Военная разведка. Том 2. Афган. Чечня. 10

Вторая Чеченская! Дагестан!
Аргунское ущелье! Вторжение боевиков

…Вторжение боевиков в  Дагестан мы, разведчики, называем Дагестанской войной. Наши федеральные войска блокировали в  Аргунском ущелье более трех тысяч боевиков и  методично стали их уничтожать, обрабатывая их объемно-детонирующими боеприпасами. Отряды Шамиля Басаева и  Хаттаба вторглись на территорию Дагестана 7  августа-14  сентября 1999  года. Первоначально отряды боевиков проникли в Ботлихский район Дагестана. По разведданным, численность бандитов составляла от 1500 до 2000 боевиков, это были обстрелянные и опытные террористы. К сожалению, часть жителей Дагестана поддержала бандитов, другие  — лидеров чеченских боевиков Вахи Арсанова, Руслана Гелаева, Арби Бараева, Хункара Исрапилова (эти главари и их банды тоже участвовали во вторжении в Дагестан). Но источники подтвердили участие только банды Бараева «ИПОН».
Со слов разведчика В.А., 7  августа-14  сентября отряды под командованием командиров Шамиля Басаева и  Хаттаба вошли на территорию Дагестана. Официальное правительство ЧРИ было неспособно контролировать действия вооруженных банд и отмежевалось от Басаева, и действий против него не предприняло. Масхадову было направлено письмо с предложением провести с федеральными войсками совместно операцию против исламистов в Дагестане.
Российская авиация с воздуха наносит свои удары по базам боевиков в Веденском ущелье Чечни. Российские войска блокируют границу Чечни со стороны Дагестана, Ставропольского края, Северной Осетии и  Ингушетии. Федеральные войска блокировали важный узел боевиков, где они сопротивлялись в селе Сержень-Юрт, а в Аргунском ущелье десантировалось 380 военнослужащих, они заняли одну из господствующих высот. Нам, разведчикам, была поставлена задача отыскивать оставшихся в живых бандитов и уничтожать.
Басаев и Хаттаб прорывались с боем через Аргунское ущелье в северо-восточном направлении.
29 февраля на высоте 776 (в Аргунском ущелье) в ожесточенном бою с чеченскими боевиками погибла 6-я рота 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. Из девяноста десантников, они не дрогнули, не отступили, а приняли неравный бой с превосходящими силами террористов, погибли в бою 84 десантника и 13 офицеров ВДВ. Вечная память погибшим…
— …День выдался пасмурный, — продолжал В.А., — нас в группе восемь разведчиков. Видимости никакой, там, где-то в Аргунском ущелье, шел бой, туман лег на землю, видимость полметра! Нам это на руку, но столкнуться с боевиками можно в любую секунду, были случаи, что наши напарывались на чеченскую разведку. Я шел в лесу от дерева к дереву, прислушивался к  каждому шороху и  вдруг услышал шарканье шагов. Наши так не ходили. И в тумане — чеченский говор, его ни с кем не спутаешь… Я присел у дерева, моя группа исчезла в тумане. «Может, пройдут, — подумал я, — стороной». Тем более, мы не знали численность боевиков. Но нет, они шли на нас, значит, будем драться! Первых троих я увидел и подпустил очень близко, но теперь я видел врага, не стрелять же в туман в молоко… Я выстрелил в первого и второго, но третий чечен со сломанными ушами бросился резко мне под ноги, я стал с ним бороться, автомат его и мой улетели, я сам рукопашник, но не ожидал такого именно сейчас. Нож был на правой ноге, я еще когда только падал на землю, рука уже сама полезла за ножом-разведчиком. Я ударил в пах, чеченский боевик охнул, я еще раз, еще раз, его хватка ослабла, и последний раз ударил в горло. Впоследствии я много рассказывал разведчикам, что нужно быть готовым ко всему, а главное — тренировки и тренировки! Когда я встал, немножко ошарашенный,
около меня уже стоял второй разведчик. «Все нормально, — сказал я, — резкий борец боевик попался, столкнулись с ним в бою, и понеслось…» Боевики отступили и стреляли на расстоянии. Кто-то на русском кричал: «Русские, сдавайтесь, мы сохраним вам жизнь!» Мы быстро ушли назад и  правильно сделали, к нашим деревьям полетели гранаты, в таком тумане не повоюешь. Мы ушли по склону. Со слов разведчиков, мы положили их там человек восемь, а сколько их — хрен его знает. Мы вышли на узкое место, где тропинка проходила вверх подъемом  — идеальное место для засады, нас скрывал туман, прикрывали друг друга… Время идет медленно, сырость и туман нам давали преимущество. Но пойдут боевики к нам в капкан, здесь, в ущелье, разрозненные банды Басаева и Хаттаба, но никто не пришел, мы по склону нашли безопасное место, решили дождаться, когда пройдет туман! Когда прошел
туман, мы пошли по следам, мы в Аргунском ущелье были волками и охотились за ними. И мы добивали этих террористов в засадах, находили их в пещерах и ущельях.
Я хочу, брат, просто напомнить о  своих братьях-героях, 25 разведчиках Псковской бригады специального назначения ГРУ, они погибли в бою на высоте 947 под Харсеноем в Чечне 21 февраля 2000 года…

