Как отличить правду от лжи

Самые важные вещи невозможно подделать. Даже деревья чувствуют, когда к ним приближаются с намерением срубить. И доброту тоже чувствуют. Поэтому внутреннее чувство можно считать абсолютным критерием истины.

Бывает, человек всю жизнь говорит, что Бога нет и религия - заблуждение, но, оказавшись перед лицом смерти, начинает молиться. Не помогают никакие доводы неверующих. Но бывает ли обратное: человек всю жизнь верил в Бога, а перед лицом смерти отрекся от веры и никакие доводы не могли его переубедить?.. Не насильственно отрекся, желая спасти себе жизнь, а просто потому, что почувствовал, что религия - ложь, точно так же, как другой почувствовал, что религия - истина?.. Странно даже, как такая мысль может придти: это совершенно немыслимо...

Истина - не в "убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 2:4).

Вопрос лишь в том, чтобы разобраться в своих чувствах. Но перед лицом реальной опасности нужно ли разбираться? Всё ясно.

Однако на самом деле - на самом деле - кого-нибудь что-то волнует?.. Похоже, что мир - майя, иллюзия, как учит индийская религиозно-философская мысль. В пользу этого говорит то, что до людей нужно доносить истину. Нужно учить, воспитывать, люди должны проникаться...

Но если мир - майя, все объяснимо: все ужасные вещи - та же драка детей во дворе, только в увеличенном масштабе. Дети дерутся потому, что понимают, что это же все не по-настоящему. Даже если кто-то будет потом ходить с синяками - ничего, заживет. С самой же высшей точки зрения, то же верно и в отношении страшнейшего мирового зла: каждый получит по заслугам, но через невообразимо огромный промежуток времени заслуги будут исчерпаны - грешники выйдут из ада и вновь будут совершенно чистые, как ни в чем не бывало. Их наказание будет длиться целую вечность, но оно закончится.

Можно развить мысль, спросив: "Но, может, просто люди очерствели, потому и не воспринимают, что есть серьезные опасности?.. Только для грубой души мир - майя... Зло делают те, кто нечувствителен..." 

Вопрос, можно ли идею, что действительно важное невозможно подделать, переносить на мир в целом, но на более приземленном уровне это так. Когда что-то действительно нужно, оно происходит. Если не происходит, значит, оно не нужно. Но оно может не происходить и потому, что человек не чувствителен и потому не видит необходимого. А в чем причина нечувствительности?.. В чем бы ни была, по крайней мере, можно хотя бы до некоторой степени быть более чувствительным, будучи осознанно ко всему внимательным.

Внимательность ко всему и всегда - вот что практически важно. Невнимательным быть просто опасно: возникает привычка к невнимательности. А невнимательный человек уже просто не понимает, что делает зло. А раз не понимает, то и выбраться сам из тьмы невнимательности не может.

Но откуда невнимательность? Всё начинается с того, что какая-то невидимая духовная сила тянет человека в сторону зла. Есть и противоположная ей не материальная сила, направляющая к добру - эти силы и человек находятся в борьбе. В зороастризме добрая сила называется Спента Маинью (Святой Дух), злая - Ангра Маинью (Злой Дух). Понимание этого очень помогает быть на стороне добра, ведь эти силы невидимы и потому, не зная о них, человек может быть в замешательстве. На самом же деле все обстоит так, как если бы к человеку подходили разные люди и уговаривали - одни к добру склоняли, другие ко злу - тогда человек относительно легко мог бы оставаться в здравом уме: "Мало ли кто что говорит, я сам решаю!" Точно так же нужно относиться к любым собственным внутренним побуждениям.

В одном из основных зороастрийских текстов говорится:

«24.  То одно, что Господь Ормазд
желает от людей, это:

25.  "Узнайте меня, ибо каждый, кто узнает меня, пойдет за мной и будет стараться ради моего удовлетворения".

