Певица Катя Огонёк

Я не обладаю музыкальным слухом, поэтому в песнях меня интересуют в первую очередь слова. Видимо, поэтому жанр «шансон» мне нравится  больше, чем нынешняя попса.  Когда тексты к песням писали мэтры отечественной поэзии – Лев Ошанин, Николай Доризо,  Игорь Шаферан, Михаил Танич, Андрей Дементьев и другие, эстрадную песню еще можно было слушать,  но нынешние шлягеры я не понимаю. 

Не удивительно, что я неплохо знаю творчество некоторых исполнителей, поющих в стиле шансон – Александра Новикова,  Ивана Кучина и других.  И звездой на этом небосклоне шансона была Катя Огонёк.

Катя Огонек – российская певица, исполнявшая композиции в жанре шансон. Автор таких хитов, как «Катя», «Я ревную», «Северная ночь» и многих других. Хотя российский шансон – жанр традиционно не женский, Кате удалось завоевать доверие его ценителей.

Тексты ее песен были лишены суетности и тривиальности, проникновенная манера исполнения могла зацепить и отогреть даже самую замерзшую душу, а ее сценический имидж был начисто лишен «звездности» и пафоса.

Настоящее имя певицы – Кристина Евгеньевна Пенхасова, она родилась в небольшом поселке на берегу Черного моря в творческой семье. Ее папа, Евгений Семенович, – музыкант и композитор, выступал в ВИА «Самоцветы». Мама, Тамара Ивановна, – профессиональная танцовщица, артистка ансамбля Вирского.

Когда девочке исполнилось шесть лет, семья переехала в Кисловодск. Там родители отдали Катю в музыкальную школу и хореографическую студию, так как мечтали в будущем видеть ее артисткой.

Отец прилагал все усилия, чтобы дочь привыкала к хорошей музыке, купил ей магнитофон и лично подбирал записи известных мировых исполнителей и композиторов. Девочка с ранних лет хорошо разбиралась в джазе, любила и знала классическую музыку. В подростковом возрасте Кристина активно участвовала в самодеятельности, выступала на дискотеках, пела в местных поп-группах. А вот хорошей успеваемостью и примерным поведением она похвастаться не могла: могла разбить сырые яйца на школьную батарею, чтобы сорвать урок, или сжечь классный журнал.

В 16 лет Кристина переехала в Москву и благодаря связям отца (он был знаком с песенником Александром Шагановым, который написал Кристине дебютную песню) «засветилась» на телевидении, спев дуэтом с сверхпопулярным в то время поп-певцом Женей Белоусовым.

После этого выступления девушкой заинтересовался композитор Александр Морозов и предложил ей сотрудничество. Через год вышел их совместный альбом, который оказался достаточно успешным. Параллельно она выступала в составе группы «10А» и какое-то время сотрудничала с коллективом «Лесоповал», и была на хорошем счету у его руководителя Михаила Танича.

Но постепенно Кристина стала отходить от поп-музыки в сторону шансона, который был ближе и понятней хулиганке с бунтарским нравом и характерной хрипотцой в голосе. С 1995 года она стала сотрудничать с Михаилом Шелегом, сменила имя на творческий псевдоним Маша Ша (Михаил же назвался Миша Ша) и выпустила два альбома: «Миша + Маша = Ша!» и «Маша-ша – резиновый Ванюша».

Но знаменитой ее сделал продюсер Вячеслав Клименков, который пригласил певицу в свой проект «Белая тайга». В 1998 году он придумал девушке легенду о тюремном прошлом, дал ей новое имя Катя Огонек и разработал музыкальную концепцию ее дальнейшего творчества. Выдуманная биография Кати была такова: якобы она была осуждена по статье 211 УК РФ (угон воздушного судна, поезда или водного транспорта) и отбыла за решеткой 2,5 года, после чего была освобождена по УДО благодаря интересу к тюремной самодеятельности.

Катя настолько органично вжилась в свой новый образ, что моментально завоевала любовь и доверие публики, интересующейся шансоном и тюремной тематикой. После выхода двух совместных альбомов («Белая тайга» в двух частях) о разлуке и печали, спетых без «женских» банальностей и пустяков, невероятно проникновенно и душевно, Катя проснулась знаменитой.

Ее выступления вызывали бурный восторг, а публика готова была стоять в проходах на концертах, лишь бы одним глазком взглянуть на певицу, исполняющие такие близкие и понятные им песни проникновенным хрипловатым голосом.

Через два года Катя решила, что готова отправиться в самостоятельное плавание, разорвала контракт с Клименковым и стала работать с Владимиром Черняковым. Она с головой ушла в гастрольную деятельность, объездила полмира, выпустила еще несколько альбомов.

В 19 лет Катя официально вышла замуж за друга детства, которого дождалась из армии. Через три года супруги расстались, а в 2001-м певица родила малышку Леру от боксера Левана Коява, с которым жила в гражданском браке.

В последние годы своей жизни она злоупотребляла спиртным на пару с мужем, что, возможно, и послужило причиной ее скоропостижного ухода.

Несмотря на бешеную популярность, Катя вела довольно замкнутый образ жизни, жила на съемной квартире и не любила выставлять напоказ личную жизнь. Ее внезапная кончина шокировала поклонников и стала для них полной неожиданностью. Певица умерла в 2007 году от цирроза печени, спровоцировавшего отек легких и остановку сердца.

Катя Огонек похоронена в Москве, на Николо-Архангельском кладбище. В 2010 году на ее могиле установили памятник – на деньги, собранные при помощи благотворительного концерта.

Дочь Кати выступает под псевдонимом Лера Огонек. Песню «Ветерок» она посвятила памяти мамы.


Рецензии