Австрийский блокнот. Невероятный город Грац

Но сначала – маленький рассказ об этом городе. Грац я заранее представляла себе немного похожим на словацкий Прешов. Тоже университетский центр, тоже место, испытавшее сильное протестантское влияние (там когда-то работал великий математик Иоганн Кеплер), тоже город отчасти венгерский, отчасти славянский… Мне рисовалась мягкая, благородная и сдержанная аура этого города, и настроение, здесь царящее, я почему-то представляла более серьезным по сравнению со взбалмошной аристократкой-Веной. Грац оказался и таким, и не таким.
С одной, архитектурной, стороны, этот город гораздо пышнее (знаменитое барокко эрцгерцога Иоганна), с другой, человеческой, – теплее и проще. Как я добиралась до своего отеля – уже рассказывала. Трамвай ехал по улицам, которые хотелось немедленно увидеть снова. Отель оказался маленьким семейным пансионом. Я бросила вещи и, пока не перестал действовать часовой билет на транспорт, поехала обратно в центр.

По пустынной и сказочно красивой улице Херренгассе я прошла под теплым моросящим дождиком. Чем-то где-то перекусила, снова пошла куда глаза глядят и уткнулась в зеленую гору Шлоссберг. Начала подниматься. Крыши опускались все ниже, виды простирались все дальше, цвела глициния, внизу бурлила река Мур. И тут меня накрыла такая волна безудержного счастья, такое непередаваемое ощущение радости… Хотелось петь, танцевать, а потом подпрыгнуть и взлететь над черепичными крышами.

В тот день было еще множество улочек и живописных старых домов, и два музея. Один – музей гарнизона на горе Шлоссберг. На горы ружей и витрины сабель смотреть мне было не очень интересно, так что я сделала чисто женский финт - пошла разглядывать мундиры. Зал, посвященный Второй мировой войне, заставил меня в очередной раз хмыкнуть. Я понимаю, вопрос это сложный, но еще в Вене я заметила, как виртуозно Австрия научилась изображать себя невинной жертвой гитлеризма и валить все на Германию…

Второй музей был куда более интересный – епархиальный католический. Там всего пару дней назад открылась выставка: «Frau. Macht. Kirche». Примечательная игра слов и смысла. Можно прочитать название как три существительных: «Женщина. Власть. Церковь», а можно понять слово macht как глагол, и тогда получится, что женщина созидает церковь. Выставка действительно о том, что церковь держалась и держится на женских плечах в такой же мере, что и на мужских. Перечислены женские церковные профессии: для меня было новостью узнать, что девочки теперь могут прислуживать в алтаре наряду с мальчиками, и уже даже у католиков есть женщины-проповедницы. Масса экспонатов, посвященных прежнему, традиционному взгляду на семью: свадебный убор из флердоранжа, старые фотографии, изображающие матерей семейства в окружении многочисленных детей, прелестные картинки, например, лубок 1900 года «Возрасты женщины». Позднее в Вене в музее народного искусства я нашла парную картинку «Возрасты мужчины».

В епархиальный музей я прибежала за 15 минут до его закрытия. Девушки, которые там работали, меня пропустили, но сказали: «Вас не затруднит потом заплатить чисто символическую сумму?» Да ради Бога. Я осмотрела экспозицию, снова подошла к ним, достала кошелек. «Что вы, не надо! Мы теперь поняли, что вы иностранка. Скажите только, вам понравилось? Откуда вы? Вы католичка?» Отвечаю: «Скорее протестантка», а сама думаю: сейчас эти милые лица, наверное, помрачнеют. Знаете, что было дальше? Мне протянули миску со свежей клубникой! Говорили мы долго и расстались с Моникой и Лизой как старые друзья. Выходя, я увидела на церковном дворе два объявления кириллицей: одно приглашало на богослужения украинской униатской церкви, другое - на богослужения русской православной церкви.

Грац немного подражает Вене. Явные кальки со столицы: кафе «Централь», оклеенное политическими прокламациями, и свой собственный «Бермудский треугольник» - квартал баров и дискотек. Есть там куда менее помпезный и дорогой филиал Захера. Комплекс провинциальности город преодолевает возведением сверхавангардных объектов вроде Кунстхауса (сине-зеленого пупырчатого здания, которое местные жители ласково зовут «Пузырь») или искусственного острова на реке Мур.