***
Посвящаю разведчику ГРУ майору
Тучину А. И., погибшему 29 декабря 1999 г.
в Чечне в Аргунском ущелье. Присвоено звание
Героя Российской Федерации (посмертно)
с вручением медали «Золотая звезда».

Спецназ ГРУ в бой идет
Между ущелий, волчьими
Тропами.
Разведка идет…
Вот обнаружили
Банду наемников!
Атаковали бандитский
Отряд!
Наш командир
170
Майор Тучин:
«Вперед, пацаны,
Прикрою я вас…»
Тяжелое ранение
Он получил,
Но боем командовать
Он продолжал.
Три часа боя
Прошли, как мгновенье…
Разведчик-майор
Получил второе ранение…
«Прикрою, разведка,
Я вас…»
Оставшись на высоте
Погиб наш Тучин майор…
А ему 32 года
Было всего…

Игорь Черных


Чечня! Разведрота «Гюрзы»,
«Бешеные» (одно их упоминание
наводило страх на боевиков)
Посвящаю разведчикам «Гюрзы»

Этих разведчиков из 166-й мотострелковой бригады майора Алексея Ефентьева…
Разведчики-чистильщики вселяли в  чеченских боевиков ужас своей отвагой и дерзкими вылазками! Позывной командира разведчиков был «Гюрза», а бородатые называли наших бойцов «бешеными», услышав по рации, что «бешеные»
идут, боевики предпочитали чаще всего бежать.
«Гюрза» имел боевой опыт, еще в  Афганистане офицер руководил разведывательной группой, потом Карабах и Чечня! Его разведрота была из лучших, она проводила боевые вылазки под носом дудаевских боевиков и всегда принимала бой с превосходящими силами противника. Не зря в Афганистане боевого офицера за везучесть, неординарные решения, за неуязвимость прозвали «Лешим». Его интуиция чувствовать опасность и способность в трудную минуту вывести свою роту из боя под носом противника, да еще без потерь! Как разведчики говорили про него в роте, Леший — он и есть Леший! Чутье никогда не подводило нашего офицера-чистильщика, он прирожденный разведчик, его интуиция всегда подсказывала, как нужно идти и где на чеченских боевиков нужно делать засаду!
Со слов разведчика с роты майора «Гюрзы» С.А.: - У нас были на голове черные из ткани повязки, этим мы презирали смерть, и  этим мы показывали вызов чеченским террористам! Конечно, было страшно, мы же не железные, но только летела пуля, и наш страх вместе с ней улетал, мы становились «бешеными»! Однажды мы ушли в засаду на окраине села. Наш командир почувствовал своей чуйкой, что
где-то боевики, остановился Гюрза, подумал, мы взяли трофейную духовскую рацию, попросили перевести, что говорят духи. Оказывается, что боевики хотят нас встретить, наш дозор прямо вовремя сменил позицию, и мы ушли в другое место, со стороны мы видели, как духи искали нас и громко гавкали. У нас в 1995 году рота состояла из чисто контрабасов, за нашей разведротой охотился и Хаттаб, и Басаев, и все остальные никчемные командиры. В Бамуте происходили самые жестокие бои, мы же, разведка, обошли боевиков с тыла! Притаились и  ждали в  засаде, мотострелки и  спецназовцы обошли Бамут по горным и лесным тропам, принимая на ходу бой
с террористами. Мы первые, уничтожая в засаде-ловушке боевиков, отрезав им путь, вошли в Бамут, пробили окружение бандитов и  вывели из коридора журналистов и  высших погонщиков армии и МВД. Услышав, что пехота попала в засаду, наш командир повел на выручку пехоте. Здесь в открытом поле, в высоком бурьяне, мы понесли большие потери, спасая пехоту своими жизнями, много было раненых, были и убитые,
но раненые, кто мог, сражался с нами рядом, ведь мы же разведка, а не нытики! Боевикам мы дали по зубам, теряя убитых и раненых, они отступили, мы спасли пехоту, но нам это дорого стоило… Мы продолжали воевать и освобождать Чечню от
боевиков, каждый второй у нас имеет ранения и награжден!
«Гюрза»  — майор Ефентьев, кавалер трех боевых орденов. Сейчас наши доблестные разведчики освобождают Сирию! А я, браток, только оттуда, из ЧВК Вагнера, пока по ранению! А там опять к пацанам! Теперь — освобождать от бармалеев сирийскую землю…
Вот моя маленькая история о «Гюрзе» и «бешеных» разведчиках. А сколько еще подвигов засекречено, когда-нибудь я и о них напишу!
Ничего, кроме победы!

