Австрийский блокнот. Музеи, как без них
Была я и в «Музее Сисси» в Хофбурге, там же, где кайзеровские апартаменты. Этот музей в то время совсем недавно открылся. Несколько комнат, зачем-то задрапированных черной тканью, с приглушенным искусственным светом (Сисси, и это хорошо известно, не выносила темноты, говорила, что темно будет в могиле, а себя она называла «Ich bin das Kind der Sonne» – не зря ведь она так любила Грецию). Там есть интересные вещи (ее подлинные детские башмачки, платье, сшитое к свадьбе (но не подвенечное), письма и страницы ее поэтического дневника. Стихи, которые она писала, тоже можно прочитать. Мне понравилось то, где она сравнивает себя с чайкой, у которой тоже нет родины и которая нигде не чувствует себя дома, а так и живет, перелетая от волны к волне. Выставлен пресс, при помощи которого для императрицы выжимали сок из бифштексов. Этот сок она смешивала с мадерой и пила для подкрепления сил: аппетита у красавицы-анорексички обычно вообще не было. Реконструирован салон ее кареты, выставлены чемодан с косметикой и туалетными принадлежностями, дорожная аптечка. Есть подлинные драгоценности, и среди них - бриллиантовые звезды-заколки, известные по ее парадному портрету. Самый жуткий экспонат – та самая заточенная отвертка, которой 60-летнюю Елизавету убил итальянский анархист.
В один из дней я поехала в Шенбрунн. Сам дворец очень красивый, а еще была выставка карет, прогулка по парку в тени глициний, восхождение к Триумфальной арке, приятное кафе наверху. Потом зоопарк – это вообще отдельная история... Первый виденный мной зоопарк, где звери совершенно не выглядят страдающими. Уходить не хотелось. Но я вернулась в центр, и в очень удачное время: попала на экскурсию по Оперному театру.
Экскурсовод не пошел с нами сразу же в зал: «Там пять групп с пятью языками! Вы будете слушать экскурсию на эсперанто!», а показал сначала зал Малера и рассказал об истории театра. Потом мы все же попали и в зрительный зал, расселись в креслах партера (очень кстати – я после Шенбрунна уже едва держалась на ногах). Помимо прочего, нам рассказали о философии билетов на стоячие места. Это - символ доступности высокого искусства любому и каждому. Они продаются на конкретный спектакль в конкретный день (никогда заранее), по одному билету лично в руки. То есть если в театр идет пара, то и стоять за билетами надо вдвоем: одному человеку продадут только один билет. 2 евро - такова стоимость самого дешевого билета на стоячее место на галерее. 3 - в стоячем партере. А 178 стоит самый дорогой билет в Оперу.
Наконец, KHM - Культурно-исторический музей. Вот где праздник души, именины сердца. Помпезный музей, да. Аристократический, имперский (еще бы, под носом у мраморной Марии-Терезии), чуть всем этим подавляющий. Но до чего удобно организованный! Начать я решила с «левой галереи» - залов искусства северных стран. Не такая уж я поклонница, если честно сказать, итальянской школы… Провела не помню сколько времени в зале Брейгеля. Судить о нем по репродукциям – нельзя! В них толком не всмотришься и ни деталей, ни общего плана не увидишь... В малых залах – два портрета, написанных ван Эйком, и кое-что Рогира ван дер Вейдена. Дальше, почти на самом выходе – единственный, но совершенно чудесный Вермеер. Рубенса я недолюбливаю, пробежала этот зал быстро, только возле «Шубки» невольно задержалась - толстушка с целлюлитными ногами, 16-летняя (в то время) жена художника, выглядящая как минимум на 30, – нам есть за что благодарить прогресс… А еще что было удивительно, неожиданно и прекрасно – Рейсдаль с его мрачными дубами и хмурым небом, и другой художник, не догадалась записать ни фамилию, ни название, – дождь, волнующееся море. Но не южное, лазурное, сверкающее даже в шторм, а серое от ненастного неба и глинисто-песчаное какое-то, видно, как насыщена эта вода песком, поднятым со дна. Картина печальная, пронзительная и при этом умиротворяющая. Итальянцев я потом тоже посмотрела и еще долго просидела, очарованная, возле Караваджо. В репродукциях я его не понимала, а в подлиннике внезапно прониклась.
Уже незадолго до отъезда из Вены я решила предпринять еще одну попытку познакомиться с МАКом. Снова протянула деньги, и снова кассир их не взял! Оказалось, что суббота – день бесплатный. Осмотрела наконец залы-инсталляции. Музей чудесный, всем, кто окажется в Вене, могу его чистосердечно рекомендовать.
Продолжение http://proza.ru/2020/06/03/1414
Свидетельство о публикации №220060301411