомплекта офицеров  1-го Нерчинского казачьего полка не  разрешил  Г.М.Семенову перевод в авиацию. Так и не воплотилась в жизнь мечта уссурийского казака Григория Семенова стать летчиком.

И все же Семенову пришлось заниматься авиацией вплотную. После организации Отдельного маньчжурского отряда (ОМО) и захвата власти в Забайкалье он задумался об организации собственных воздушных сил. Г.М.Семенов уделял большое внимание техническому оснащению своих войск.
 Семенов, как опытный кавалерист-разведчик ,прекрасно понимал роль авиации в разведывательных действиях в условиях маневренной войны, тем более что гражданская война в Забайкалье  не имела фиксированной линии фронта и велась в основном вдоль Транссиба.

Семенов понимал, что пока лихие казаки-разведчики прорываются обратно через боевые порядки противника, добытая кровью информация может уже устареть. Для аэроплана же это вопрос нескольких часов.
При первой возможности Семенов сформировал Особый маньчжурский авиационный отряд, базировавшийся под Читой и имеющий на вооружении американские самолеты-разведчики «Вильсон-Стюртеван», оставшиеся от колчаковской авиации.


Еще в октябре  в Читу был  эвакуирован личный состав и техника Курганской летной школы колчаковской  армии. К началу 1920 г. там оказались и прибывшие разными путями  летчики-офицеры  и ряд других.Были  и пилоты-перебежчики от красных. Наличие летчиков и техников  и некоторого  количества матчасти оставшейся от колчаковской  авиации  делало возможным  формирование собственных авиационных подразделений.
21 января  из Владивостока от японцев были получены 23 новых французских самолета «Сальмсон 2А.2»,что позволило Семенову  сформировать еще 2 авиаотряда и  принять участие в боевых действиях весной 1920 г.
Войска атамана располагали тремя авиаотрядами-1-м (капитан Тихомиров),2-й (подполковник Качурин), Особый маньчжурский (подполковник Плешков), авиамастерской (летчик Слюсаренко). Авиационные и автомобильные части возглавлял полковник Макаров.
 
 Авиаотряды располагались в Чите, Нерчинске, Борзе и на ст.Даурия. Несмотря на занятость, атаман Семенов уделял внимание и авиации и даже несколько раз сам поднимался в воздух.
Первый раз 25 мая 1920 г. инспектировал аэродром 2-го авиаотряда в г.Чите, после сильной бури, повредившей все самолеты кроме командирского, на котором полковник Качурин поднял атамана в воздух.
Летом 1920 г. сам  Г.М. Семенов чуть не пострадал от действий авиации НРА ДВР. Летчики Ф.Д.Калитников и Г.Е.Барчук на «Сопвиче» сбросили бомбу на штаб Семенова в Чите. Ему пришлось сменить дислокацию, перебравшись в здание горного управления на другом конце города.
Второй раз авиация спасла ему жизнь в октябре 1920 г., когда части НРА отрезали Читу (куда он прибыл на переговоры с красными) от ст.Даурия где дислоцировались его войска.
31 октября 1920 г.  за несколько часов  до вступления красных частей в Читу, командир 2-го авиаотряда полковник Качурин на самолете «Сальмсон-А2» вывез Семенова на ст.Даурия в его ставку.


"Видя, что я не имею возможности рассчитывать на штаб армии и части 2-го и 3-го корпусов, и не имея около себя никаких коренных своих частей, кроме бронепоезда, совершенно бесполезного при создавшейся обстановке, я был вынужден вылететь на аэроплане в Даурию, где меня ожидали части 1-го корпуса генерал-лейтенанта Мациевского, заменившего в должности командира корпуса генерал-лейтенанта Д.Ф.Семенова.        Аэроплан, с пилотом полковником Кочуриным, был неисправен, и в течение всего полета, продолжавшегося два часа пятнадцать минут, механик у меня в ногах паял бензиновый бак".
Семенов Г.М. Атаман Семенов о себе. Воспоминания, мысли и выводы      
      

После начала вывода японских войск из Забайкалья всем стал ясен близкий конец семеновского режима. Дисциплина в  боевых частях упала, участились случаи дезертирства.
В июле перелетели к красным  на своих «Сальмсонах» трое пилотов-поручик Кручинский, прапорщики  Агапов и Дедюлин. Остальные озаботились добыванием денег и загранпаспортов для эмиграции.  Личный состав  авиаотрядов эвакуировался в Маньчжурию. Уцелевшую материальную часть эвакуировать удалось только частично-на ст. Борзя красные захватили 4  исправных «Сальмсона», создав из них 3-й авиаотряд  НРА ДВР.
На этом закончилась история авиационных частей  атамана Г.М.Семенова, так и не ставшего летчиком.
Кто знает, как сложилась бы его судьба в дальнейшем. Зная его бойцовский характер ,возможно он занял бы достойное место среди знаменитых асов Первой мировой казачьего происхождения  В.Г.Федорова (известного как «Воздушный казак Вердена») и В.Ткачева.

Использованные материалы:
1.М.А.Хайруллин,В.И.Кондратьев . «Военлеты погибшей империи. Авиация в гражданской войне». (М.ЭКСМО,Яуза,2008г. )
2.С.В.Аверченко. «Атаман Г.М.Семенов и авиация»  (Легенды и мифы авиации. Вып.7,.М.»Русские витязи.,2015г.)


Рецензии
"...был за доблесть уже в 1915 г. награждён 4-мя боевыми наградами..."

Факт не выдающийся. Практически стандарт для боевого офицера.

Офицеров награждали очень хорошо. Да и солдат неплохо.

Александр Карасёв   04.07.2023 17:04     Заявить о нарушении
В курсе.Недавно у нас вышла книга "Георгиевские кавалеры Амурского казачьего войска"-картина впечатляющая.

Станислав Сахончик   05.07.2023 03:23   Заявить о нарушении
Сопоставляя с ВОВ, ГК - и медаль ЗБЗ, и "За отвагу", и ордена, и даже Герой.

Вот недостаток ГК - и за заурядное отличие, и за совокупность отличий, и за выдающийся подвиг, всё равно Георгиевский крест по порядку. Медалями награждали реже, чем крестами.

Если в ВОВ можно солдата было наградить, в зависимости от отличия, медалью менее статусной или более статусной, несколькими разностатусными орденами и Героем, то там только крестами по порядку и медалями по порядку. Получил все - больше награждать нечем, надо производить в офицеры, а у него, скажем, образования нет...

Были и плюсы в этом. Если в ВОВ за одно и то же можно было наградить, чем угодно, известны случаи "подвига Матросова" - там и "Отечественная война", и, по-моему, даже "За отвагу", то тут только ГК, и только по порядку. В советской наградной системе больший простор для произвола.

В ВОВ стали хорошо награждать в конце войны. И после войны награждали ненаграждённых. А так можно было всю войну пройти без наград, солдатом. Мало заботились о награждении солдат. Офицеров награждали лучше. Минимальный стандарт - два ордена - КЗ и ОВ 2 ст.

Александр Карасёв   05.07.2023 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.