Расовые законы в США

Уже неделю в США бушуют беспорядки: Трамп в бункере, 7 убитых, 4000 арестованных. Владельцы магазинов уже несут убытки, а обычные американцы боятся выходить на улицу - таковы первые дни лета.

55 лет назад в США окончательно покончили с расовой сегрегацией, символом которой были таблички «Только для белых» на скамейках, в парках или в ресторанах. С тех пор США прошли долгий путь к избранию первого чернокожего президента и даже заявлениям политиков о выплате компенсаций потомков рабов. Однако в последние годы в США наблюдается рост преступлений на почве расовой ненависти, а избрание президентом Дональда Трампа вызвало еще большую поляризацию общества. Видные интеллектуалы предрекают, что США могут вновь пережить «гражданскую войну» после 2020 года.

Сегодня мы живем в мире, где расизм и дискриминация пресекается не только на уровне морали, а и со стороны государства. Но так было не всегда.
Я хочу Вам рассказать, что было бы, если Вы были чернокожим, проживающим в США, к примеру, в 1920-х годах.

Начнем с того, что расовая сегрегация в США началась с 1865 года, с принятия 13-ой поправки к американской конституции, которая запрещала рабство. Но что же такое, эта расовая сегрегация?

Расовая сегрегация в США – это отделение белого населения США от других этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Это своего рода социальные ограничения, где преимущество было на стороне "белых".
Чернокожие считались гражданами второго сорта, с худшим образованием, с худшим медицинским обслуживанием, жизнью в гетто, с заработной платой вдвоем меньше, чем у белых работников, зачастую отсутствие возможности участвовать в выборах.

Существовали отдельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (который существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных.

На городских пляжах Чикаго существовала система расовой сегрегации. 27 июля 1919 года чернокожий подросток Юджин Уильямс, купавшийся в озере, пересёк границу, которая разделяла воду на зоны для белых и чёрных. Его забросали камнями, и он утонул. Белый полицейский, к которому обратился свидетель-негр, отказался арестовать убийцу и арестовал самого свидетеля.
Действия полицейского вызвали возмущения у чернокожих жителей, однако на них напала собравшаяся толпа белых. Беспорядки распространились по всему городу. Белые избивали чёрных граждан. По ночам на районы, населённые неграми, совершались нападения. Поджигали дома и убивали. Чернокожие были вынуждены оказывать сопротивление, но это было нелегко, так как полиция была на стороне нападавших белых.

Беспорядки прекратились после того, как по приказу губернатора штата в город была введена Национальная гвардия - 6 тысяч солдат, которая немедленно приступила к активным действиям. В результате беспорядков погибло 38 человек (из них 23 черных), было ранено 537 (из них 342 чёрных). Более тысячи чёрных потеряли свои жилища из-за пожаров. По итогам расследования, 4 августа 1919 года 17 зачинщиков из числа афроамериканцев были повешены.

1919 год заслужил в истории Штатов название «кровавого». C июня по декабрь по 25 городам прокатились расовые беспорядки, жертвами которых стали 120 чернокожих.

Что бы «указать неграм на их место», в двадцатые годы резко возросла численность Ку-Клукс-Клана, возрожденного в 1915 году. В 1923 – 1924 годы новый Клан объединил в своих рядах около 2 млн. американцев. 8 августа 1925 года в центре Вашингтона, прямо перед Капитолием, прошел самый грандиозный парад.

К ужесточению сегрегационной политики перешли и власти, особенно на Западе. Когда черные начали массово переселяться в города Индианы в 20-е годы, белое население отреагировало политикой ограничений. К примеру в 29 году школы Индианаполиса были полностью сегрегированы.
Все смешанные браки белых и цветных считались запрещенными. Термин «белый человек» применяется только к человеку, не имеющему ни капли какой-либо крови, кроме европеоидной.

Белыми людьми должны считаться люди, имеющие 1/16 или менее крови американских индейцев и не имеющие примеси другой крови.
Можно сказать, что в какой-то степени США вернулись в расовой политике к уровню середины XIX века. Сегрегация была законодательно установлена в библиотеках, предприятиях питания, театрах, церквях, бассейнах, транспорте, школах.

К примеру, все чернокожие жители не должны были садиться в автобусах на первые четыре ряда. Так как они резервировались исключительно для белых. А когда все сидения «только для белых» оказывались заняты, то сидящим чернокожим пассажирам нужно было уступить белым их собственные места.

Бывали и такие случаи, когда негров заставляли платить за проезд у переднего входа, а после вынуждали сойти, чтобы опять зайти в автобус, но уже с задней площадки, и нередки случаи, когда автобус уходил еще до того, как негр успевал добраться к заднему входу, уезжая с его платой за проезд.
В США существовала так называемая «Зеленая книга», была выпущена обычным почтовым сотрудником Нью-Йорка Виктором Хьюго Грином. И было рассчитано на черных жителей США и успешно выпускалось с 1936 по 1966 года в период активной расовой сегрегации.

