Родом из детства

«Все мы родом из детства» — с этой замусоленной, расхожей фразы Антуана де Сент-Экзюпери (или ещё кого?) приходится начинать свой рассказ…
Когда я родился, то ближайшие родственники (отец, мама, дед, бабушка и старший брат) жили на Звёздном бульваре. Территориально- между станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская» (тогда ещё — «Щербаковская»). Незадолго до моего рождения эту квартиру...Нагло вру! Две (смежные) комнаты в трёхкомнатной квартире (в новом кирпичном доме) получил мой дед, непрерывно отработав 40 лет в МинЧерМет(е).То есть присутствовала ещё одна комната, в которой размещалась соседка (Александра Петровна), сотрудница этого же учреждения. Мы жили на втором этаже, но из окна кухни (немного позже) можно было увидеть, как монтажники-высотники облицовывали ярко сверкающими на солнце листами нержавейки обелиск «Покорителям космоса». Также эта квартира запомнилась мне тем, что на кухне (прямо в стене) была металлическая откидывающаяся дверца мусоропровода. В современных домах такие люки располагаются на каждом этаже, обычно рядом с лифтом. С точки зрения санитарных и гигиенических норм — это являлось явно пораженческим решением, так как все зловонные запахи из мусоропровода мгновенно распространялись по кухне. Но это было сущим пустяком, а долгожданное переселение было настоящим праздником после многолетнего проживания в обычной, для Москвы того времени, коммуналки в старинном доме на Самотёке.
В родительской спальне, напротив моей кровати, стоял современный (опять же- по тем временам) трёхстворчатый шкаф на четырёхгранных ножках, сужающихся к низу. Расстояние между паркетом и нижней частью гардероба составляло чуть менее 20-ти сантиметров. У отца всегда руки росли из нужного места, поэтому (в целях экономии жизненного пространства) он сделал большой фанерный ящик, который практически заподлицо задвигался под шкаф. В этом ящике компактно (в одну коробку по высоте) хранилась наша обувь. Советская (отечественная) обувка продавалась в стандартных серых или коричневых картонных коробках, которые не вызывали у меня никакого интереса. Забыл сказать, что на Проспекте Мира (так эту улицу назвали после проведения Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году) располагался «Дом обуви» (пешком от нашего дома минут 15 медленным шагом). Там иногда «выбрасывали» ботинки и туфли производства тогдашних друзей по соцлагерю (опять это слово «лагерь»!), то есть чешской фирмы «Цебо» и венгерской «Таннимпекс». Мне было уже лет пять и я знал кое-какие буквы отечественного алфавита, но на иностранных (особенно, венгерских) коробках было яркой краской написано слово с двумя неправильными (зеркально перевёрнутыми) буквами «И». Должен заметить, что практически вся мужская кожаная обувь окрашивалась тогда в два основные цвета : черный или коричневый (пусть и разных оттенков). На этот раз, в упомянутом выше магазине удалось купить модные ботинки весенне-летнего ассортимента СЕРОГО цвета. Они прекрасно «сели» на ноги отца (45-го размера) и прекрасно сочетались с серыми облегчёнными, как сейчас бы сказали, брюками. Постепенно приближаемся к кульминации моего нудного повествования…
Однажды утром я проснулся, и взгляд непроизвольно упал на не задвинутый до конца фанерный ящик, в котором у любимой венгерской коробки была немного сдвинута крышка и один ботинок, примерно на треть длины, выглядывал из коробки. Скорее всего, предыдущим вечером, родители поздно вернулись из гостей домой и, не желая меня будить, не стали включать свет, на ощупь убрав парадно-выходную обувку. Должен пояснить, у этих ботинок были закруглённые мысы и отсутствовали шнурки, но присутствовал язык (с внутренней резинкой). В нижней части языка (с двух сторон) располагались сферические заклёпки чёрного цвета, они скрепляли (для надёжности и «для красоты») переднюю часть с двумя боковыми. Тонкая подошва была тоже чёрного цвета. Короче, на меня из-под гардероба смотрела довольно симпатичная мордочка дельфина с чёрными глазками-заклёпками. К сожалению, я не сумел найти на просторах интернета похожую модель, но нашёл коробку, которую вы можете разглядеть на фото.
В детстве каждый нормальный ребёнок рассматривал облака, пытаясь найти аналогии с какими-то животными, предметами... Кроны, листья, ветви деревьев также у многих вызывали какие-то ассоциации. В моём детстве были популярны примитивные элементы «театра теней» с различными манипуляциями из пальцев и кистей рук с проецированием на белую простынку. Немного позже для этих же целей использовался луч света из диапроектора (устройства для просмотра диафильмов). Однако, начиная со школьного возраста, нас постепенно приучали к стандартному (унифицированному) восприятию действительности (в том числе, к визуальному). Тех, кто не хотел смотреть на предметы, лица, процессы и т. д. через призму соцреализма, подвергался обсуждению с последующим осуждением (в разной степени), вплоть до уничтожения нестандартных арт-объектов гусеницами бульдозеров… Ладно, не буду о грустном, его и так- «выше крыши» в нашей повседневной сегодняшней жизни.
