Асы кубанского неба ч. 22

Прославленный лётчик Литвинчук Борис Михайлович (01.06.1917 - 01.11.1998 гг.). Герой Советского Союза.

ЛАВРЕНОВ АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ

Человек яркой и короткой боевой биографии. Он сражался менее года. Окунувшись в пекло Кубанской битвы, Лавренов сразу же одерживает первую победу, через несколько дней следующую и дальше делает это с завидной регулярностью, уничтожая неприятельские самолеты чаще, чем в каждом третьем боевом вылете... Лавренов родился 20 апреля 1920 г. в селе Печерниковские Выселки Рязанской губернии. Окончив 7 классов, приехал в Москву, где поступил в школу ФЗУ при заводе "Динамо" и в аэроклуб. В 1938 г. был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу. В день своего 23-летия в небе Кубани он начал свой фронтовой путь в составе 291-го иап (265 иад, 3 иак, 4 ВА), вооружённого истребителями Як-1. 21 апреля в бою над Мысхако открыл счёт сбитым самолётам противника, в упор расстреляв Ме-109. 29 апреля, в воздушном бою западнее станицы Крымской, сбивает сразу 2 "Мессера". 30 апреля над развилкой рек Кубань и Протока "заваливает" ещё одного "мессера". 2 мая в составе группы по расчистке воздуха сбивает над г. Абинском один Ме-109. 27 Мая в паре с будущим Героем Советского Союза В. С. Конобаевым, выполнив задачу по сопровождению Пе-2, атакует встречных "Юнкерсов-87" и в коротком бою сбивает 2 пикировщика и 1 Ме-109. Для воздушных боев Лавренова характерны самоотверженное внедрение в боевые порядки противника и огонь с крайне коротких, в 20-30 метров, дистанций. Уже в начале июня, полтора месяца спустя после начала боевой работы, лейтенант Лавренов был представлен к званию Героя Советского Союза.

К тому времени он совершил 47 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, где сбил лично 17 и в группе 3 самолета противника. Сослуживцы запомнили его собранным и сосредоточенным, в любой ситуации исключительно спокойным и аккуратным, внешне равнодушным к похвалам и наградам. После Кубанской эпопеи ас участвовал в боях под Мелитополем и Запорожьем. Он погиб 26 марта 1944 г. в напряжённом воздушном бою над Сивашом. В тот день лётчики 278-й истребительной дивизии, которой командовал полковник В.Т. Лисин, прикрывали переправу через Сиваш. Понадеявшись на то, что немцы не пошлют сюда крупных сил, командир направил на боевое задание наспех спаренные экипажи из молодых, необстрелянных лётчиков, а сам устроил в штабе какой-то семинар. Враг же вопреки ожиданиям направил к Сивашу несколько десятков бомбёров в сопровождении асов-истребителей 52-й эскадры, имевших богатый боевой опыт. В рядах защитников переправы появилась растерянность, взаимодействие между истребителями нарушилось. Лётчики дрались кто как мог. В этот день дивизия потеряла 10 истребителей. Погибли, в частности, командир 812-го ИАП майор А.А. Волков и Герой Советского Союза, помощник командира 291-го ИАП капитан А.Ф. Лавренов. Они вылетели на выручку молодёжи тремя группами с ближайшего аэродрома, но поправить дело уже не смогли. О событиях того дня генерал-майор авиации в отставке В. Киселёв рассказал впоследствии так: "Воздушный бой начался со встречи 4 истребителей-яков 812-го авиаполка с большой группой немецких самолётов, шедших бомбить переправу через Сиваш.

Лобовых атак даже опытнейшие немецкие пилоты не выдерживали. Так, именно в лобовой атаке первой же очередью майору Волкову удалось свалить наиболее наглого врага. Но в это время его напарник, молодой лётчик, не удержался в строю, отвалил в сторону и тут же стал жертвой другой вражеской пары... Оставшись один, без напарника, Волков попал в клещи двух пар Ме-109. На выручку командиру направил свой Як-1, с крупной надписью на обоих бортах "Ртищевский железнодорожник" капитан А. Ф. Лавренов. Но было уже поздно, самолёт А.А. Волкова загорелся и с нарастающей скоростью потянул к земле. Колпак кабины не открывался, видимо, лётчик был убит или тяжело ранен. Лавренов с безумной храбростью бросился на ближайшего "Мессера", всадил в него весь оставшийся боекомплект с такого близкого расстояния, что не успел отвернуть в сторону и на большой скорости врезался в хвост вражеского самолёта. Он рассчитался за своего командира ценой собственной жизни..." К тому времени на боевом счету А. Лавренова официально числилось 27 воздушных побед, одержанных им лично и 3 - в группе с товарищами. Однако если обстоятельства его гибели, приведённые в рассказе В. Киселёва, соответствуют действительности, вполне возможно что таранив "Мессер", Лавренов одержал свою 31-ю воздушную победу... Александр Филиппович Лавренов Герой Советского Союза (01.11.43) Лавренов имел награды: орден Ленина, 2 ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й ст. и Красной Звезды.