Данная книжка спасла немало путешествующих афроамериканцев, так как являлась настоящим справочником практически по всем местам Штатов, где черный гражданин мог остановиться на ночлег, перекусить, сходить в туалет, без угрозы для жизни и здоровья. Говоря современным языком – путеводитель для чернокожих.

После отмены расовой сегрегации книга естественно сразу перестала быть популярной и вскоре исчезла из открытой продажи. Некоторые оригинальные образцы можно найти до сих пор в частных коллекциях и библиотеках США.

До отмены крепостного права на Российскую империю во всем мире смотрели косо: шутка ли – настоящее рабство в таком большом и сильном государстве!
В США рабство отменили в 1865 году.
Расовая дискриминация процветала еще в середине ХХ века.
Граждане Штатов ощущают ее последствия до сих пор.

Да-да, в оплоте демократии и свободы еще нужно было родиться с правильным цветом кожи, чтобы стать своим. В разных штатах сегрегация проявлялась по-разному, в зависимости от процента представителей других рас и уровня терпимости, но в целом все началось с «Законов Джима Кроу» 1890-1964 гг. Хотя после Гражданской войны Север и Юг США должны были стремиться в большое и светлое будущее вместе, культурная пропасть и разница менталитетов никуда не делись. Впервые черных отделили от белых в Луизиане, в 1890-ом году. В 1905 году в Калифорнии запретили браки между белыми и «монголами», которые на самом деле были японцами – сегрегация затронула не только негров и индейцев. Уже к 1915 году в каждом южном штате были законы, касающиеся разделения белых и черных в общественных местах, учебных заведениях, были введены обязательные тесты на грамотность и налоги для афроамериканцев, ограничивалось их избирательное право.

В 1955 году транспортные разногласия достигли апогея, и Мартин Лютер Кинг объявил акцию протеста: «Ходьба во имя свободы». 381 день чернокожие во всех южных штатах передвигались пешком или подвозили друг друга на автомобилях, и владельцы общественного транспорта понесли огромные убытки – 70% пассажиров составляли чернокожие.

Не лучше обстояли дела и в других структурах: в армии чернокожие служили в отдельных подразделениях, командовали которыми белые, и редко могли рассчитывать на карьерное продвижение. Дети белых и афроамериканцев учились в разных школах, которые тщательно охранялись. Формально сегрегация была признана антиконституционным явлением в 1964 году, и последние соответствующие законы были упразднены в Джорджии.

Но если говорить откровенно, в условиях сегрегации был сформирован целый культурный пласт, ставший одним из неотъемлемых символов США. Помимо Джаза, блюза и соула появился рэп – музыка улиц, целые черные кварталы и даже города, принадлежащие исключительно неграм. Даже американский английский изменился под влиянием специфической среды. Пусть не целиком, но население США разделилось и без законодательных оснований. Достаточно вспомнить недавние инциденты с убийствами безоружных афроамериканцев и многочисленные протесты. Ну, а жизнь американских индейцев в резервациях – тема для отдельной публикации.
Официальным концом сегрегации в США стало введение закона о гражданских правах, принятого при президенте Линдоне Джонсоне под влиянием массовых протестов борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга.

Благодаря законопроекту федеральное правительство получило полномочия по контролю за обеспечением гражданских прав американского населения.
Закон запрещал установку табличек «Только для белых» в транспорте, ресторанах, кафе и гостиницах, которые были распространены в США в то время, а высшие учебные заведения стали открыты для представителей всех рас.

Сегодня подобные таблички можно увидеть разве что в музее, а в 2008 году президентом США был избран первый чернокожий президент Барак Обама.

Однако, несмотря на огромный прогресс, многие проблемы чернокожего населения США по-прежнему не теряют актуальности, а число расовых инцидентов — как по отношению к чернокожим, так и другим слоям населения — растут.

Как отмечал в своем обзоре в 2018 году телеканал CNN, хотя избрание президентом Обамы дало надежду многим афроамериканцам, «его избрание усилило разногласия, существовавшие с момента рождения страны». «Расисты рассматривали чернокожего во власти как сигнал о потемнении Америки. Это было зрелище, которого они боялись больше всего. Они были в ужасе и взбешены», — отмечал телеканал.

Критики нынешнего президента США Дональда Трампа заявляют, что число расовых инцидентов в США значительно выросло после его прихода к власти. Американские правоохранители, действительно, отмечают рост подобных преступлений. Так, в 2017 году, по данным ФБР, произошел рост правонарушений на почве ненависти на 17%. В 2017 году количество зарегистрированных преступлений составило более 7000.

Среди них — резонансный инцидент в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, когда во время массовой акции протеста левых активистов в толпу на полной скорости врезалась машина, которой управлял 20-летний неонацист Алекс Филдс. В результате наезда погибла одна женщина, 19 человек были ранены. Президент США Дональд Трамп в своем выступлении о произошедшем сказал, что вину несут обе стороны, за что его подвергли резкой критике.

