По ту сторону любви

Утро. Серо, тускло, и такая тишина.. Только дождь барабанит по окнам, да время от времени слышен гул проезжающих по дороге редких машин.
У Тамарки на соседнем участке залаяла собака. Одноглазый Нельсон. Глаз потерян в боях за любовь Тамарки. Она сдуру и по чисто женскому коварству завела себе двух собак одновременно. Дружбы и междусобойчика не получилось. В итоге Шурик лишился глаза и стал Нельсоном, а Валдая пришлось усыпить -  вероломства Тамарке он не простил и, кинувшись на неё, вцепился ей зубами в запястье. В кормящую руку. Так дурковатый Шурик одержал сокрушительную и окончательную победу, да к тому же обзавёлся благородным именем, а Валдая закопали на участке у компостной кучи, и Шурик несколько  раз на дню прибегает на неё мочиться.

Звонил телефон. Маруся скосила глаза на дисплей и, увидев номер, отодвинула телефон подальше. Рука потянулась за сигаретой. Она подошла к окну, и прикурив, затянулась. Сколько можно звонить, а главное зачем? 

Из дневника Маруси:
"Человеку свойственно заблуждаться. Зачастую мы склонны переоценивать своё значение в жизни других людей. Слишком много на себя берём. А что если отойти в сторону? Устраниться? Исчезнуть? Вот ты живёшь и думаешь, что ты что-то для кого-то значишь, хотя этот кто-то уже давно перестал быть тебе родным и близким, и необходимым, как был когда-то, он давно выбрал свой путь, и по сути, от тебя отказался. И ты это пережил уже и принял, хотя и с трудом, но время прошло, и как-то все зарубцевалось, и ты вздохнул наконец свободно, и продолжаешь жить уже сам по себе, без боли и тоски, и слава богу.
Но в голове поселилась весьма странная идея, что твоё существование для того, бывшего, почему-то небезразлично, что твоё присутствие - уже неявное, а скорее параллельное с ним, фоном, - ему необходимо, что не будь тебя сейчас в его жизни, ему вообще-то не за что будет зацепиться, и все рухнет окончательно. Не для тебя- для него..
И вот позволь спросить, с чего ты это взял? Почему ты не можешь спихнуть с себя эту ношу ответственности за судьбу расставшегося с тобой человека? Ведь это был его выбор, так зачем тянуть лямку сочувствия и сопричастности, когда вас связывает теперь только общее прошлое, воспоминание о нем, которое так сильно мешало жить,  и вы оба его задвинули?
И вот ты узнаешь, что тебя не то чтобы за нос водили, а просто недоговаривали тебе главного: жизнь без тебя продолжается. Нормальная жизнь. Со всеми вытекающими из этого радостями. А ты - фоном. Для чего-то..
А может ты сам себе все это придумал? Что без тебя все прахом пойдёт? И может хватит маячить на горизонте, а лучше идти своей дорогой и не оглядываться назад?..  Для всех лучше.."

Телефон зазвонил снова.
- Ты куда пропала? Почему на телефон не отвечаешь? Я звоню, звоню, думаю случилось что.. У тебя все нормально?
- Да, все хорошо.
- А трубку чего не берешь?
- ......
- Да что случилось-то?
- У меня ничего. У тебя что случилось?
- Ты о чем?
- Тебе же хотелось, чтобы я узнала? Я  узнала. Поздравляю. Совет да любовь. Все.

