Святые Кирилли Мефодий

           ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
               И  ПИСЬМЕННОСТИ

 24 мая во всём славянском мире отмечается этот удивительный    праздник, в начале которого стояли два брата-просветителя, болгары по происхождению, рождённые в греческом портовом городе Салоники (другие имена города - Тессалоники и Салун).
 Их звали Кирилл и Мефодий. Эти два брата дали миру славянскую азбуку глаголицу, которую их ученики доработали и назвали в честь Учителя кириллицей. Сейчас во всём мире кириллицей пользуются более 300 миллионов человек.
На ней написаны величайшие шедевры мировой литературы.
Кириллица стала вторым по значению алфавитом в мире после латиницы.
Братья Мефодий (826г.р.) и Константин, который в конце жизни
принял церковное имя Кирилл (827г.р.) родились в знатной и богатой семье известного греческого флотоводца Льва.
Отец командовал северным флотом Греции в Эгейском море.
Родители дали сыновьям прекрасное образование. Кроме гимназии они обучались философии и дидактике в школе  всемирно известного учёного Григория Богослова., где Константин показал всем свою незаурядную память.
Он запомнил наизусть всё учение и поэзию учителя. 
Затем братья по настоянию отца продолжили обучение
 в первом в Европе и во всём мире университете в Константинополе - Магнаурской высшей школе.  Константин и здесь был лучшим студентом. После окончания учёбы ему предложили преподавать в университете философию. Его так и называли Константин-философ. Вскоре патриарх предложил ему место заведующего придворной библиотекой и Константина начали готовить в дипломаты.
Мефодий после окончания университета стал управляющим одной из провинций в Македонии ( по гречески – стратег).
Ему не было равных в христианском богословии.
Патриарх направлял Мефодия в Аравию, где он побеждал в богословских спорах учёных мусульман-сарацинов.
Но через десять лет Мефодий решил поменять служение и стал игуменом в монастыре Полихрон на малом Олимпе в Малой Азии, где его несколько раз посещал Константин. Там у братьев созрело решение создать алфавит для родного языка.  Вскоре болгарский царь Борис-Креститель пригласил их к себе в первую столицу болгарского государства Плиску, где братья завершили свою работу и перевели на родной язык Новый и Ветхий Завет Библии.

Верхом дипломатической карьеры Константина была его поездка на полуостров Крым для евангельской проповеди среди хазар, где в 1 веке на инкерманских каменоломнях находился за пропаганду христианства в ссылке и принял мученическую смерть   четвёртый римский папа Климент.  Константину удалось, проявив всё мастерство дипломатии, преодолеть множество препятствий, и благодаря Божьему откровению найти место захоронения  и  перенести в Рим саркофаг с мощами  папы Климента Мученика.
В Риме Константин получил сан епископа, тяжело заболел и незадолго до смерти принял монашество и церковное имя Кирилл. Умер Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет.  Прах его захоронен в Риме в церкви, которая носит имя св. Климента. (basilicasanclemente.com).


 Мефодий пережил брата почти на 20 лет.
Он ещё много лет служил Господу, проповедуя Евангелие на славянских языках. Умер в возрасте 59 лет и захоронен в кафедральном соборе города Велеград в Моравии, где он служил много лет.
Заслуги братьев Кирилла и Мефодия имеют для всего славянского мира неоценимое значение.  После их смерти их возвели в ранг равноапостольных святых, сопокровителей Европы как в православной, так и в католической религии.
Жизнь братьев Кирилла и Мефодия – подвиг служения во имя Христа, а вершина её – переведённая на церковно-славянский язык и отпечатанная на кириллице Библия.

    В наше время святым Кириллу и Мефодию воздвигнуты памятники в Салониках, Софии, Москве, Киеве, Минске и в Улан-Баторе, в Сербии и Хорватии, их имена носят кафедральные православные храмы в Болгарии в Бургасе
и в Ловече.
  Но самый значительный памятник их гигантскому вкладу в мировую культуру был построен в Болгарии несколько лет назад.  Успешный бизнесмен из города Шумена Карен Алексанян, армянин по происхождению, большой славянофил, решил увековечить память братьев Кирилла и Мефодия .  Он приобрёл поле в 9 километрах от города Плиска и начал там строительство уникального музейного комплекса под открытым небом «Двор Кириллицы»
   Этот единственный в своём роде комплекс, не только в Болгарии, но и во всём мире, посвящённый славянской культуре был открыт Кареном Алексаняном 2 мая 2015 года  в годовщину 1150-летия крещения болгар в православную веру. Начинался он с открытия в комплексе памятников царю Борису1 и братьям –просветителям святым Кириллу и Мефодию. Большие двухметровые буквы славянского алфавита из красного армянского туфа и семиметровый белокаменный крест были доставлены в подарок из Армении.  Затем на одной из стен двора были открыты бюсты детским писателям разных стран, часовня, картинная галерея, музей восковых фигур, а также «аллея писателей» рассчитанная на 80 бюстов писателей разных стран мира, пишущих на кириллице.
Посетители этого музейного комплекса могут здесь увидеть  бюсты любимых классиков русской литературы Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Антона Чехова и Александра Грибоедова, двадцатый век представлен также писателями Ильфом и Петровым. поэтами Мариной Цветаевой, Сергеем Есениным и бардом Владимиром Высоцким, здесь же стоят бюсты писателей и поэтов Болгарии, Украины, Армении, Северного Кавказа и Киргизии, Сербии, Хорватии и Македонии.
Мне с женой довелось вместе с хором «Блян» из Несебра побывать во «Дворе кириллицы» в ноябре 2019 года во время празднования Дней Будителей, когда в комплексе открывали памятник белорусскому писателю Янке Купале.
До сих пор мы помним эту неповторимую атмосферу Праздника православия, взволнованные речи выступающих на болгарском, русском, армянском и белорусском языках,
народные и современные песни, трогающие до глубины сердца и ощущение, что все люди – братья, и нас объединяет гораздо больше незримых нитей духовного родства, чем мы предполагали раньше.

Автор:  Виктор Иванов

 
Святые Кирилл и Мефодий вместе с царём Болгарии Борисом 1 приветствуют гостей во «Дворе Кириллицы».


Рецензии