Актер Петр Алейников

Лично я впервые увидел Петра Алейникова в фильме «Трактористы». И хотя фильм появился на экранах в 1939 году,  я увидел его уже в середине 60-х, когда показывали в клубе нашего далекого северного поселка.  В этом не было ничего удивительного,  многие кинофильмы того периода не показывались где-нибудь в глубинке.  Звуковое кино у нас появилось лишь в 1940 году.

Запомнился этот тракторист своей фразой «А я растерялася»,  которую передразнил главный герой фильма,  демобилизованный танкист, роль которого сыграл Николай Крючков.  Крючков в это время уже был звездой советского кино после фильмов «Небесный тихоход», «Парень из нашего города», «Бессмертный гарнизон».  Тот играл роли героические, а тут какой-то худенький, невысокого роста, вечно чумазый тракторист, роль которьго играл Алейников.  Я недавно пересмотрел этот фильм, и мне захотелось немного написать об этом артисте с очень тяжелой судьбой. В прочем, она была такой почти у всех довоенного периода, которое прошло в годы становления советской власти.  Но, тем не менее, эта власть давала каждому человеку проявить себя, сделать карьеру в своей профессии. И судьба Петра Алейникова этот мой тезис подтверждает.

Советский актер Пётр Алейников всю свою жизнь посвятил кинематографу. Зрители воспринимали его как комедийного актера, не замечая серьезности и глубины личности Алейникова.

Алейников Пётр Мартынович родился 12 июля (25 июля по н.с.) 1914 года в деревне Кривели Могилёвской губернии, сегодня это Шкловский район Белоруссии. Когда мальчик был в возрасте 6 лет, его отец упал в холодную воду при сплаве леса и вскоре скончался от воспаления лёгких. Мама Марианна осталась с 6 детьми, прокормить которых у неё не было средств.
Было принято решение, что старшая дочь Екатерина и Пётр будут попрошайничать. Через год Катя вернулась домой, а брат стал беспризорником. В детской биографии Петра много попаданий в колонии, он постоянно сбегал оттуда, его снова задерживали. Когда Пётр находился в Шкловской школе-интернате, местный киномеханик научил его всему, что умел. Мальчик подолгу пропадал у него и со временем пристрастился к кино. Тогда у Петра и появилась заветная мечта – стать актёром.

Он решил сбежать в Москву, чтобы начать обучаться там, но на станции юношу поймали и определили в детскую трудовую колонию. Там был драматический кружок, в котором Пётр увлеченно участвовал, стараясь задействоваться во всех спектаклях и концертах. В 1928 году он переведен в трудовую коммуну в качестве исправившегося ребенка, там юноша создал свой драмкружок. Через 3 года, в 1931 году, Пётр переехал в Ленинград, поселившись на Охте. Алейников стал студентом Техникума сценических искусств (сейчас – «РГИСИ»), попав на курс Сергея Герасимова.

Пётр Алейников начал сниматься в кино ещё в студенческие годы, его дебютом стала эпизодическая роль в 1932 году в кинофильме «Встречный». Через год Пётр получил приглашение Герасимова сыграть ещё одну эпизодическую роль в кинофильме «Люблю ли тебя?».

В 1935 году он закончил учебное заведение и сразу оказался на съемках киноленты «Семеро смелых» в роли поварёнка по фамилии Молибога. Петра задействовали как одного из главных героев. В фильме рассказывалось о полярниках, которые в тяжелых условиях занимались поисками. Съемки проходили в условиях, приближенных к реальности. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, катались на лыжах и прыгали с парашютом.

В этом кино проявился лирично-комедийный талант парня, все зрители прочувствовали его редкое обаяние. Эта роль стала ключевой для Петра. По словам актера, съемки были волнительными из-за боязни камеры, поэтому ему пришлось пережить много моментов сомнений и самобичевания. Пётр обрадовался, когда зрители приняли киноленту. По словам Георгия Жженова, с которым Пётр учился, Алейников на экране выглядел так же, как и в жизни.

Следующая значительная роль в актерской карьере – Савка в фильме «Трактористы». Кинолента вышла на экраны в 1939 году. На этих съемках Пётр обрел двух товарищей, Бориса Андреева и Николая Крючкова, с которыми поддерживал дружеские отношения до конца жизни. Так образовалось трио, которое в будущем обожали зрители.
Все мужчины были очень разными, но это не мешало им искренне дружить. Пётр любил шутить с друзьями, но исключительно по-доброму. Алейников имел репутацию прямолинейного человека: если ему что-то не нравилось, он говорил об этом во всеуслышание.