Она отключила телефон. В висках стучало. Все.
Самое страшное, вспомнила она Трифонова, это долгое прощание. Все слишком затянулось. Слишком. Десять лет, сначала неверия, невозможности поверить и желания прояснить,  удержать, ведь ерунда какая-то, нелепица, ведь невозможно жить врозь.. Это нервы, надо передохнуть и все наладится, все будет хорошо. Она произносила это как заклинание: все будет хорошо! Но хорошего ничего не было, не осталось. И вся их такая сумасшедшая, необыкновенная любовь - одна на миллион- теперь походила на старое лоскутное одеяло, которое уже не грело, не спасало от нахлынувшего холода, дуло ото всюду, и ничего уже нельзя было ни вернуть, ни спасти. Но она так терзалась, что хваталась за соломинку.
Что потом? Чернота, больницы, лекарства и мысли о конце. Спасалась только сном. Как бы все это прекратить и закончить разом, сил уже нет совсем. На то чтобы снова открывать глаза каждое утро, вставать и начинать новый день.
Но и это постепенно прошло, и жизнь продолжилась. С годами все как-то улеглось, успокоилось и оказалось, что вокруг много хорошего, теперь она уже видела это и заново научилась радоваться, и удивляться,  и любить, и прощать. Жить.

Когда они встретились, спустя долгое время, она с удивлением вглядывалась в его лицо и ничего в нем не находила. Чужой человек. От того, прежнего, не осталось и следа.
Он словно бы умер в ней вместе с любовью, и как же это случилось, что просто совсем ничего она к нему теперь не испытывала, оказывается такое возможно. А было ли? Было. Это она знала твердо. Она старалась не вспоминать их долгую болезненную связь, задвинуть подальше, чтобы сохранить в душе покой и равновесие, она так долго болела, смертельно, и только начала жить заново.
Она даже научилась общаться с ним. Время от времени они встречались, пили кофе, болтали - каждый о своём и ни о чем - ничего личного. Личное было табу. Все же они не решались проверять свою отдельность друг от друга на прочность. Это было ее условие, которое он принял, чтобы совсем не обрывать связь. Зачем-то ему это было нужно, хотя в своё время она предпочла бы полный разрыв. Эти встречи были довольно редкими, необременительными и не оставляли следа. Разве что кроме напоминания: я есть, ты есть..
И только сны время от времени ей подбрасывали картинки из прошлого, и там она опять проваливалась в бездонную черную дыру из которой не было выхода.

Из дневника Маруси:
"Сегодня мне опять приснилась пустота. Бездонная, мертвая, черная. Неприкаянность, и тоска. Сосущая, беспросветная. Я искала тебя, зная, что тебя уже никогда не будет. Я тебя видела. Издали. Ты ускользал. Отдалялся. Зная, что я тебя ищу.. Но тебе не было до меня никакого дела. И еще ты улыбался кому-то, не мне. Ты не смотрел в мою сторону, а я не могла к тебе подойти. Потому что знала - для тебя меня нет. Это такая мука.. Эта тоска по тебе. И ничего кроме нее, ничего. И душа мертва. Выпотрошена. Выжжена. И ноет, ноет. Пустота и боль - это все, что мне осталось, и конца этой боли нет. И я одна. Совсем. Я не чувствую тепла, и жизни не чувствую, только тоску по тебе, дикую, беспощадную. И ничего вокруг для меня нет, и меня нет нигде. Я почти ничего не вижу. Я будто смотрю через мутное стекло. Все подернуто пеленой, серой мглой, очертания размыты. Нет никого близкого рядом, нет ничего, чтобы вызывало во мне душевный отклик, поддерживало меня. Я одна плутаю на пепелище. Дым и холод. Сумерки."

После таких снов ей еще несколько дней было не по себе. Прошлое словно возвращалось и мучило её. Она чувствовала себя разбитой, внутри ощущался тремор, через нее как будто пропускали электроток, и в душе становилось стыло и пусто, радость уходила. И поселялось чувство потери. Кого она жалела?  Его ли,  себя? А может быть их - прежних, которых никогда уже не будет, от которых остались лишь воспоминания, и они почему-то не отпускали. И требовалось время, чтобы успокоится, прийти в себя и вернуть себе ощущение настоящего, в котором она почти научилась чувствовать себя свободной и, наверное от того - счастливой. Она думала, что у неё получилось.


