И музыкой прощалась ночь

Моя новая книга стихотворений с таким названием и предисловием Максима Замшева вышла в начале апреля в издательстве «У Никитских ворот» в серии «101 поэт XXI века». На 11 апреля ещё в начале марта была запланирована презентация книги. Была готова афиша, и намечалось исполнение новых песен и романсов на мои слова. Но коронавирусные события неожиданно «спутали карты».

Музыкальная часть программы подготовлена, и я с удовольствием вот уже почти два месяца время от времени прослушиваю записи с репетиций. А книга, привезённая из типографии по домашнему адресу, стопочками лежит, дожидаясь своего часа. Когда то всё это будет востребованным! Надеюсь.

Отличительной особенностью этого сборника для меня стало наличие в нём раздела «Летите, песни и романсы!», включившего тексты 50 песен и романсов. Давно хотелось собрать воедино все песенные тексты. Думаю, это будет первым шагом для выпуска в дальнейшем песенника, в который войдут песни всех моих соавторов, написавших музыку на мои слова. Два других раздела («Всё ещё будет» и «Помню чувство») составлены из новых и избранных стихотворений.

Мне очень приятно, что предисловие к книге написал Максим Замшев, Главный редактор «Литературной газеты», Первый заместитель Председателя МГО Союза писателей России, Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президент Академии поэзии. Он назвал его так приятно – «Полёт души», особенно это ощущается в те дни ограничений, которые мы все переживаем. Поделюсь мнением автора предисловия с вами:

«Книга Галины Романовой, вышедшая в одной з самых сейчас известных поэтических серий, - для тех, кто любит вдумчивое чтение. Она вдохновит тех, для кого полёт души не книжный штамп, а состояние, которое ценишь больше всего. Её стихи сразу проникают в человека, в его сознание, и оставляют там чудодейственный след. Она словно не замечает того, что совремнный человек отторгнут о поэзии всеми возможными медийными инспирациями. Для читателя она Вергилий, но гипотетический Дант попадает не в ад, а в настоящий словесный рай.

Галина Романова владеет поэтической формой в совершенстве. Она не первый день в литературе, и между всеми её Сциллами и Харибдами походит легко и непринуждённо. Она почти с исследовательскою дотошностью пробует соединить не соединимое. Казалось бы, что общего у знаменитого поэта Николая Дмитриева и болгарского народного танца «коло»? Романова находит эту эстетическую общность и строит на её основе  прекрасное стихотворение, начало которого я позволю себе процитировать.

Разговор с поэтом

Посвящается Николаю Дмитриеву

Мы с тобой ровесники, Никола,
Только не встречались никогда.
Каждому своё досталось коло.
Каждому своя в судьбе беда.

Прав, с годами сердце не умнее,
Так же, так же бьётся в нём печаль,
Сквозь завесу страхов и сомнений
Терпким запахом печалит даль.

Для некоторых стихотворцев поиск своей интонации – есть залог самоидентификации. В этих случаях интонационное единство можно отнести к добродетелям. Но Романову такое положение не устраивает изначально. Она хочет быть для читателя разной, иногда узнаваемой, а иногда нет, она использует разные приёмы, и каждый раз, в каждом стихотворении создаёт эксклюзивный образный строй. Местами её тексты необычайно лиричны, полны порывов, романтики, сердечности:

Осеннее

Осенний поцелуй…
Храни, храни тепло,
Не бойся этих струй,
Что снова бьют в стекло.
И пусть последний лист
Роняет в полдень клён,
И слышен ветра свист,
И нет иных имён,
И пусть грядёт зима
И обещают снег,
Хочу сойти с ума,
Не замедляя бег.

Здесь бросается в глаза не только точность тона, выверенность образа, но и великолепная музыкальная звукопись, так пленительно приближающая стихотворение к песне.

Чистота лирического тона в этом произведении предельна. И это и есть главный художественный фактор. Но поэзия Романовой полна и других настроений. Встречаются тексты философические, с большим шлейфом подтекста, действующие больше на разум, чем на эмоции. После них возникает желание многое переоценить, задуматься всерьёз о смысле жизни, о том, что нас окружает, какие цели стоит ставить и какова цена разочарования:

Предвидение

Всё, что в жизни тебя ожидает,
Ты пройдёшь по дороге один.
Вдалеке твоё счастье растает,
Вместо губ ты коснёшься двух льдин.

С перебоем подмёрзшее сердце
Застучит и замрёт, осознав,
Что захлопнулась звонкая дверца
В дом, где жил мой ликующий нрав.

Яркие, но не навязчивые сравнения позволяют парадигмам не выглядеть дидактично и уныло.

Галина Романова при всей её склонности к исповедальности, при всём её нескрываемом желании затронуть читателя как можно глубже, умеет отстраниться, взглянуть на мир с некоторого расстояния. Тогда она создаёт великолепные пейзажные зарисовки, с выдумкой, полные точных и единственно нужных деталей.

Река Пехорка

Здравствуй, милая Пехорка!
Вечерком к тебе бегу
И с зелёного пригорка
Наглядеться не могу
На плотину за разливом,
На спокойный плавный ход,
На посаженные ивы
У твоих прогретых вод…

Обращение к реке на «ты» возвращает нас к традициям русского фольклора, когда сроднённость певца и природы стопроцентна и живительна, когда всякое природное явление таит в себе бездну смыслов и значений.

Ещё одно важное свойство поэзии Галины Романовой: она никогда не позволяет себе ни капли распущенности. Все её стихи выровнены, не случайны, за ними не только судьба, но и большая поэтическая работа. Каждому слову определено своё место, и место это ни у кого не вызывает сомнений.

За стихами Галины Романовой всегда человек. Ей не нужна голая абстракция, виртуозная вербальная игра. Все её инвективы пропущены через человеческое «я». Порой это общегуманистические ориентиры, а порой самое что ни на есть авторское «я». В такой личности есть и риск, и смелость. Риск излишнего саморазоблачения Романова преодолевает хорошим вкусом и отменным поэтическим тактом, а смелость писать силлаботоникой в литературный век, когда «измы» временами одолевают поэтическое сообщество похлеще опаснейших вирусов, всегда похвальна.

Поэтическая вселенная Романовой невозможна без России. Говоря об этой замечательной книге невозможно не процитировать, пожалуй, главное её стихотворение:

Моя Россия

Не хочу я английских газонов:
Не живая, как бархат, трава!
И нашествия еврозаконов,
В иностранные верить права.

Не хочу из лугов наших вольных
Выстригать моей Родины цвет!
Мне оставьте друзей хлебосольных
На ближайшую тысячу лет.

Как говорится, подписываюсь целиком и полностью».
Здесь кавычки закрываются.

Согласитесь, такие слова накладывают ответственность на автора книги и хочется писать, и хочется новых удач, и хочется, чтобы ночь прощалась музыкой радостного и многообещающего утра. Буду работать! Надо ещё и новую книгу прозы подготовить. Так что скучать от прозы жизни не приходится. И всем желаю радости от своих достижений и удач, творческого настроя и новых произведений, интереса к прочитанному, неутомимого желания и сил для полёта.

Ваша Галина (Александровна) Романова


Рецензии