Таинственные остатки моста через Варежку Верослатк

Таинственные остатки моста через Варежку(Верослатку) в Пензенской области. Терный А.

Был три года назад с металлоискателем на реке Варежка(Верослатка), месте, где в стороже сидели казаки из Верхнего Ломова. Мы шли со станции Кевда пешком в близлежащую деревню Старая Есинеевка, и зашли на большую насыпь, явно сделанную для моста. И тогда я вспомнил о чем мне рассказывал отец, рожденный в этих местах, да и бабушка. Это место и небольшой отрезок дороги они называли шоссе,  шоша. Но ведь Пензенская губерния не имела шоссе или главных государственных дорог шириной 130 м и с твердым покрытием(щебень, камень). Был московский тракт(дорога больших сообщений), который шел  от Астрахани до Пензы, по левому берегу Суры на Саранск, и далее на Москву.
Торговые дороги по Пензенскому краю проходили всегда –вадовская, ардобазарная, казачья, идовская.
Старый Тамбовский тракт шел рядом с рекой Варежкой(от Пензы на Черенцовку, Каменку, Кикикно, Чембар, Тамбов). Он был обрыт канавками для стока воды. Вроде бы именно для этого тракта и построили роскошный мост близ Есинеевки. Но оказывается, что эта тамбовская дорога проходила через переправу в Кевде и дальше на Чембар. А это на 9 километров юго-западнее.

В те времена мосты строили владельцы земли. А ими в Есинеевке были род Хомяковых ( их усадьбу в деревне снесли в 2000-х годах, а до этого она пустовала 50 лет, и разваливалась.

Так на какой же дороге стоял загадочный мост и когда он был построен. Я искал с металлоискателем хоть что-то, что прольет свет на историю. Металла там нет. Обычно попадаются гвозди, скобы. А это ничего. Нет и щебня, канавок. Значит дорога не была шоссе, которое кстати еще и березой обсаживали.

Предполагаю, что это была дорога из Пензы на Мокшан, Каменку, Есинеевку и Нижний Ломов. По этому же мосту шла и дорога из Чембара на Кикино, Есинеевку, Головинщино. Первая дорога была уездной почтовой, вторая сельской полевой.
А мост, на высоте 8 метров над водой, по всей видимости выстроил Никифор Семенович Хомяков, возглавлявший губернское дворянство.

Мост не сохранился. Остались лишь опоры, выполненные в стиле татар-строителей(опоры часто вбиваются вертикально). Хватит жизни, схожу еще раз на Верослатку, может жители еще что-то помнят. А пока у меня больше вопросов, чем ответов. Главный вопрос- куда сворачивала дорога после моста. Там одни болота, а если на запад - то там было пустынное место. Все же значит на Родники(снесено), Адикаевку, Кочетовку и Головинщино.
Второй вопрос, как был связан мост с началом строительства железной дороги от Моршанска до Сызрани. Так котлован откуда брали землю для строительства насыпи   аналогичен котловану для строительства железнодорожного моста у разъезда Кевда.


Рецензии