Дача встретила влажностью сада, вечерними росами и умопомрачительным запахом флоксов и еще каких-то ночных цветов, которым она не знала названия и которые росли у нее в горшках, подвязанных к перилам крыльца.
Эти цветы, незаметные и безыскусные днем, вечерами начинали удивительно пахнуть, распространяя вокруг сильный чувственный и волнующий аромат, в который подмешивалось что-то непристойно-запретное, даже животное. Этот запах она любила. Она каким-то образом соотносила его с собой, с тем, что ей нравилось в себе, но чего она никогда не демонстрировала. Это было очень личным, сокровенным, сугубо своим.
По выложенной плиткой дорожке, она обогнула дачу и вошла в сад. Огромные  ветви яблонь склонились к земле под тяжестью плодов, еще незрелых, но с каждым днем наливающихся холодным живительным соком, становясь все крупнее и весомее. В закатном небе розовели облака. Стоял август, в сущности, осенний месяц, с холодными звездными ночами и робким неуверенным дневным теплом. И купаться уже не пойдешь, и босиком не походишь. Прощание с летом.
На даче ей было хорошо. Она приезжала туда на выходные, такие скоротечные, ей всегда не хватало времени, чтобы восстановить силы, но это всё равно была передышка от Москвы.  А когда удавалось выбраться на неделю-другую - это вообще было счастьем.
Она привозила с собой кота, и там вдвоем они жили дружно и совершенно беззаботно. Она любила свой дом и сад, и цветники и сосны и бесчисленные липы, рябины, клены.. Все здесь было высажено почти тридцать лет назад своими руками, ее и Гошкиными, он сам строил дачу, сам разбивал парк и сад, и это был для Маруси самый лучший дом на свете. Ее земля. Она и родилась здесь, в этих местах, потому и участок брали рядом, поближе к родителям. И чем старше она становилась, тем большее ее тянуло сюда. Казалось, что время возвращало ее назад, в детство, к своим, в те годы, когда все еще были живы, а жизнь казалась бесконечной дорогой, уходящей за горизонт.
А сейчас, прожив такую долгую и такую короткую жизнь, и поняв, что все на этой земле конечно, она до душевной боли, до слез впитывала с себя неповторимый образ своей  родины, все еще узнаваемой, несмотря на прошедшее время, а местами и неизменной с детских лет. И прибывали силы, и ей казалось, что она сбрасывала с себя десяток-другой лет, и эта иллюзия возвращения помогала ей жить дальше.

Из дневника Маруси:
" Много лет я мечтала  пожить на даче подольше, а не урывками, приезжая на выходные. Отпуска побоку. Меня все время несёт куда-то, к морю, к солнцу,  из озябшей Москвы в дальние страны, и все представляется чудесная картинка, то ли увиденная, то ли прочитанная где-то, какого-то доселе невиданного райского уголка, где меня накроет вдруг волной безмятежности, покоя и гармонии с собой и окружающим миром.
Стоит ли говорить, что все эти ожидания оказываются тщетными, и уже через несколько дней я начинаю скучать по дому, дачному дому: по соснам, качелям, саду, по тихим летним вечерам, золотым и розовым по голубому закатам, прохладной волжской воде, заросшему ивами деревенскому пляжу с  желтыми речными ирисами и камышами, плеску волны и чему-то неуловимому - родному, щемящему и остающемуся неизменным - ощущению своей земли, полноты и целостности навсегда остановившегося здесь и потерявшего текучесть времени, непроходящего детства, где душа легка и радостна, без дыр и прорех, и все мы бессмертны.
И все это накрывает меня с головой за тридевять земель в тридесятом царстве,  и неудержимо тянет обратно, мешая насладиться  южной экзотикой - роскошью восточного базара - когда среди великолепия драгоценных ковров и причудливых тканей тоскующий глаз пытается высмотреть непрезентабельный "серенький ситец этих северных бедных небес" - и не находит. С чего начинается родина.."

Из дневника Маруси:
"Вся наша жизнь - это поиск счастья, а оно совсем рядом, внутри себя и вокруг -  надо только понять это, осознать и быть благодарным. Так просто."

