За что мы любим Владимира Сорокина?

Владимир Сорокин - классик постмодернизма

По его произведениям ставят спектакли. Его ругают за самолюбование. Он лауреат премий Андрея Белого, «НОС», «Большая книга» и других, номинант Международной Букеровской премии. Блестящий стилист. Я не знаю, искренен ли этот писатель, или лжет. Это легче с реалистами, впрочем, что любить - дело вкуса. Николай Кобзев называл его «атлантом, держущим на плечах российский постмодернизм». Он самобытен, странен, очарователен. Для меня - это человек - карнавал. Его стоит читать – вот, пожалуй, все, что стоит знать о Владимире Сорокине.

"Тридцатая любовь Марины"

Акварель на тему андроповской Москвы, причудливая и изящная, написанная в 1982–1984 гг. От лица дамы. Стиль: то ли Набоков, то ли Лимонов. Соус из деградации личности и выбора, совершаемого каждый день. Красота любовь, ирония в одном флаконе. Вот образчик иронического хулиганства в стиле Сорокина «У него были чувственные мягкие губы, превращающиеся в сочетании с необычайно умелыми руками и феноменальным пенисом в убийственную триаду, базирующуюся на белом нестареющем теле, массивном и спокойном, как глыба каррарского мрамора». Не читать тем, кто не переносит мат и хулиганство, читать тем, кто может: оно того стоит, поверьте!

"Роман"

Роман о Романе, о его смерти. Дата написания: 1989. Произведение вызвало сильное неодобрение общественности. Еще одна стилистическая дегустация. Похоже на Бунина: «Пахнет земляникой, прелью и лесными цветами. Птицы перекликаются в зеленой выси. Жужжит толстый шмель на бело-розовом цветке клевера. Ни глазу, ни душе не требуется при-выкать к кладбищенскому ландшафту, – здесь все как будто существует для молчаливого созер-цателя, все рассчитано на него, дабы помочь ему обрести душевный покой, прояснить мысли, возвысить чувства. Долго сидит он, думая о вечном и преходящем, истинном и ложном, конеч-ном и бесконечном. А над кладбищенскими березами тем временем неторопливо проплывают облака, собираясь вдали, у синей стены бора в грозовую тучу». Блестяще, просто чудесно!

Завораживает… Роман напоминает мне чем-то Рауля де Бражелона у Дюма: идеализм, благородство… и ловушка в конце романа. Творение странное, написанное просто отлично! Одно из концептуально ориентированных произведений современности.

"Голубое сало"

...Времени нет. Оно сошло с ума. Когда начинаешь читать роман, есть ощущение, что в тебя бросили разноцветным словесным конфетти. Один словарь китайских выражений и ругательств чего стоит! Сначала сложно сложить вместе два и два: сюжет дается не описательно, классически, а изнутри душ, писем, ощущений. Мир перепутан, как косы африканки, то тут, то там, выплывают причудливые сюжетные линии. Богатейший язык произведения, изобилующий словами на китайском («рипс лаовай»), корейском, немецком, английском (бедные переводчики!), выворачивающий внутренности каждого героя наизнанку вместе с душой и эмоциями. Вот образчик исповеди, (кто скажет, как в описание от третьего лица вплетается живая речь героя): «…проявил к материальной стороне своего существования такое безразличие, если не сказать – презрение, что вскорости оказался вынужден заложить натурально заложить заложить да-да и не напакости в дом со всем имуществом со всем-с со всеми-с потрошками-с со всем-с скарбом-с и со всею фундикурою-с. Доставшиеся ему по наследству деньги употребил он на самые невероятные это просто что-то просто что-то путешествия и поездки, не оставив на земле ни одного экзотического места, куда ни ступила бы его нога нога а не что-то нога обыкновенная нога в хромовом сапоге на спиртовой подошве добротнейшая предобротнейшая нога искателя приключений».

Реминисценции в романе

Здесь постмодернистские тенденции возврата чуть ли не к языковым стандартам Достоевского. А Ахматова- 2? Перед словесной фиоритурой «не рожай детей слепым легионерам» мое воображение останавливается, мне действительно нечего сказать! Можно только хлопать глазами... Кстати, почему постмодернисты так любят пролетарское прошлое и христианство? (вспоминается «Дамаскин» и акунинский «Квест») Их, возможно, привлекает энергия эгрегора и корни, я не уверена. Слегка раздражает обилие секса, простат и порошка, но это «дело вкуса», как сказал бы Воланд. Словом, блестяще и странно, как всегда.

Вывод

Сорокин-это наша безумная действительность, талантливая и странная, это наша жизнь. Итак: что же мы любим во Владимире Сорокине? Шедевр, втиснутый в узкие рамки словесных определений – морщится, слабеет, становится импотетной выдумкой лжеца... За что мы любим «Мону Лизу»? Уж не за отсутствие бровей и странную улыбку… Он блстящ,великолепен… Мы любим его за то, что он есть, за неопровержимую загадку существования, которую, как Джоконда, он задает нам раз за разом. И, возможно, накидывая контент в своих романах, он ее не разгадывает, но с ним определенно прекрасней жить!


Рецензии