ЛЕБЕДЕВ СЕМЁН АНДРИАНОВИЧ

Родился 5 декабря 1919 г. в селе Захаровна (ныне Карагандинской области). С раннего детства Семён был влюблён в море, на берегу которого в г. Керчь проходили его детство и юность. Любовался голубым небом, в котором над морем кружили птицы. Однажды увидел он в небе необычную птицу, которой управлял человек. Больно и радостно защемило сердце. С тех пор любовь к небу стала ещё сильнее. Он читал всё о самолётах, что мог найти в книгах, газетах, журналах. Хотелось летать, и мысли о полётах завладели им навсегда. Успешно закончив 9 классов и школу ФЗУ, он поступил работать на бочарный завод, где трудился его отец. Вступил в комсомол и пошёл учиться в Керченский аэроклуб. Уставший за день, но безмерно счастливый он возвращался домой, лелея заветную мечту о поступлении в лётное училище. И вот он курсант Качинского лётного училища. Учился с желанием и настойчивостью. Полёты доставляли ему радость. В 1939 г., успешно окончив училище, был направлен служить на Дальний Восток в часть, вооруженной самолетами И-15 бис. Здесь он вскоре стал опытным лётчиком, за что награждён знаком "Отличник РККА" и назначен командиром звена. В ноябре 1942 г. ст. лейтенант Лебедев стал командиром эскадрильи. Было ему тогда только 24 года. Такую ответственную должность доверяли не каждому. На его кандидатуре остановились потому, что Лебедев обладал высоким лётным мастерством, хорошими организаторскими способностями. Ещё рядовым лётчиком он в полном объёме выполнял задания днём и ночью. Будучи командиром звена, быстро вывел свой коллектив в число передовых. В основу обучения подчинённых Лебедев положил лётно-тактическую подготовку и сам провёл с лётчиками около 100 учебных воздушных боёв.

После переучивания и переформирования в Новосибирске на Як-1 Лебедев принимает участие в сражении на Кубани в качестве командира 2-й эскадрильи 43-го авиаполка. 15 апреля 1943 г. над аэродромом на высоте примерно 2000 метров появился Ме-110. Лейтенант А.В. Кочетов мгновенно поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует опытный лётчик, Ме-110 увеличил скорость и скрылся. Следующим дежурил командир 2-й эскадрильи С.А. Лебедев. Уже вечерело, когда на большом удалении от аэродрома появился двухкилевой самолёт. "Очевидно, это тот Ме-110, которого отогнал Кочетов", - подумал Лебедев. Да и по радио начальник связи полка его наводил на "противника". Ст. лейтенант Лебедев был хорошим стрелком, произвёл атаку и ... подбил свою "Пешку", возвращавшуюся из разведки. Хорошо, что лётчик Пе-2 сумел, к счастью, посадить повреждённую машину. Экипаж был невредим. Все понимали, что эта неудача результат отсутствия боевого опыта. Очень скоро этот опыт пришёл. На рассвете 17 апреля 1943 г. немецкие войска перешли в наступление против нашей группировки, закрепившейся на плацдарме в районе Мысхако. Она нуждалась в надёжном прикрытии с воздуха. Во второй половине дня полк получил задачу на прикрытие войск в этом районе. В числе первых на боевое задание повёл шестёрку "Яков" Семён Лебедев. Вскоре лётчики увидели 6 вражеских истребителей и вступили с ними в бой. Получилось так, что схватка расчленилась на отдельные очаги и велась попарно. Командир с ведомым Николаем Бородиным атаковал головные самолёты врага. Воздушный бой всегда таит в себе много неизвестного, а первый - особенно. Поначалу обоим лётчикам стало не по себе.

Фюзеляж ведущего Ме-109 обвивала нарисованная тёмно-серая с жёлтым брюхом змея. Шутка ли, неожиданно оказаться перед матёрым немецким асом! Надо было пересилить неприятное чувство, сохранить присутствие духа, мобилизовать свою волю и мастерство. Лебедев приказал ведомому: "Спокойно, атакуем!" Наши истребители ринулись в сторону "Мессеров". В круговерти боя машины из горизонтальных маневров переходили в вертикальные и наоборот. С плоскостей срывались дымчато-сизые жгуты, что говорило о высоких перегрузках при маневрировании. Но противнику не удавалось пока занять выгодное положение для атаки. "Яки" постепенно ближе подбирались к "Мессерам" с задней полусферы и могли вот-вот захватить инициативу. Немцы не стали искушать судьбу и вышли из боя. Ничейным результатом закончилась схватка и других пар. Хотя это была и не полная, но победа, прежде всего в моральном отношении. Первое испытание на прочность духа было выдержано. Так командир эскадрильи оценил этот бой на разборе. Так его восприняли и все лётчики. Однако комэск предостерёг их от самоуспокоенности, нацелил на нелёгкие бои. Их долго ждать не пришлось. На другой день вновь произошла встреча с Ме-109. На этот раз лётчики действовали тактически более грамотно, добились лучшего взаимодействия в группах и сбили 2 вражеских самолёта. Один из них - на счету командира эскадрильи. Своих потерь не было. Интенсивность боевой работы с каждым днём нарастала. 20 апреля на земле шло ожесточённое сражение в районе плацдарма. Противник изготовился для решающей атаки. Одну за другой бросал он сюда группы бомбёров под прикрытием истребителей. Семён Лебедев опять повёл звено на прикрытие войск.

Продолжение следует в части  23                http://proza.ru/2021/02/02/633      


Рецензии