Она часто вспоминала поездку на Корфу, благословенный остров, где побывала с Гошкой несколько лет назад: бессмертные лики святых в подвижном мерцающем свете зажженных свечей и ласковые лица старых монахинь древнего греческого монастыря. Запах мёда и лаванды, золото и зелень сада, бездонная синева моря и неба, прогретые солнцем камни вечных розовых гор.
И долгожданное осознание, избавление, откровение: любовь рядом, она - вокруг. Всюду.
И неземные ангельские голоса поднимались ввысь к церковным сводам, и сладки были  слезы раскаяния и мольбы о прощении и спасении себя самой и всех своих, и каждого из живущих. Прости нас, господи..
А душа освобождалась и становилась легкою и светлой, словно омытой студёной водой.
И бабочка  билась в решетчатое окно базилики, трепеща крыльями, пока наконец не нашла выхода в приоткрытой ветром створке и, подхваченная порывом воздуха, рванулась в небо.. Свободна!

Из дневника Маруси:
"Так случилось что  они ушли из моей жизни. Те кого я любила. Точнее, ушли от меня. За счастьем. Я продолжаю жить с памятью о них, теперь я уже могу вспоминать.
Я надеюсь что они живы и здоровы, что они где-то ходят сейчас по одной земле со мной и так же, как я, вдыхают горьковатый осенний воздух,  и запрокинув голову, видят одно и то же небо, какое вижу я. Земля и небеса у нас общие.
Они читают те же новости по интернету, так же с наслаждением затягиваются первой утренней сигаретой и выпивают чашку кофе с сахаром или без.  Без меня. И может быть,  память иногда возвращает их назад, в наше общее прошлое. Может быть. И в голове, как в альбоме, переворачиваются страницы прошедшей любви. Хотя, как знать.. Не всем своим воспоминаниям можно доверять.
И всё-таки связь осталась. И уже совсем неважно, сколько прошло зим с тех самых пор, когда крупными хлопьями в свете фонарей падал  на землю невесомый снег, а я  обречённо вглядывалась в любимое лицо, вбирая его в себя,  в свою память - навсегда: "Я только хочу быть рядом.."
В каком-то смысле времени не существует.
Я умудрилась влюбиться дважды в жизни с разницей в двадцать лет, и каждый раз перед новогодними праздниками во время снегопада.
"Такого снегопада, такого снегопада  давно не помнят здешние места.."
Ну да, всего раз в двадцать лет."

На неделе позвонила Юлька:
- Тетушка, Гошка уехал?
- Да, ещё вчера, ему опять на работу надо. В полвосьмого проводила. А что?
- Пойдешь со мной за грибами?
- За грибами? Хочу! Когда?
- Минут через двадцать выходим!
- Пойду! У меня только сапогов нету, а в кроссовках меня змея не укусит?
- Кто ж ее знает?
- Ладно, будем надеяться.. Сейчас корзинку подыщу!

Маруся направилась в гараж, выудила с полки маленькую плетёную дедом корзинку, вытряхнула из неё всякий хлам и внесла в дом.
- Вот эта годится! Как раз мой размер, все равно ни одного гриба не найду. Зато лес, воздух.. когда ещё придётся?
Натянув на себя джинсы и накинув куртку, она вернулась на кухню и, достав из шкафа кружевную бумажную салфетку для сервировки, устлала ею дно корзинки. Туда же поместила очки, телефон и сигареты. Готово.
Под окном засигналил клаксон. Маруся выкатилась из калитки и заползла на заднее сиденье юлькиной машины, предварительно сунув ей под нос свою корзинку.
- Смотри, я как Красная Шапка! С кружавчиками!
- А пирожков случайно нету?
- Нету! Налегке поедем!
- Ой, тётушка, какие-то духи у тебя хорошие, это что за запах?
- Классные, да? Мне тоже нравятся!
- Что это ты в лес-то надушилась?
- Я не душилась, это от шарфика запах.
- А что за духи? Как называются? Я тоже такие хочу!
- Тебе ещё рано такие духи.
- Это ещё почему?
- Потому! Молодая ты ещё, а это  для дам с историей! Это Килиан, "Бьенд Лав."
- "После любви"- перевела Юлька.
- Я бы предпочла перевод  "По ту сторону любви".. На любовь тоже можно с разных сторон посмотреть, и ещё неизвестно, где лучше.. И хватит называть меня тётушкой! Я же тебя Шпонькой не называю!
- Какой-такой шпонькой?
- Классиков читать надо! "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка"! Николая Васильевича Гоголя..

