Призрак сирени

 В том году выдалась странная весна —  холодная и неживая. Говорят, с Востока завезли жуткую гнусь, от которой народ стал чахнуть. Вот нас и спровадили в имения. Город обезлюдел. Окрестности выглядели вымершими. Обывателей так перепугали, что даже забулдыги куда-то подевались. Только Иванушка-дурачок носился по пустынным улицам с возгласами: «Судный час настал. Пришла кара Господня».  Редкие прохожие оглядывались крестясь. Но вскоре и юродивый  пропал. Был издан указ: городовым хватать всех сумасшедших и выживших из ума старух и прятать куда надо для их же блага. Кстати сказать, их немало набралось.
 Одно умиляло — цветущая всюду сирень. Той весной задержалась она надолго. Город утопал в аромате и стал прозрачным. Словно призрак…
Взял я за обыкновение прогуливаться по Смоленскому. Тихо там спокойно и не докучает никто. Однажды повстречался мне своеобразный персонаж: двухметрового роста, с чёрной бородой и трубкой во рту. Он  походил скорее на уездного барина, чем на местных жителей. Мы разговорились и мимоходом он спросил:
- А вам доводилось встречаться с призраком, сударь?
- Никак нет, не случалось.
- А мне довелось.
- И как вас угораздило?
- Сам не знаю. Майским вечером гулял по кладбищу. Вдруг слышу  хруст. Оглянулся – никого. Двинулся дальше. Снова хруст. Осмотрелся — опять никого. Одна ветвь сирени сломанная лежала.
  «Мало ли послышалось», — подумал.
  Не тут-то было.  Сзади кто-то звал: «Спасите».
  Осмотревшись, спросил: « Простите, а кого спасать?»
- Да, где же вам меня увидеть?
- Отчего?
- Оттого что я вовсе не отсюда.
- А откуда?
- Оттуда.
- А как тебя зовут?
- Грушенькой.
- А сюда как занесло? - спросил перекрестившись.
- Так и мне ничто не чуждо. Сирень цветёт — не налюбоваться.
- Что же, наслаждайся.
- Только теперь не выбраться.
- Почему?
- Сирень мой дух впитала.
- И как тебе помочь?
- Сударь, взяли бы цветы и отнесли домой. Тогда я непременно оживу и навсегда останусь с вами.
 Подумав, что этого ещё только не хватало, пошёл дальше. Вдруг слышу —  сзади плачь.
- Что за каменное сердце? Умоляю, помогите.
 Вернувшись, я сорвал букет и понёс домой. Придя, уснул без задних ног. А во сне вижу, что меня целует дева несказанной красоты. От поцелуев опьянев, проспал так до утра. Проснувшись, я не застал её. Лишь тонкий аромат сирени витал вокруг.   
- Может, и вправду, вы были малость пьяны?
- Нет, голубчик, в тот вечер я к вину не прикасался. И вот послушайте, что было дальше. Придя со службы, пошёл в опочивальню — хотелось отдохнуть. Нечаянно заметил, что в доме всё сделалось не так. Светлее и ухоженнее  стало. Ведь я живу один — за всем не уследишь. А тут такие перемены —  явно женская рука всего коснулась. Прилёг и задремал. Во сне увидел, как она меня целует и говорит: «Вы мой спаситель».
- Прямо так и сказала?
- Да, но поутру её как не бывало.
- Может показалось?
- Если бы это было так. Светало. Собрался на службу, как обычно, но что-то позабыл. Вернулся и обнаружил на столе подле увядшего букета, портрет той самой девы, привидевшейся ночью. Я рассмотрел его со всех сторон и обнаружил дату: « Июнь 17 года».
- Выходит на портрете ей семнадцать. Повезло.
- Поначалу был в восторге тоже. Но потом…
- А что случилось после?
- В тот вечер я возвратился поздно и прилёг, так и не заметив, что кровать уже кто-то расстелил. Во сне услышал женские шаги. Глаза открыл и вижу предо мной она стоит. «Позвольте мне остаться с вами», — промолвила и легла подле меня.  А с утренней зарёй она ушла с благоуханием сирени. С тех пор её не видел я, а ночами снится, что меня кто-то зовёт.
- Ничего не скажешь, занятная история. Сирень, мадемуазель. Чего не померещится? Только вот кладбище весной  было закрыто.
- Для кого как, любезный.
 Выпустив дым из трубки, барин, как сквозь землю провалился. Исчез. Я больше не встречался с ним.
 Спустя год проходя мимо кладбищенских ворот, услыхал, как нищая окликнула меня: «Сударь, помогите». Подойдя ближе, подал милостыню и спросил: «Как тебя звать?»
- Грушенькой.
- И чем тебе ещё помочь?
- Не затруднит ли вас сорвать букет?
  Несколько опешив, отправился за цветами. Когда вернулся, то не застал её. Лишь ветер колыхал вокруг кусты сирени.
 
  George Sitenson
  Май 2020г.


Рецензии
Чудесный рассказ...

Олег Михайлишин   18.09.2020 22:32     Заявить о нарушении
Олег, очень признателен за Ваши рецензии.

Юрий Козлюк   18.09.2020 23:30   Заявить о нарушении