Как праздновали Навруз в Самарканде

Как праздновали Навруз в Самарканде в советское время?

Праздновать Навруз в СССР официально запретили в конце 1920-х, возобновили в конце 60-х. В Самарканде разрешили открыто праздновать только в 1970 году. Почему?

В 20-е годы прошлого века в Советском Союзе активно избавлялись от наследия прошлого во всех сферах и придумывали новые, коммунистические, праздники. Навруз - древний языческий, яркий, всенародно любимый праздник - выбивался из ряда монотонно-трибунных новых праздников и отвлекал от продвижения в массы новых же идеалов. Так что он, как и многие народные традиции, вынужден был покинуть просторы площадей и уютно устроиться в глинобитных мазанках.

У меня перед глазами яркие картинки первого всенародного, официально разрешенного, празднования Навруза в 1970 году. Как я позже узнал и осознал, в том году готовились с размахом отмечать 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, вождя мирового пролетариата. Год должен был запомниться надолго. И искусственно притянули 2500-летие Самарканда, которое, если не ошибаюсь, собирались праздновать еще в 1941 году, но помешала война.

В эту череду праздников добавили и истинно народный праздник - Навруз, который переименовали в "Праздник весны". Помню, как мама меня, 11-летнего мальчишку, взяла с собой посмотреть праздник на площади Регистан. Помню толпы нарядных людей, канатоходцев, карнаи (сверхдлинный духовой инструмент), курашчи (борец), ряды всяких вкусностей...

Не помню, чтобы в последующие годы я ходил на площадь Регистан на празднование Навруза - у нас в ирон-кишлаках и ирон-махалля (села и городские кварталы, где издревле компактно проживали самаркандские иранцы) Навруз красочно отмечали всегда, даже когда он был официально запрещен. Задолго до 21 марта люди запасались продуктами, пекли пирожки (в том числе мои любимые кхиччи-бучак ("зеленые пирожки"), розы (ленты тонко раскатанного теста свободно наматывали на деревянную палочку и опускали в горячее масло, постоянно закручивая жарили - получалась обьемная роза), делали компот из сухофруктов, варенья (в том числе из лепестков роз), халва, сумалак...

Особенно мне нравился процесс приготовления халисы. О халисе надо писать отдельно. Ее приготовление занимает почти сутки. В каждом кишлаке или махалля был свой набор посуды для многолюдных торжеств, в том числе огромный казан, в некоторые из них можно уложить мясо целого быка. Так вот, после того, как мясо доварят до того, как само отделится от костей, кости убирают и добавляют пророщенную пшеницу. Наступает самый ответственный и интересный момент: одновременно несколько мужчин стоят вокруг казана и деревянными лопатами непрерывно в течение нескольких часов перемешивают/перетирают всю массу - она не должна подгореть! Мужчины время от времени, естественно, меняются. Вокруг этой священнодействующей группы взрослых обязательно ватага детишек, которая с восторгом следит за процессом и слушает интереснейшие рассказы из жизни, легенды и сказки. Да-да, именно сказки! Тогда и взрослые между собой рассказывали их и с удовольствием слушали. Я до сих пор помню эти ночные бдения вокруг халисы.

В каждом доме на неделю накрывали богатый дастархан (скатерть) и ждали гостей, сами ходили в гости. При этом было неважно кто пришел к праздничному дастархану: знакомый ли человек, мусульманин, христианин, иудей - всех принимали радушно. Вечерами жгли костры, прыгали через них, очищаясь от хвори и всех бед.

Обязательно в эти дни устраивали кураш - борьбу на ковре, или просто на траве, между нами мальчишками, которая и взрослым, и нам доставляла огромное удовольствие.

Мы, дети, особенно любили этот праздник: все взрослые становились добрыми, лица светились счастьем, одаривали нас всякими вкусностями. Я помню, как мы приходили к деду Мамаду с бабушкой, прадеду Салиму и прабабушке, от которых уходили с полными карманами. И их поцелуи в лоб с благословениями - этот свет до сих пор со мной.


Рецензии