Они выехали за деревню. Окна были открыты, волосы трепал тёплый душистый ветер, пахло солнцем, травою, и немного пряной подвядшей листвой тополей.
Ехать было недалеко. Вокруг везде был лес. Лес и река.
Они оставили машину на обочине дороги, взяли корзинки, прикурили и пошли по тропинке.
- Господи, благодать-то какая! Воздух какой! Хоть ложкой ешь!- Юлька улыбаясь, прижмурилась.
-  Юлюш, ты смотри, какая красота! Вот в Москве разве такую красоту встретишь? А здесь! То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой... Мы сами не понимаем, как нам повезло! Не у каждого дача есть, между прочим.. люди живут в городах и не знают, чего лишились! Как все в природе гармонично устроено, как все продумано! Единственная ошибка природы - человек. Человек все разрушает, коверкает, ему всего мало.. он разучился видеть и ценить красоту, а это же самое главное в жизни! Она мир спасает, ею душа лечится.. Я с годами мизантропкой стала, я людей ненавижу..
- Ну что ж ты, тётушка, такое говоришь? А как же "возлюби ближнего своего, как самого себя"?
- Так ближнего! Вот я ближних и люблю! Тебя вот, Гошку.. Мы сколько с тобой всего насажали? Кустов, цветов, деревьев? А другие рубят все под корень, к чертовой матери, просто так рубят, без всякой цели.. У людей страсть к уничтожению. Человек -  существо деструктивное.. И наверное для природы лучше бы его не было.. Так что дальних я любить не подписывалась.. Любовь ещё заслужить надо.. Своих-то любить - с ума сойдёшь.. Меня вот утешает только то, что природа все равно возьмет своё, как бы мы ни нагадили, природа сильнее нас! И снова прорастет трава.. К счастью..

Они шли к лесу среди высоких трав под стрекот кузнечиков и вспоминали  названия полевых цветов: медуница, кислица, Иван да Марья, пастушья сумка, вероника, вороний глаз, заячья капуста.. Маруся удивлялась, откуда она знает эти названия, ведь всю жизнь она о них не вспоминала, с самого детства, а тут все неожиданным образом вдруг всплыло в голове. 
Запах хвои, древесной коры и мха, золотые нити паутины, щебет птиц, стук дятла.. Синее небо в кронах, зеленое на голубом..  Розоватый вереск, багульник, брусника.. Лес обступил со всех сторон: светлый, сухой, сосновый.. Потом пошёл осинник и там, на мшистых кочках россыпью то тут,  то там - подосиновики, маленькие крепкие с рыжими и бурыми шляпками на толстых пестрых ножках.
- Я гриб нашла!- кричала Маруся- И ещё один!
- И я нашла!,-  отозвалась невидимая в деревьях Юлька, - Похоже,  тут до нас ещё не брали, мы первые!
- Тут так много! Да если бы я знала, что гриб найду, я бы побольше корзинку прихватила!
- А что же ты думала? Что не найдёшь?
- Да я всего в третий раз в жизни за грибами пошла, я думала их нету!
- Да мы каждый год ходим! Что-нибудь всегда есть! - кричала Юлька- Хватит орать! Сейчас народ сбежится и расхватают у нас грибы из-под носа!
- Это вы ходите, а я-то не ходила! Я думала, они уже все повывелись! Сама не ори!
- Беленький! Я беленький нашла!- снова завопила Маруся, - Если только это не максим, сейчас лизну.. Белый! Я лизнула, он не горький! Настоящий боровичок!
- Ты где нашла? На кочках?
- Нет! На канавке! Тут канавка и я на откосе нашла! Сюда иди, может ещё найдём! Это чудеса какие-то! И прошли-то всего ничего и столько грибов! Надо это место запомнить!
- Чего его запоминать? Мы сюда каждый раз ходим, только не всегда так много грибов бывает,  это нам и правда сегодня повезло.
Часа через полтора корзинки были полные. Маленькая марусина корзинка наполнилась быстро, и она продолжала искать грибы для Юльки, у которой корзинка была раза в два больше.
- Чего ж ты, тётушка, на кочку не села? Дед всегда говорил, какой ты лодырь: наберёшь бидончик черники и на кочку завалишься, хотя ягод вокруг полно!
- Да, сиживала я на кочке! Потому что уговор был, как только я наберу бидончик - сразу домой пойдём! Я вообще-то
ягоды  собирать ненавидела.. А деду все мало, давай, говорит, ещё бери! Чего сидеть, раз ягод столько! Но я была принципиальной, вот он на меня и удивлялся.. А за грибами он меня не брал, сам ходил в свой Рыжий Угол с бельевой корзиной. Только Лёнька меня один раз и взял за грибами, в детстве ещё, я маленькой была, и мне очень понравилось.. Дедов брат..  А сейчас у меня жадность к старости проснулась, и потом, грибы собирать - такое удовольствие, не то что чернику.. Ну что, пойдём? Целые корзинки! С горой!