По мере ослабления «железного занавеса» в страну (в целом) и в Москву (в частности) стали поступать различными путями иностранные журналы, книжки, проспекты, диски (пластинки) в конвертах …. с отличающимися от принятых в СССР образцами западного искусства. Что-то вызывало восхищение, что-то -одобрение, что-то - непонимание, что-то- улыбку… С развитием интернета (я уже постепенно перешёл от советской- к российской действительности) появилась возможность, без отрыва нижней части тела от стула или даже от дивана, познакомиться с достижениями современного международного искусства (в том числе, декоративно-помоечного). Не знаю почему, но лет 25 назад на подкорке моего головного мозга запечатлелось несколько изображений артобъектов на основе старого ботинка, который, как правило, «просил каши». То есть, частенько, в щель между отрывающейся спереди подмёткой и мысом была вставлена сигарета, или старый резиновый сапог использовался вместо обычного цветочного горшка. Кстати, опять же возвращаясь к «босоногому детству» на память приходят некоторые открытки, черно-белые фотографии или иллюстрации к детским книжкам, на которых котёнок (реже  щенок) выглядывает из ботинка. У моих внуков среди современных игрушек до сих пор валяется (купленный мне бабушкой) коричневый пластмассовый ботиночек, из которого под действием сжатой пружины со звуком (изображающим мяуканье) вылезает голова котёнка. У вас была такая советская игрушка?
Короче, вы уже поняли, до какой степени у меня чесались руки и с каким энтузиазмом я смотрел на стоптанные туфли, сапоги и ботинки. Давно отношу себя к той категории упёртых людей (я- телец по гороскопу), которые, чуть раньше или чуть позже, но (при любом раскладе) доведут какую-либо (пусть даже самую бредовую и абсурдную идею) до физической реализации… Когда износ очередной пары обуви составил более 90%, я взялся за изготовление небольшой джинсовой бейсболки для спасённого от помойки башмака. Не стану (в сотый раз!) объяснять, что стараюсь клепать не просто какие-то поделки, а делаю экспонаты для пополнения собственной разноплановой, но монобрендовой коллекции. Поэтому взял две новенькие блестящие стандартны пуговицы и вставил их в дырки, предназначенные для шнурков. Получились глаза,расположившиеся на вытянутой по вертикали «морде лица». Отойдя на пару шагов назад, взглянул ещё раз… Твою мать! Вылитый Золотов! (главный командир путинской гвардии). Это тот самый генерал от инфантерии, который в молодости таскал портфель за сопливой ещё Ксюшей, являясь охранником Анатолия Собчака. Позже он перешёл (по наследству?) в распоряжение нынешнего царя. Широкой общественности Золотов известен тем, что не так давно вызвал НА ДУЭЛЬ (то ли Пушкина начитался, то ли Боярского насмотрелся?!) известного оппозиционера Навального, после размещения в сети ролика, рассказывающего о сомнительной приватизации Золотовым бывшей государственной дачи с большим земельным участком имени товарища Микояна. Кто хоть когда-нибудь ездил по Рублёвке, не мог не заметить с левой стороны (если ехать из Москвы) старинную стену из красного кирпича (похожую на кремлёвскую, но чуть пониже и без зубцов), в этом месте дорога спускается вниз, а затем снова поднимается наверх. Речь идёт, именно, об этом участке, находящемся за указанной солидной стеной. В этом же клипе приводится ВИДЕОцитата другого генерала- Коржакова (бывшего телохранителя Ельцина) о Золотове (переписываю с экрана дословно) : «...в то время он (Золотов) буквы забыл...и рапорт за него писали ребята за бутылку. Вот по мне, по данным тем, он (Золотов) тянул на олигофрена. А такие люди нашему президенту (Путину) нужны, потому, что он таких только любит….».. Блин, ну хрен вас, братва, разберёшь после такой характеристики. Лично я не понял только одного: почему Золотов не вызвал Коржакова на дуэль. Ладно, господа офицеры, вы уж сами там как-нибудь с Навальным разбирайтесь (по вашим понятиям или по вашей Конституции)…. Извините, отвлёкся.
Итак, после столь неприятной ассоциации, мне срочно потребовалось придать этому сапогу (точнее- башмаку) хоть немного интеллигентности. А как этого добиться с минимальными затратами труда и финансов? Правильно! Нужно нацепить на нос очки. Сказано- сделано! Должен признаться, что с самого начала, решил вставить в ротовое отверстие сигарету, папиросу или сигару, но, подумав, изготовил трубку с имитацией тлеющего табака. Ну и для полноты картины, чтобы небрежно подчеркнуть помятость и неуверенность в завтрашнем дне современной отечественной интеллигенции, нанес на левую щёку лейкопластырный крестик (то ли -с правой слегка врезали, то ли- порезался во время бритья?). Для удобства последующей демонстрации закрепил всё это безобразие на листе фанеры с прибитыми сверху тонкими дощечками от ящика из-под канцерогенных китайских фруктов. Нанеся тонировку, обрамил самодельной рамкой. К верхней планке прикрепил кусок цепочки, оставшейся после «обрезания» какой-то люстры. Всё, инсталляция готова! Аплодисментов и цветов — не надо… Благодарю за внимание.


Рецензии