У этого города есть, как мне показалось, некоторая обида на нынешнее положение вещей, при котором второй по величине город Австрии гораздо менее известен и посещаем туристами, чем номера третий, четвертый и пятый - Зальцбург, Инсбрук или Клагенфурт. Хотя центр города включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и совсем недавно Грац носил титул культурной столицы Европы, это мало что изменило. Хозяйка моего пансиона сказала: «Как я люблю гостей, которые приезжают сюда больше чем на один день!» Таких немного. Из Вены сюда чаще всего приезжают вообще без ночевки, на автобусе. Но у такого положения есть и обратная сторона. В Граце очень мало показного-туристического, он живет своей естественной жизнью. Где-то я прочитала такое высказывание: «Этот город – большой уютный дом, который не прибирают специально к приходу гостей, и двери которого всегда для вас открыты». Все правда. Это становится особенно заметно, когда переезжаешь в Зальцбург.

Грац может показаться искушенному туристу чуть простоватым. Это столица «деревень», то есть сельскохозяйственной земли Штирия. В центре города раскинулся просторный рынок, где продают яблочный шнапс, яблочный сидр, тыквенное масло, бобы и другие крестьянские товары. Кухня здесь тоже по-деревенски простая и основательная. Цены, между прочим, гораздо ниже, чем в Вене и Зальцбурге.

Я уезжала и, когда прощалась с хозяйкой, мой голос дрогнул. Говорю ей: «Вы знаете, я просто влюбилась в Грац». Она постаралась утешить: «Но и Зальцбург очень красивый город, там такие горы! Вы в него тоже влюбитесь!» Нет, не то… Красив, даже роскошен, но сердца не затрагивает. Напоминает ту глянцевую конфетно-открыточную Австрию, с которой становится трудно примириться после того, как узнаешь, что на самом деле она может быть проще и милее… В земле Зальцбург, по сравнению с земледельческой Штирией, люди, конечно, всегда были себе на уме. Купцы, солепромышленники, прославленные мастера - гончары, кузнецы и портные, искушенная архиепископская челядь… Здесь умеют зарабатывать деньги и не расставят, как в Граце, бесплатные общественные туалеты по всему городу.

Да, не могу не высказаться на любимую тему )). Когда я гуляла по Грацу, видела расклеенные повсюду афиши о том, что в местном лектории состоится диспут с участием гостя из Германии, Грегора Гизи (последнего главы ГДР) – о будущем левых в Европе. Я подумала, что будет интересно посмотреть на него живьем, да и будущим левых я тоже интересуюсь, – и стала читать афишу. Увы, диспут прошел аж 4 мая (я была 15-го). Но, забыв снять устаревшие объявления, в городе регулярно подкладывают туалетную бумагу в бесплатные туалеты и заряжают дозаторы мылом и салфетками. Или общественный транспорт. Трамваи в Граце все оборудованы экранами. Водитель объявляет остановку, и она же загорается на табло. Незаменимо для глухих и для «безъязыких» иностранцев. Автобусы в Зальцбурге в этом смысле не информативны. Водитель молчит, экраны, видимо, из экономии, отключены. Из-за этого я один раз не доехала до Хельбрунна, а второй – пролетела мимо и два километра возвращалась назад по шоссе.

Так что Грац – чудесный город, абсолютно не туристический, теплый, милый, открытый. В нем комфортно жить, и из него очень грустно уезжать.

Продолжение: http://proza.ru/2020/06/03/1473


Рецензии
Уважаемая Ирина, спасибо Вам за интересный рассказ о чудесном австрийском городе Граце. Я там не была, но благодаря Вам узнала, какой это красивый город и культурный центр. Да, Вам очень повезло в том, что Вы побывали на такой значительной выставке в епархиальном католическом музее. Действительно, женщины- это созидательницы семьи, а семья является основой любого общества и государства. Австрия всегда была сильна крепкой семьей. Я люблю красивые архитектурные ансамбли, а Вы, Ирина, так тепло рассказали о прекрасных стильных домах в центре Граца. А Зальцбург для меня навсегда связан с именем великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, где он жил со своей семьей и создавал свою волшебную музыку. Эта несравненная музыка просветляет душу, наполняя ее светом. Врачи утверждают, что музыка Моцарта лечит людей от депрессии и создает хорошее настроение.
Желаю Вам, уважаемая Ирина, крепкого здоровья, мирной и счастливой жизни, а также дальнейших творческих успехов.

Ирина Карпова 4   16.04.2021 15:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.