26.  То одно, что ахриман желает от людей, это:

27.  "Не узнавайте меня!" Так как вы знаете, что тот, кто узнает этого лживого, не пойдет за его злодеяниями,

28.  и именно поэтому никакой силы и помощи (ахриману) от этого человека не будет.»

(Суждения Духа Разума, вопрос 39.)
 
Господь Ормазд - Он же Спента Маинью, ахриман - он же Ангра Маинью. Важно: знать или не знать себя - всё, чего Тот и другой желают от человека. А ведь если не знать об Ангра Маинью, жизнь становится очень запутанной. На самом же деле всё просто: жизнь прекрасна, никто и не думал бы делать ничего плохого, ничего злого в мире не было бы - но действует невидимый Злой Дух. Причём главное, чего он хочет: оставаться в тайне. Он - причина всего зла. Бороться с разными проявлениями зла - это бороться со следствиями. А как бороться с духом? Помнить, что он есть. Это само по себе означает, что все его внушения будут оставаться безуспешными, о чем он сам и говорит.

По-видимому, у Святого Духа очень хорошо получается открывать Себя людям: в мире столько религий, о Боге знают. Но и Дух Злой тоже успешен: о нем говорят гораздо меньше, при этом факт различных зол очевиден всем.

Итак, соглашаться с тем, к чему побуждает Святой Дух и не идти на поводу у Духа Злого - всё, что необходимо человеку. Борьба этих двух сил происходит в плоскости мыслей. То, что человек обычно называет своим умом, - не только его ум. Это его ум плюс Ум Божественный и ум анти-божественный. Следовать первому и не следовать второму - вот что необходимо.

Сам голос, так сказать, внутреннего побуждения, уже говорит, чей это голос. В зороастрийских текстах часто говорится в отношении голоса Ангра Маинью, что он прорычал. Иисус тоже говорил, что Его овцы узнают Его по голосу, знают Его голос. Поэтому в случае, если трудно сказать, добрая ли мысль пришла, нужно обратить внимание на ее, так сказать, голос, окраску. Божественный голос не может иметь злобного оттенка. В зороастризме также Высшая Обитель Бога называется Дом Песни, Обитель же Злого Духа - Дом Лжи. То есть противопоставляются не правда и ложь, а песня и ложь. Таким образом, голос Бога мелодичен, голос же Злого Духа - это не песня. Иными словами, Бог говорит поэтично, дьявол же - прозаично, и эта проза и есть ложь, так как истина - это не просто что-то верное. Это ещё и песня.

Голосами обладают не только мысли, но и все явления. Истинное, от Бога, несет на себе соответствующий невидимый, но ощущаемый, отпечаток. Бог утверждает жизнь. В том, что от Него, - уверенность, доброта. Дело же Ангра Маинью имеет отпечаток противоположный, причём, какой именно, точно трудно описать, так как любую фальшь пытаются скрыть... Поэтому если не очевидно, что именно не в порядке, но есть ощущение, что что-то не так, нужно доверять этому ощущению, ведь Ангра Маинью всеми силами пытается скрыть, что он против Бога. Фальшивые деньги имеют, на первый взгляд, совершенно один вид с настоящими - так же обстоит дело и с разницей между делами Злого Духа и Духа Святого. Однако в отличие от производителя денег, автор дел всегда рядом с ними, ведь это дух. Поэтому если все кажется верным, но есть неприятное ощущение - нужно принять его во внимание. Дело не в доказательствах, а в ощущениях. Критерий истины - это ощущение поэтичности, возвышенности, святости, Божественности.

Нужно принимать во внимание и то, что мысли действуют с молниеносной скоростью, поэтому к ощущениям нужно прислушиваться постоянно. Ангра Маинью пытается испортить любое дело Спента Маинью, поэтому невозможно определить истину один раз. Нужно продолжать этот процесс. От Спента Маинью может исходить первоначальное побуждение что-то сделать, но Ангра Маинью не дремлет, поэтому на предмет истинности и ложности нужно проверять каждый свой шаг.


Рецензии