Запись девяносто вторая. Хандрит моя душа...
Ну очччень сильное впечатление произвёл!
Попробовал нас на «зубок»: с первых фраз пошли слова – «имманентная», «экзистенциональное» и прочее. Но мы были молодцы, все выдержали, разговор получился интересный.
Активны были Галина Ивановна, Ира Неклюдова, я тоже вякала…
Люда Костюченко все пыталась повернуть разговор на начинающих (то есть «молодых») пожилых поэтов.
Пришла и недолго сидела Оксана Чайковская и вот, что сказала: «Еще до того, как газеты стали коммерческими, они позакрывали свои литературные страницы по одной причине: много пожилых людей несло в редакцию стихи – совершенно беспомощные. Исходили из того, что «если я – хороший человек и сочинил стихи, то они тоже хорошие и их надо обнародовать». Наплыв этих «авторов» был так силен, что пришлось ликвидировать "литературные страницы" и их отсутствием отбиваться от этой публики. Вот как!
Суханов было сначала заговорил о терпимости, но под натиском несогласных вынужденно признал: для пользы общества от таких авторов нужно дистанцироваться хотя бы из-за экономии времени.
Рассказал о современной ситуации в прозе и поэзии. Томских авторов наотрез отказался комментировать, кроме, Макшеева - того любит и какой-то у них есть совместный проект. Мы, «Томский Автограф» и Суханов, кажется друг другу понравились.
4.03.04 Дали вечер Наташе Чернышёвой - наше "основательнице".
Я Наталью люблю за ее совершенную бескомпромиссность. Она может смолчать, если что-то ее не устраивает, но если заговорила, то передает свои ощущения, свой взгляд, а не тот, который ждут, и форма изложения у неё - своя. Она выплескивает людям все в том свете, в каком видит. Она субъективна, она может быть несправедлива, но она честна.
Ее высказывания о Казанцеве, о чиновниках "при культуре", о некоторых наших местных литераторах, кого она почему-то не любит, – они грешат предвзятостью, однобокостью…
Они не грешат одним – сервильностью, её речь идёт из сердца и выплескивается не за углом, не в ухо с оглядкой, а на люди. «Я так это вижу, поэтому и так говорю!»
И ее стихи – такие же, они – из сердца, они полны иронии, боли или удовольствия, но это не благоглупости Небараковской или Галины Сергеевны, которыми те щеголяют.
Двое недавно к нам влившихся мужчин все время ее перебивали – «давайте стихи», а на экране монитора от видеплейера шли картины нашего первого вечера «Автографа» в ноябре 1999 г., следом – фрагмент творческого вечера Макса Батурина, потом какой-то вязальный конкурс, где в стайке малышей по сцене расхаживала маленькая Наташина Гуля, потом арабский танец в исполнении Наташи, потом индийский танец повзрослевшей Гули, потом – кусочек видеозаписи бракосочетания Наташи, потом сцена из самодеятельного спектакля «Гроза», где Наташа играет сумасшедшую барыню.
Одним словом – действительно – видеоотчет о последних пяти годах Наташиной жизни. И очевидно вот что: у Наташи масса дарований и талантов, а она – никто по жизни, полубезработная, живет на пособия и пенсию. Понятно, что со своим характером она мало, где может задержаться.
Потом Наташа прочитала несколько фрагментов из «Каменного моста», чтобы показать, чему она отдает предпочтение.
Читались и ее стихи, но мало. Галина Ивановна тоже все время просила – «Стихи читайте!» А Наташа отвечала: «Мои стихи можно взять в библиотеке, а я сегодня хотела через мою жизнь показать – из какого сора они растут». «Это самореклама!» - вдруг подал голос Альберт Францевич. Другой голос: «Мы сюда приходим учиться, а вы нам о себе рассказываете, нам это не интересно!»
И опять Наташа отбивается: «Учиться – это к Климычеву. Там все читают по кругу 2-3 стиха. Если что-то стоящее, то у Бориса Николаевича зажигаются глазки. Вот по этим глазкам можно уловить – что ты прочитал. И еще учиться надо идти к Доманскому. А здесь дают два часа – высказывайся, читай стихи, рассказывай о себе. Но на следующий вечер дай высказаться другому. А то у нас зачастую – человек и свои два часа проговорит, и в следующие вечера норовит все о себе, да о себе, любимом. Я настаиваю – дали вечер, выкладывайся – стихи, песни, биография. Но только на своём вечере. В следующий вечер – только высказываешься о герое этого вечера».
В общем-то, верно.
Признаться, меня тоже утомили кадры, где Наташина дочка - то маленькая, то большая – это было затянуто. Но остальное смотрелось с интересом. Особенно, Наташина сбивчивая взволнованная речь, стихи, что она читала…
Я наслаждалась: человек раскрывался в своей разноплоскостности – мать, жена, поэтесса, женщина, человек определенной человеческой среды, увлеченный танцами, с артистическим дарованием. Причем человек умный, со сложившимися взглядами и установками, с хорошей культурной основой…
Но осталось впечатление, что Наташа с нами расставалась. То есть - этот всплеск искренности о себе навряд ли повторится.
***
Лишь пару месяцев в году
Я в Бога верую и жду,
Когда пройдет столь нелюбезный
Период этот бесполезный.
Когда стихов я не пишу,
Я будто вовсе не дышу,
А так, потдыхиваю только,
Чтоб на ногах держаться. Столько
Ненужных серых дней порой
Проходят мутной чередой -
Пока хандрит моя душа -
Идут уныло, не спеша…
Вот тут и вера подступает:
Он знает все и понимает,
А я Им - коль начистоту -
Лишь заполняю пустоту
На месте мыслей, рифм и слов,
На месте будущих стихов.
2009 г.
Свидетельство о публикации №220060400538