Они вышли на дорогу, углядели поваленное дерево, сели покурить, любуясь на свои корзинки.
А вокруг была такая благодать, такая наполненная лесными звуками живая тишина, а на душе так спокойно и радостно, что уходить не хотелось.
Маруся закрыла глаза и запрокинула голову, подставляя лицо солнцу. Позагорать напоследок, скоро осень..
Хороший был день..

Из дневника Маруси:
" Я люблю этот дом больше всего на свете. Не московскую квартиру, где я живу уже почти тридцать лет, где я так мечтала жить когда-то в юности, и была так счастлива. А именно этот дом и это место, где я родилась и выросла, где прожили свою жизнь все мои родные, кто был до меня, и где они остались. Когда я здесь, я знаю, что они рядом, вместе со мной, что ничего не заканчивается, и связь непрерывна.
И Гошка его любит, наш дом, хотя ему удаётся пожить здесь значительно реже, чем мне, эта бесконечная работа изо дня в день с такими редкими выходными - не вырвешься..
Но наступит пятница, и я сварю суп из свежих грибов, а может быть, напеку пирогов с капустой. Будет чем Гошку встречать.. Мы с Юлькой такие чудесные пироги навострились печь, что посовещавшись пришли к крамольной мысли, что печём их даже лучше, чем мама и бабушка, а уж у них были самые вкусные пироги, это всем известно.. Так что к Гошкиному приезду все будет готово, думаю он обрадуется. Ведь по большому счёту, дом - это именно то место, где тебя ждут.."

2019-2020


Рецензии
Неужели я вырвалась из замкнутого круга?
И, вот , читаю вдохновенно и вкусно...
вашу прозу, Пелагая, и какую Прозу!!!
... вокруг была такая благодать, такая наполненная лесными звуками живая тишина, а на душе так спокойно и радостно, что уходить не хотелось...
Спасибо.

Ирина Завадская-Валла   29.08.2021 01:00     Заявить о нарушении
Замкнутый круг - это мои мысли.
Ковид забрал самого близкого человека...

Ирина Завадская-Валла   28.08.2021 15:31   Заявить о нарушении
Я очень сожалею, Ирина, держитесь.

Пелагея Русова   28.08.2021 22:02   Заявить о нарушении
Иногда мы не можем изменить ничего, но жить надо дальше. Я вам от всей души желаю жить. И спасибо вам за тёплые слова.
С уважением и благодарностью,

Пелагея Русова   28.08.2021 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.