Главную роль Пётр получил в фильме «Большая жизнь». Актёр сыграл шахтёра Ивана Курского, прятавшего искренние душевные качества под напускной бравадой. Алейникову удалось показать парня своего времени: искреннего, милого и жизнерадостного.

Этот образ настолько хорошо получился у Петра, его так принял зритель, что он стал известнейшим актером своего времени. Несмотря на это, начальству сложно было найти с Петром точки соприкосновения из-за сложного характера актера и категоричной неподчиняемости.

За свою жизнь он не получил ни наград, ни званий. Тем не менее, зрители каждый раз с нетерпением ждали появления Петра в новых кинолентах. Но у Алейникова не было в то время интересных предложений из-за отсутствия благосклонности со стороны начальства. Мужчина мешками получал благодарственные письма за игру и талант.

В 1941 году Алейников сыграл Иванушку в сказке «Конёк-Горбунок». Эта роль простого и душевного героя идеально подошла Петру. В этой киноленте также снялись его жена и маленький сын. В 1955 году актёр сыграл в картине «Земля и Люди». Эта роль досталась Алейникову после пяти лет отсутствия предложений. Пётр Алейников оказался за пределами кинематографа, поэтому, чтобы содержать семью, ездил со столичным театром по стране.

Режиссёры не учитывали, что актер давно вырос из приросшего образа. У него были способности, он мог сняться в серьезной роли, но его не приглашали. Зрители воспринимали Алейникова как комедийного актера. Это отразилось на фильме «Глинка», где Пётр играл Пушкина. Как только актер появлялся на экране, зрители хохотали. Несмотря на это, Алейников считал, что роль Пушкина – лучшая в его карьере.

В картине «Утоление жажды» Пётр снимался с серьёзно подорванным здоровьем, в этих съемках также приняли участие его дети. За эту роль в 1968 году, посмертно, Петру Алейникову присудили диплом 1 степени на Всесоюзном кинофестивале.
В студенчестве Пётр влюбился в однокурсницу Макарову, но не признавался ей в чувствах. Позже юноша узнал, что Герасимов оказывает ей внимание. Актера расстроила эта ситуация, он запил и вскоре ушёл из группы Герасимова.

После Алейников женился на Валентине Лебедевой, которая работала монтажницей на киностудии «Ленфильм». Там же и произошло знакомство пары. После того как в 1938 году родился сын Тарас, Валентина посвятила себя домашнему хозяйству. В 1943 году, когда семья находилась в эвакуации, у пары родилась дочь. В будущем сын стал кинооператором, а дочка Арина пошла по стопам отца и стала актрисой. Арина Алейникова запомнилась зрителям как пионервожатая Валентина из легендарной комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Кроме того, на ее счету множество второстепенных, но ярких ролей.

Общее состояние здоровья Петра Алейникова было плохим: он сильно болел. Актеру удалили лёгкое, из-за чего он часто задыхался, а также сделали операцию на ногах. Злоупотребление алкоголем и проблемы со здоровьем стали причиной смерти Алейникова. Актер скончался 9 июня 1965 года в Москве, в возрасте 50 лет, не дожив месяц до дня рождения.

Борис Андреев, друг актера, узнав о намерениях власти похоронить Алейникова на Ваганьковском кладбище, добился, чтобы Петру отдали место на Новодевичьем кладбище, которое было оформлено на Андреева. Друг Петра сделал это, потому что в последние годы жизни Алейников признался, что хочет быть погребенным на Новодевичьем кладбище.

Алейников сыграл в следующих кинофильмах:
1937 – «За Советскую Родину»
1938 – «Комсомольск»
1939 – «Истребители»
1939 – «Трактористы»
1939 – «Большая жизнь»
1940 – «Шуми, городок»
1940 – «Пятый океан»
1942 – «Александр Пархоменко»
1942 – «Непобедимые»
1943 – «Во имя Родины»
1944 – «Большая земля»
1944 – «Небо Москвы»
1948 – «Золотой рог»
1955 – «Земля и люди»
1956 – «Поэт красный солдат Стёпа»
1959 – «Отчий дом»
1965 – «Они не пройдут»


Рецензии