Внутренний делимитат. Глава 1

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ВНУТРЕННИЙ ДЕЛИМИТАТ».

                Богу


Глава 1.

В своей книге «О человеке» я обрисовал существование, действие и обладание духа в сознании. Дух – формообразующая сила души, воспринимаемая от отца, создаёт знания, которые слагаются в систему сознания. Знания суть обозначенные образы, воспринимаемые из чувств, остающиеся в памяти, которая является душевным свойством. Обозначение образов происходит либо нравственно (первично), либо ассоциативно, либо системно, при включении их в подсистему сознания. Духовный знак совокупляется с душевным образом, их движение и соединение осуществляется духом действием ума. Информация, содержащая уже обозначенные или переобозначенные образы, тем не менее воспринимается также духом и умом, неминуемо обозначаясь и входя в систему сознания. Ум – это собственно сила духа, их можно сравнить с рекой, состоящей из воды. Если дух – это электричество, то ум – это его ток, а душа -  воспринимающее устройство. Сравнение, конечно, приблизительное, но весьма наглядное. Ум и сознание базируются в  мозгу, дух через дыхание распространяются по телу. До формирования мозга у зародыша дух действует в душе и теле, содержа в себе программу развития и формирования, будучи воспринят от отца.
Что представляет из себя знак, превращающий образ или, допустим, информацию, в знание данного сознания? В любом случае это нравственная оценка (плохое – хорошее, важное – неважное, интересное – неинтересное). Все эти примеры можно обобщить оппозицией «ценное – неценное». Сказанное подтверждает то, что любое знание, во-первых, нравственно, во- вторых, культурно, то, что нравственность основывает культуру. Об этом я  писал в книге «О человеке», в работе «Слово о духе».
Колоссальную проблему представляет внушенное знание внушающего, знание, воспринятое душевно, но не духовно, превращающееся в информацию, в лёгком случае безтолковую, в тяжёлых тяготящую, тупящую, часто даже вредную. Колоссальную проблему для живых существ, для человека составляет так называемое «принятие на веру» непонятного, массивного, многословного, даже таинственного, также и информативно-вторичного. Вера как воспринимающее свойство души в идеале должна всегда быть неразрывно связана с духом и умом, оперирующим разумом – опытом познавания и сознавания. Иначе, во многих случаях, сознание засоряется и в немощи своей порабощается чужой силе или суете, силе, господствующей над суетой и суете, служащей силе. И это – зло, противоречащее естественному предназначению, существованию подобию образа Божиего в человеке или образа Божиего в духе, которые имеют главное свойство -  разумно-творческое начало.
Конечно, принятие на веру соответствует всесистемному нравственному положительному отношению, знаку, подобному визе  в паспорте. Так, к сожалению, происходит часто и в Церкви. Однажды уверовав, убедившись (!), человек часто недоосмысленно, некритически принимает церковное учение, как оказалось, полное ересей и глупостей (смотри мою книгу «То, что нужно знать»). Конечно, принцип разумной веры не вполне доступен людям глупым, но он должен стать непременным ориентиром в религии, чего Церковь никогда не отрицала.
Что представляют из себя знаки, духовно снабжающие образы или информационные целостности и делающие их целостностями знания данного сознания? Прежде всего  -  это духовно- чувственные ассоциации либо в оперативной, либо в дальней памяти, в подсознании. Часто – это слова, словосочетания, часто тексты, текстовые сознательные структуры (смотри мою книгу «Транстекст: теория и реальность»). В любом случае, обозначенные образы восприятия входят в систему сознания.
Интересна ситуация диалога: информация быстро воспринимается нравственно, чувственно, образно вызывая умозаключения и утверждения ответа.
Тут нужно перейти к следующему, к картине действий духа и ума в функционировании сознания. Понятно, что дух наводит параметры, в которых ум ассоциирует, соединяет, разъединяет, разграничивает и объединяет, формирует новые знания. Этот процесс называется мышлением. Мысль – это действие ума в приложении к знаниям.
Очевидно, что главными достоинствами этого процесса являются подвижность, открытость, пластичность и в то же время принципиальность, аксиоматичность знаний в отношении действий, желательно, сильного, ума.
Сказанного достаточно для того, чтобы сделать вывод: наука словесности должна найти яркое, актуальное, принципиальное соприкосновение и соединение с гносеологией в освещении и изучении сознания мыслящих существ.


Рецензии