Метафора Вишнёвого Сада 2. 0

Спектакль «ВИШНЁВЫЙ САД».
Режиссёр – Пётр Шерешевский.
Художник – Надежда Лопардина.
В спектакле заняты:
 Илона Литвиненко, Полина Зуева, Алёна Сигорская, Анатолий Смирнов,
Андрей Ковзель, Александр Коробов, Анатолий Нога, Наталья Пивоварова,
Евгений Котин, Вера Кораблина, Андрей Жилин, Александр Шрейтер,
Андрей Грачёв, Игорь Омельченко.
Новокузнецкий драматический театр.
Спектакль-участник Всероссийского фестиваля-конкурса «POST- ФАКТ» (Пермь, октябрь 2019).
В спектакле «ВИШНЁВЫЙ САД» Пётр Шерешевский предлагает нам взглянуть человеческое общество через призму чеховского взгляда и увидеть в этой трагедии лики современности и проверить актуальность чеховской мысли в реалиях двадцать первого века. В воплощении этого замысла Шерешевский в спектакле с помощью сюжета «Вишнёвого Сада» он предлагает нам возможность совершить путь познания гениальности А.П.Чехова через изучение общества запечатлённого в его драматургии. Для этого в сценическое пространство нейтральной среды изучения он нивелирует временную пропасть с помощью эпохами. С помощью этого приёма Шерешевский сближает эпохи и стирает временную разницу в сценическом пространстве, при этом в процессе экстракции массива пьесы он без изменений и дополнений переносит его в пространство, созданное в сюрреалистично- футуристском формате.
Сценическое пространство в спектакле не имеет жестких временных ориентиров и полностью лишено антуража чеховской эпохи, этот позволяет нам полностью абстрагироваться от реалий времени и взглянуть на эту историю в абсолюте, в эмоционально нейтральном пространстве зрительского восприятия. В футуристическом воплощении «Вишнёвого Сада» сама футуристическая составляющая имеет умеренный характер, так как она выполнена в силуэтном формате, при котором её очертания не уводят наше внимание в сторону любования фантасмагорическими картинами мифического будущего, с доминированием цифровой реальности и искусственного интеллекта.
В этих сценических картинах «Вишнёвого Сада» футуристичность видения создаётся с помощью мультимедийных сценических инсталляций, которые используются в качестве приёма выделения контекста и создания определённого фокуса зрительского внимания в определённых точках сюжетной линии, при этом они не отвлекают наше внимание на самом контенте.
В своей авторской интерпретации сюжета чеховской драмы Шерешевский направляет наше внимание на общество людей «Вишнёвого Сада» и в спектакле он представляет нам его в виде особого сообщества персонажей, живущих в своей системе координат жизни. В этом спектакле это особое сообщество людей обособлено и изолированно внутри своего собственного мира, и в «Вишнёвом Саде» мы получаем возможность проникнуть в него и увидеть особую жизнь внутри этих стен. В «Вишнёвом Саде» за этими стенами находятся их эгоистические зоны эмоционального комфорта, в которых они скрываются от реалий времени и мира вокруг. Люди, живущие в этом иллюзорном мире, сосредоточены на самих себе, где вектор их взгляда повернут в сторону комфорта и благополучного безделья, а их понимание жизни и существования сведено к всепоглощающему желанию удовлетворению собственных прихотей и амбиций.
В этом чеховском видение общества у нас есть возможность наблюдать различные аспекты их утилитарного восприятия человеческих отношений, и это наблюдение осуществляется на примерах их взаимоотношений с людьми внутри их сообщества благополучия и людьми извне. Этот принцип утилитарности  в человеческих отношениях в спектакле иллюстрируется в их желании использовать людей для достижения собственных целей и в этом они упиваются самолюбованием и остаются абсолютно безразличными к жизням и интересам других. Шерешевский в спектакле усиливает этот утилитарное видение с помощью особой пластики образов персонажей, которая создаётся с помощью сложной компиляции чеховской диалогового массива пьесы с пластикой образов созданных по методу живых масок в тандеме с механистической пластикой сценического движения. В сценическом действе применение этого приёма усиливает линию прагматизма персонажей и придаёт оттенки гротеска их диалогам и общению внутри их круга и выделяет их барское пренебрежение к эмоциям и чувствам других людей.
«Вишнёвый Сад» Шерешевского открывает зрителю понимание жизни обитателей усадьбы через их взгляд на отношения между собой и людьми не их круга. В их понятийном словаре вишнёвый сад – это сложная метафора утопично - идиллического места, в которое ими ассоциируется с миром беспечного благополучия жизни, или местом в котором они могут инфантильно пренебрегать реалиями жизни. В этом формате видения они не хотят продажи вишнёвого сада и поместья, так как это может означать окончание их эры благоденствия, при этом дальнейшая судьба и реальная ситуация вокруг сада и поместья им абсолютно безразлична. Символизм понимания вишневого сада находит своё воплощение в сценографии пространства спектакля, в которой аудио - визуальной сценической инсталляции, создают аудио-лики сада и старинной усадьбы они помогают зрителю визуализировать образы вишнёвого сада и усадьбы на ассоциативном уровне.
В этом воплощении «Вишнёвого Сада» Шерешевский раздвигает временные рамки и представляет зрителю чеховских героев людьми двадцать первого века, их лики хорошо-узнаваемы, а сама метафора вишневого сада абсолютна современна в реалиях нашего времени. Любой из нас в реалиях нашей жизни в формате 2.0 легко может найти синоним метафоре «Вишнёвого Сада» и увидеть его персонажей живущих вокруг нас.


Рецензии