***
Посвящаю погибшим разведчикам в Чечне 166-й
мотострелковой бригады под командованием
майора Алексея Ефентьева, позывной
«Гюрза», — «бешеным» разведчикам! Особая
благодарность разведчику под позывным
«Олимпиец» и низкий поклон всем пацанам!
Отдавшие свои жизни за великую Родину!

На счету у нас десятки
Операций,
У командира позывной
«Гюрза».
А нас, боевиков, зовут
Волками «бешеными».
Мы им не по зубам!
Бамут мы окружили!!!
И ждем в засаде вас!!!
Привет! Ну что, не ждали?
Попались, шакалы,
В наш капкан!
Мы не боимся смерти!
Ее мы просто презираем!

10.02.2017 г.
Игорь Черных


***
Посвящаю всем погибшим разведчикам в Чечне!

Мы смерти смотрели в лицо,
Она нам дышала в спину!
Но мы презирали ее!
И в темноту она
От нас убегала!

Ничего, кроме победы!
Будем жить, братишки!
Нас ждут новые победы!

Игорь Черных


Чечня — засада


Наши разведчики-чистильщики видели рано утром, как боевики выходили с продуктами из чеченской деревни. Хорошо устроились: повоевали — пришли к женам, поспали, а утром ушли опять в горы.
Мы решили их зачистить, сделать на них охоту, но так, чтобы никто не ушел.
Десять разведчиков, я  одиннадцатый, мы вышли из расположения своей базы. Я,  мой позывной «Леший», пошел в  дозоре. Темень  — хоть глаз выколи, ни черта не видно, да еще трава хрустит под ногами, приходилось тихо и осторожно идти. Дошли до места, уже лето прошло, осень, ночью прохладно, когда дышишь — идет пар, поэтому мы платком маскировочным до глаз завязываем лица и пар уже равномерно уходит вниз, многие боевики этим паром и  прокалывались, особенно ночью в ночной бинокль хорошо видно, а если их несколько человек, тогда это уже паровоз. Здесь тропа уходила в горы, рядом была чеченская деревня, здесь наши братья-чистильщики выдели боевиков.
Мы на месте, об операции знали только разведчики, предатели были в  штабах, чеченские боевики подкупали штабных крыс, и те сливали информацию, поэтому разведка свои действия не разглашала, все сохранялось в  строжайшей секретности.
Мы четко каждый знали, с кем и в какую сторону, выбрали позиции, свои лежки, рассредоточились, чтобы духи нас не обошли, и огонь могли вести, не зацепив друг друга, в разных направлениях. Хоп — и мы растворились в темноте, ведь темнота — наша защитница…
У меня палец на спусковом крючке стал замерзать, я его стал согревать, тишина адская, там, где наша база, боевики постреливали по нашим, наши по звуку из пулемета «Утёс» отвечали в сторону боевиков. Потом опять тишина, где-то вдалеке пускали осветительные ракеты в небо, мы ждали духов…


