ЩУКА

Как-то летним утром я встретил Фёдора, возвращающегося с пруда. Зарождался новый день, солнце ещё не выглянуло из-за вековых деревьев посольского парка, и лишь отблески лучей разукрасили небо в нежно-розовые краски зари. Фёдор выглядел меланхолично задумчивым. Прошёл молча мимо, что совсем ему не свойственно – обычно очень разговорчивому и отзывчивому мужику. И шёл он с пустыми руками. Хотя в это время Федя ходит на пруд порыбачить перед началом рабочего дня. Надеется поймать щуку. Я окликнул его, но безрезультатно. Он молча удалялся, пока совсем не пропал из виду.

Фёдор служил в посольстве Советского союза в Бельгии в должности младшего технического персонала. Мужик он был простой, но обладал житейской мудростью. Любили его в посольстве за доброту и отзывчивость. А также за золотые руки: электропроводку сделать, телевизор починить, камеры внешнего наблюдения настроить. Со всеми этими задачами обращались к нему. Он находил решение даже в самых сложных вопросах. Как человек, он всегда готов был разделить радость с коллегами и поддерживал в сложные моменты. Чаще своими мудрыми наставлениями, но и фуфайку последнюю готов был отдать.

За пределы посольства выходил редко, поскольку французского языка не знал, и мир тот казался ему чужим и опасным. Он часто сокрушался по поводу того, что не получил должного образования. Рос в семье рабочих, закончил технический техникум и сразу работать. В посольстве он видел людей куда образованнее себя и глубоко в душе завидовал им. Старался больше общаться с ними, чтобы хоть как-то приобщиться к высокой культуре, как сам же выражался.

Ещё по свей природе Фёдор был новатором. Всё время что-то изобретал, совершенствовал технические приспособления, придумывал, как оптимизировать трудозатраты при той или иной работе. Даже к процессу рыбалки он подходил с умом. Удочки у него были не простые, а телескопические. Крючки с блокирующей петлёй. Не известно, что ему больше нравилось – ловить рыбу или совершенствовать инвентарь. 
Живя в командировке уже третий год, Федя очень тосковал по Родине. На пруду он придавался воспоминаниям юности. Мечтал заработать денег и построить большой дом в своей родной деревне под Тулой.

Последнее время многие стали замечать, что Фёдор с особым рвением и азартом стал придаваться любимому занятию.  Мне он по секрету рассказал, что в пруду завелась щука. Рыба эта особенная, умная. Вот он вступил с ней в бой, кто кого перехитрит. Задумал её поймать. В дело шли самые прогрессивные удочки, самые деликатесные приманки и самые крепкие крючки.
- И что же ты будешь делать с щукой, если поймаешь её? – поинтересовался как-то я.
- Попрошу её исполнить моё главное желание, - ответил мне Фёдор, мечтательно закатив голубые глаза к небу.
- И какое же это желание, если не секрет?
- Вернуться домой и построить в своей деревне дом для всей семьи!
- Что же, желаю тебе удачи! Главное договориться с щукой. А в том, что ты её поймаешь, я не сомневаюсь, - подбодрил я Фёдора, уверенный, что победа на его стороне.
 Фёдор оставил в Союзе пожилых родителей и двоих детей. С ним в командировку приехала только супруга, которая часто уезжала в отпуск домой проведать двоих сыновей. Он очень тосковал по своей семье. Часто писал им письма. Раз в неделю звонил. Переживал, как они там. Все заработанные деньги старался откладывать.
- Жене шубу справить хочу из кролика. Она у меня не балованная, хотя заслуживает многого. Детям просит одежды качественной купить. Вот ещё годик поработаю, заработаю, всё куплю и поеду домой дом строить, если щуку поймаю.
- Обязательно поймаешь! – снова подбадривал его я.

Однажды ранним тихим утром я присоединился к нему на рыбалке. Процесс этот был увлекательный. Фёдор брал с собой радиолу, ловил волну классической музыки. Говорил, что так он заманивает щуку выплыть на поверхность. Мол рыба культурная, ценит классику. Заготавливал приманку из съестных остатков после очередного посольского приёма (подруга повариха делилась). В этой приманке преобладали сыр, спаржа, сдобная булочка. Под тихие звуки классической музыки бесшумно вытягивалась до середины пруда телескопическая удочка, и очень осторожно крючок с изысканной приманкой погружался в воду, чтобы не спугнуть щуку резкими движениями.
- Я завидую твоей щуке! На завтрак сыр со спаржей под классическую музыку и никакого стресса.  Не каждый дипломат может похвастаться таким началом дня.
- Так щука - рыба умная, с ней надо на равных договариваться.
- Ты её сначала поймай, а потом уже договаривайся.
- Поймаю, куда она от меня денется. Она, конечно, умная. Но я не глупее.

Азарт возрастал с каждым днём. Казалось, что вся жизнь его поставлена на кон. И ведь правда, Федя возлагал на щуку большие надежды – исполнение заветной мечты.
Так и коротал Фёдор утренние часы на заре. Один месяц сменял другой, а щука так и не была поймана. Уже всё посольство «болело» за Фёдора. Хотя были и те, кто стоял на стороне щуки. Некоторые даже ставки делали: кто кого. Фёдор стал грустить. Каждый день неудачи усугублял его тоску по дому.

И вот настал тот день, когда я встретил его совсем печальным, бредущим со стороны пруда с пустыми руками. Прошёл он мимо меня в глубокой задумчивости. В то утро мне не удалось выяснить, что же его так сильно огорчило. Может какие новости дурные из дома. На следующее утро я увидел Фёдора в саду. Подошёл к нему:
- Федя, что тебя так расстроило вчера? Ты сам не свой шёл.
- Ты понимаешь, щука-то умнее оказалась. Сидел я тем утром с удочкой, ждал, когда клюнет. Глаз с поплавка не сводил. И вдруг чую спиной, что кто-то пристально на меня смотрит. Аж дрожь по всему телу пробежала. Оборачиваться как-то страшно. Но думаю, мужик я или кто? Обернулся, а там щука на берег выбросилась – хвост в воде, а голова наружу. И смотрит на меня своими глазёнками так внимательно, как я смотрел на поплавок. И будто говорит: «Хороший ты, Федя, мужик, отличные мы с тобой утренние часы под музыку коротали. И завтраком ты меня потчевал вкусным. Но зачем ловить-то меня? На других надейся, а сам не плошай. Брось ты эту затею, знаю я все твои уловки и не поймаюсь на них». Понял я, что победила она меня. Бросать надо это дело.
- Вот дела! Так это ты сам себе такую умную щуку воспитал. Приручил её. Вырастил подругу. А желание попросил её исполнить?
- Нет. Стыдно стало. Понял, что возлагать строительство семейного дома на щуку – позор для мужика. А осознать, что щука умнее оказалась, вообще полный провал.

Жалко мне стало Фёдора, совсем на нём лица не было. На пруд он больше не ногой. Обходил его десятой дорогой. Думаю, что щука скучала по своему рыбаку и музыке с сыром на завтрак. Да, и она, действительно, умной оказалась. Уловила его главное желание. А может Федя сам многое для себя понял. Через год он вернулся домой.

Мне рассказывали, что ещё через год после возвращения Фёдор построил в своей деревне добротный двухэтажный деревянный дом. И дочка у него родилась третьим ребёнком. Её образованием он тщательно занялся. Даже перебрался в Москву и французскому языку обучал в специальной школе.
Вот так встреча на берегу с щукой оказала на Фёдора неизгладимое впечатление и послужила толчком к лучшей жизни.


Рецензии