Противники Трампа заявляют, что президент США — расист, так как у него немало поклонников в кругах ультраправых активистов. О том, что президент США якобы негативно относится к чернокожим, говорил бывший адвокат Трампа Майкл Коэн.
По словам Коэна, Трамп оскорблял афроамериканцев.
«Однажды он спросил меня, могу ли я назвать страну, управляемую чернокожим человеком, которая не является «гадюшником». Это было, когда Барак Обама был президентом США», — рассказывал Коэн.
Он также утверждал, что в какой-то момент Трамп якобы сказал, что «чернокожие люди слишком глупы», чтобы голосовать за него.

Представители афроамериканского населения США, действительно, не жалуют Трампа. В 2016 году за него проголосовали только 8% афроамериканцев. Представители этой категории населения традиционно поддерживают Демократическую партию США.
Выборы 2020 года ознаменуются снижением доли белого населения Америки
— согласно расчетам Pew Research Center, оно составит 66,7%, по сравнению с 76% в начале XXI века. В то же время, исследование ученых показало, что на выборах смогут проголосовать 32 млн латиноамериканцев и 30 млн афроамериканцев. Если среди них будет высокая явка, Трамп может не досчитаться больше 10% голосов, как это произошло с республиканцами на промежуточных выборах 2018 года.
И даже несмотря на тот факт, что с начала президентства Трампа уровень безработицы среди чернокожего населения США снизился до исторического минимума, политических очков республиканцам это не прибавляет. В сознании афроамериканцев на протяжении долгих лет утверждалась мысль, что Республиканская партия — это «враги», говорит президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский.

Обозреватели американских СМИ отмечают что вопросы, связанные с положением меньшинств афроамериканского населения будут в актуальной повестке кампании 2020 года.
Недавно претендент на номинацию в кандидаты в президенты США от Демократической партии Джулиан Кастро не исключил в случае своей победы на выборах 2020 года прямых выплат афроамериканцам за существовавшее в стране рабство, сообщает Associated Press.

«Если в соответствии с конституцией мы платим людям, потому что забираем их собственность, почему бы не дать компенсацию людям, которые фактически были собственностью», — заявил Кастро.

Тот факт, что подобные вопросы обсуждаются на политических дебатах, говорит о том, что США вновь обращают внимание на болезненное прошлое страны.
Тема рабства, а также связанные с ней вопросы гражданской войны в США стали частью американской повестки при Трампе. Однако, как ранее писал американист Арег Галстян, это — реакция на политкорректность, которую навязывали обществу демократы во времена правления администрации Билла Клинтона.

«Подобные сигналы со стороны неолиберальной элиты привели к ряду негативных последствий, включая столкновения между защитниками памятников тех же генералов-южан и сторонниками их демонтажа»,
— писал Галстян в статье для «Газеты.Ru», отмечая, что «формальное меньшинство стало навязывать свои субъективные представления о добре и зле большинству».
Речь идет о так называемой «войне памятников», вспыхнувшей в США в начале правления Трампа.

Активисты леволиберальных взглядов крушили по всей стране памятники военным армии конфедератов, которые поддерживали рабовладение. «Все эти монументы еще 10-15 лет назад не представляли собой какую-то проблему. Проблемой была демонстрация флага конфедератов, который стал ассоциироваться с движением расовой сегрегации. Этот флаг, действительно, мозолит глаза афроамериканцам, и его не нужно демонстрировать», — рассказывал «Газете.Ru» историк Вильям Дэвис, автор нескольких книг об истории гражданской войны в США.

Сегодня «война памятников» постепенно сошла на нет, но США могут оказаться на пороге гражданской войны, причем речь идет не об отдаленной перспективе, а о вполне осязаемых сроках.

Профессор Гарвардского университета, видный историк Нил Фергюсон заявил в октябре 2018 года, что после выборов 2020 года американское общество может столкнуться с серьезным расколом, который может поставить США на грань гражданского конфликта.
Историк указывает, что в последнее время США переживают внутренние противоречия, а в американском обществе обостряется «культурный конфликт», в том числе между представителями различных этнических групп. Профессор также отметил, что в настоящее время в американском сегменте интернета идет своеобразная «гражданская война».

Последнее убийство афроамериканца в Миннеаполиссе, привело к массовым протестам в США,  в 40 штатах пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации, а в некоторые штаты национальную гвардию. Что отличает нынешние протесты от предыдущих – впервые стали громить полицейские участки.  Так что ситуация в стране накаляется,  и в основе лежат противоречия различных  между белым и «цветным» населением США.


Рецензии
Вспоминаю пословицы: "Чем дальше в лес, тем больше дров" и "Не буди лиха, пока оно тихо".

Ирина Некрасова   04.06.2020 09:45     Заявить о нарушении
Американцы нагнут темнокожих, не первый раз. А вот, что смогут сделать российские власти в Москве, Питере...для обуздания беспредела со стороны кавказских группировок. Посмотрите, что делается на рынках, вокзалах... И русские молчат! Грустно!

Николай Кокош   04.06.2020 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.