***
Посвящаю спецназу ДШБ, с честью отдавшим
десантникам свой воинский долг в горячих точках.

Приказ! А надо исполнять,
И взвод уходит ночью в бой!
Что ждет нас — не понять…
Заря! Как будто
Закрывает нас собой…
Мы прячем в тело
Боль, страдания,
Их никому мы не покажем.
Сегодня бой…
Пусть враг на легкую победу
Не надеется…
И грудью ляжем
За Победу мы с тобой!
Отступление для нас
Как поражение!
И как потом смотреть в глаза?
Пойми, мой друг,
Ведь русская земля
Не примет отступления,
Лишь только смерть,
Пусть даже с болью,
Примет мать…
Но ведь она поймет,
Зачем растила
Много лет тебя!
Ведь в жизни
Рождение и смерть
Все предначертано…
И если суждено
Сегодня умереть,
Да будет так,
Как ты решила,
Моя Родина!
За тебя
Сотни раз
Готов я умереть!

Игорь Черных

***
…А ждать пришлось до утра, уже на рассвете с гор спустился туман. «Вот черт», — подумал я. Туман был настолько густой, что видимость была четыре-пять метров. Жопа! Здесь близкий нужен бой, чтобы не упустить здесь и до рукопашной дойти. Я, «Леший», поправил нож разведчика — может, нож для меня — это не только боевой друг, он пропитан кровью врага, он всегда молчит, не напрягает, ты ему рассказываешь, а он прекрасный слушатель, а главное, все понимает, и порой только подумал о нем, а он уже в руках, надежный друг. Никогда не подведет!
У нас есть свои приметы. Перед засадой нельзя, чтобы кто-то трогал твой нож или автомат. Это считалось плохой приметой, как перед боем нельзя трогать боксерские перчатки, это твое личное, нож и автомат — как жена…
Я был на голом месте, только высохшая трава закрывала меня и других разведчиков. Вот услышал шаги, в такое время и в такой туман ходят только звери, главное — не ошибиться: а вдруг мирные жители? Первый боевик появился из тумана с автоматом АКМ наперевес, я его пропускаю — там ребята его встретят, по договоренности вытаскиваем всю банду, как говорится, на себя. Вот пятый, последний, зашел на поле, ветерок стал туман разгонять, я даже стрелять не стал, только подумал — а нож в руке. Я прыгнул сзади, левой рукой прикрыл рот, и нож-разведчик уже вошел в горло. Боевик сел на колени и  руками стал держать шею. По другому я  выстрелил по ногам. И тут понеслось — четко, короткими очередями, четверых убили, а этого, что был ранен в ноги, взяли в плен, связали его, перебинтовали, всадили ему обезболивающий, чтобы не тащить его, и он при поддержке ковылял до базы, ребята так слегонца пенделя ему поддавали. На допросе Магомед, так звали боевика, он был с этой деревни, сказал, что в горах есть схрон оружия и боеприпасов.
На следующий день утром мы вышли проверить полученную от боевика информацию. Мага сказал все правильно, нам только осталось найти и уничтожить тайник в горах. Вот такая, брат, маленькая история. Боевик был осужден и  сидит в тюрьме, базу боевиков и тайник мы взорвали и дальше пошли воевать, уничтожать бородатых боевиков и наемников…
Мы помянули всех погибших разведчиков, помолчали, потом по маленькой рюмке водки за нас, за живых, чокнулись рюмками… Все, что он рассказал, я описал без добавления — пусть будет так, как он рассказал. У разведчика красовались два ордена Мужества, «За отвагу», планка желтая, говорящая о тяжелом ранении… «Крепкий мужик, — подумал я, — и рука тяжелая…» Когда мы прощались, он меня похлопывал по спине, я эту руку тяжелую и его силу почувствовал.
Одним словом, «Леший», он и есть «Леший» — улыбнулся я ему в дорогу… «Честь имею!» — сказал он мне на прощание. «Честь имею!» — ответил я ему.

***
Посвящаю военной разведке полка ОДОН
и всей военной разведке, которая прошла
через горячие точки и Сирию… Вечная
слава погибшим разведчикам!

Разведка, ребята,
Это тяжелая работа.
Здесь нельзя
Ни проморгать, ни ошибиться!
Здесь ты выслеживаешь
Врага!!!
А он коварен и опасен.
И друг мой, нож,
Со мной всегда,
И автомат-товарищ рядом!
Как там,
Под Грозным мы с тобой
Наемников уничтожали…

Ничего, кроме победы!
Игорь Черных

Продолжение...
http://proza.ru/2020/06/04/1863


Рецензии