Запись девяносто вторая. Хандрит моя душа...

18.02.05 На "Автографе" встреча с доктором филологических наук Сухановым Вячеславом Алексеевичем,  профессором кафедры истории русской  литературы ХХ века ТГУ. Занимается русской классикой, литературой второй половины ХХ века, новейшей русской литературой.

Ну очччень сильное впечатление произвёл!
 
Попробовал нас на «зубок»: с первых фраз пошли слова – «имманентная», «экзистенциональное» и прочее. Но мы были молодцы, все выдержали, разговор получился интересный.
Активны были Галина Ивановна, Ира Неклюдова, я тоже вякала…
Люда Костюченко все пыталась повернуть разговор на начинающих (то есть «молодых») пожилых поэтов.

Пришла и недолго сидела Оксана Чайковская и вот, что сказала: «Еще до того, как газеты стали коммерческими, они позакрывали свои литературные страницы по одной причине: много пожилых людей несло в редакцию стихи – совершенно беспомощные. Исходили из того, что «если я – хороший человек и сочинил стихи, то они тоже хорошие и их надо обнародовать». Наплыв этих «авторов» был так силен, что пришлось ликвидировать "литературные страницы" и их отсутствием отбиваться от этой публики. Вот как!
 
Суханов было сначала заговорил о терпимости, но под натиском несогласных вынужденно признал: для пользы общества от таких авторов нужно дистанцироваться хотя бы из-за экономии времени.
Рассказал о современной ситуации в прозе и поэзии. Томских авторов наотрез отказался комментировать, кроме,  Макшеева - того любит и какой-то у них есть совместный проект. Мы, «Томский Автограф» и Суханов, кажется друг другу понравились.

4.03.04 Дали вечер Наташе Чернышёвой - наше "основательнице".
Я Наталью люблю за ее совершенную бескомпромиссность. Она может смолчать, если что-то ее не устраивает, но если заговорила, то передает свои ощущения, свой взгляд, а не тот, который ждут, и форма изложения у неё - своя. Она выплескивает людям все в том свете, в каком видит. Она субъективна, она может быть несправедлива, но она честна.
Ее высказывания о Казанцеве, о чиновниках "при культуре", о некоторых наших местных литераторах, кого она почему-то не любит, – они грешат предвзятостью, однобокостью…
Они не грешат одним – сервильностью, её речь идёт из сердца и выплескивается не за углом, не в ухо с оглядкой, а на люди. «Я так это вижу, поэтому и так говорю!»
И ее стихи – такие же, они – из сердца, они полны иронии, боли или удовольствия, но это не благоглупости Небараковской или Галины Сергеевны, которыми те щеголяют.
 
Двое недавно к нам влившихся мужчин все время ее перебивали – «давайте стихи», а на экране монитора от видеплейера шли картины нашего первого вечера «Автографа» в ноябре 1999 г., следом – фрагмент творческого вечера Макса Батурина, потом какой-то вязальный конкурс, где в стайке малышей по сцене расхаживала маленькая Наташина Гуля, потом арабский танец в исполнении Наташи, потом индийский танец повзрослевшей Гули, потом – кусочек видеозаписи бракосочетания Наташи, потом сцена из самодеятельного спектакля «Гроза», где Наташа играет сумасшедшую барыню.

Одним словом – действительно – видеоотчет о последних пяти годах Наташиной жизни. И очевидно вот что: у Наташи масса дарований и талантов, а она – никто по жизни, полубезработная, живет на пособия и пенсию. Понятно, что со своим характером она мало, где может задержаться.

Потом Наташа прочитала несколько фрагментов из «Каменного моста», чтобы показать, чему она отдает предпочтение.

Читались и ее стихи, но мало. Галина Ивановна тоже все время просила – «Стихи читайте!» А Наташа отвечала: «Мои стихи можно взять в библиотеке, а я сегодня хотела через мою жизнь показать – из какого сора они растут». «Это самореклама!» - вдруг подал голос Альберт Францевич. Другой голос: «Мы сюда приходим учиться, а вы нам о себе рассказываете, нам это не интересно!»
И опять Наташа отбивается: «Учиться – это к Климычеву. Там все читают по кругу 2-3 стиха. Если что-то стоящее, то у Бориса Николаевича зажигаются глазки. Вот по этим глазкам можно уловить – что ты прочитал. И еще учиться надо идти к Доманскому. А здесь дают два часа – высказывайся, читай стихи, рассказывай о себе. Но на следующий вечер дай высказаться другому. А то у нас зачастую – человек и свои два часа проговорит, и в следующие вечера норовит все о себе, да о себе, любимом. Я настаиваю – дали вечер, выкладывайся – стихи, песни, биография. Но только на своём вечере. В следующий вечер – только высказываешься о герое этого вечера».
В общем-то, верно.

Признаться, меня тоже утомили кадры, где Наташина дочка - то маленькая, то большая – это было затянуто. Но остальное смотрелось с интересом. Особенно, Наташина сбивчивая взволнованная речь, стихи, что она читала…

Я наслаждалась: человек раскрывался в своей разноплоскостности – мать, жена, поэтесса, женщина, человек определенной человеческой среды, увлеченный танцами, с артистическим дарованием. Причем человек умный, со сложившимися взглядами и установками, с хорошей культурной основой…

Но осталось впечатление, что Наташа с нами расставалась. То есть - этот всплеск искренности о себе навряд ли повторится.

***
Лишь пару месяцев в году
Я в Бога верую и жду,
Когда  пройдет столь нелюбезный
Период этот бесполезный.
Когда стихов я не пишу,
Я будто вовсе не дышу,
А так, потдыхиваю только,
Чтоб на ногах держаться. Столько
Ненужных серых дней порой
Проходят мутной чередой -
Пока хандрит моя душа -
Идут уныло, не спеша…
Вот тут и вера подступает:
Он знает все и понимает,
А я Им - коль начистоту -
Лишь заполняю пустоту
На месте  мыслей, рифм и слов,
На месте  будущих стихов.

2009 г.


Рецензии