Кукольная жизнь Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

                КУКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
                ЭССЕ

     С годами мне все больше кажется что все мы жили в былом СССР какой-то нереальной и выдуманной КУКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ на дощатых и шатких подмостках огромного (не по размерам села) деревенского театра-клуба которым и была на самом деле вся некогда развалившаяся в одночасье, бездарно, беспомощно и «с грохотом» на весь мир,  Советская держава.
        И кажется что кругом тогда были посреди обычного советского  запустения - одни декорации.
           Помнится я возвращался в те советские годы однажды с летнего отдыха на берегу Черного моря в обычном поезде «Адлер - Ленинград». И вот уже на второй день пути когда мы были в средней   полосе России начались вокруг железнодорожного полотна огромные пустые пространства - леса, леса леса.. Полей почти и не было среди этих лесов.
            Поселки тоже стали редкими. Редкими стали и рядовые станции и полустанки, которые наш поезд, давая гудок, проезжал не останавливаясь.             
            Скучно стало смотреть в окно поезда - сплошная стена леса… И больше ничего.
            Но вдруг - торжествующая надпись, огромная и выведенная конечно яркими красными буквами, прямо вдоль стены глухого леса у железнодорожного полотна «ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОМУНИЗМА!»…   
             И снова лес, лес, лес… И ни души кругом.
           Но вдруг опять -  «СЛАВА КПСС!»… Посреди леса.
            И таких надписей-лозунгов было проставлено вдоль «стратегической» советской железной дороги довольно много.
              Они смешили конечно - эти лозунги среди леса…  Но ведь и отражали декоративную выдуманную реальность всей тогдашней жизни.
                Все было тогда выдумано и нереально - счастье советского человека, его идеалы и верования… Да и все остальное что окружало тогдашнюю жизнь советских людей и наполняло ее призрачным смыслом.
               Теперь принято - особенно в простой « народной среде»  принято - хвалить былые советские времена и вспоминать о них с ностальгией…
                Мол не было богатых и бедных, люди честно трудились и все было «по честному»…
                Но приезжая в Великий Новгород (это три часа пути на автомобиле или на поезде от Ленинграда-Петербурга) я не встречал в магазинах мяса и масла - только кости и дешевый маргарин…    
                А во время археологических экспедиций в новгородчине и на псковщине порой и хлеба нельзя было купить в местных сельских магазинах…
                Нет конечно не голод был там лютый - просто хлебом местные жители кормили свою живность… кур, свиней и прочих «братьев меньших» которых употребляли в пищу.  И хлеб и булку потому расхватывали с раннего утра, беря по тридцать буханок «на брата».
                Экономика развитого социализма.
                А какие удивительные предметы я тогда изучал на историческом факультете Ленинградского Университета - «Диалектический материализм», «Научный коммунизм»… И многое в том же духе.
                О чем это все? - Сейчас трудно и вспомнить.  Но ясно что все это было вымыслом и «театральной» нелепостью, не имеющей никакого отношения к реальности.
                Помню когда СССР в одночасье развалился, уже в 1993 году кажется, из недр философского факультета Ленинградского Университета (вновь лихо превратившегося тогда в Санкт-Петербургский Университет) вышел философский сборник - о нашем славном городе, о нашей в нем жизни…
                Это было уже что называется «вольное философствование», былой марксизм-ленинизм тогда как ветром сдуло за полгода…
                Так в причудливом сборнике этом чего только не было!
                Кто-то писал в нем  о роли «песка и воды» в судьбе Ленинграда-Петербурга, кто-то писал о «священном» смысле пустых пространств в нашем городе…
                Материалисты соседствовали с идеалистами, верующие в Бога  с неверующими… Все перепуталось и каждый автор рассуждал «от печки»…
                Как будто собрались в одной и той же тесной комнате все древнегреческие философы и их последователи, от Демокрита до Платона… И вот каждый из них твердит и твердит свое, не обращая никакого внимания на тех, кто что-то доказывает и утверждает рядом с ним…
                Статьи в этом сборнике были и глупые, и не очень глупые, даже порой весьма интересные по неожиданности идей и философских наблюдений….
                Но мне тогда невольно подумалось вот что  - а чем их авторы занимались годами при советской власти? Кукарекали дружно что-то про марксистко-ленинскую философию? Про роль Ленина в развитии философии вещали, которой на самом деле и не было?
                И что они думали эти авторы-философы, эти «доценты с кандидатами» в советское время на самом деле?     Может думали что хорошо принести домой всю зарплату, умеренно закусить и выпить, поиграть с детьми и  мирно лечь спать… И забыть про марксизма-ленинизм и все остальное хотя бы во сне.
                Наверное так и было на самом деле.
                А потом, неожиданная новая эпоха, когда полная «отмена идеологии» не только позволила, но и заставила думать «по настоящему», они на какое-то время философски задумались и заговорили о жизни всерьез, чтобы потом уже через несколько быстротечных лет от безденежья разбежаться по бизнес-проектам «кто - куда» или пытаться «словить» западные гранты, выслуживаясь перед теми у кого есть вожделенные доллары и кто служит нашим «заокеанских друзьям.»
                Новая эпоха 1990-х оказалось хищной, безжалостной и бессовестной. Этого теперь уже никто всерьез отрицать  не станет.
                Немыслимые состояния олигархов были сделаны «из воздуха», немыслимое количество денег было вывезено из России на Запад.
                Зла эта «эпоха свободы» принесла немало. И возглавлял ее «пьяный человек на троне», что теперь никто и не скрывает.
                Грустно было смотреть как это человек, Президент Великой страны, не может связать двух слов на встрече с китайскими лидерами, как он бросается обнимать православных патриархов на праздновании начала Второго Тысячелетия от Рождества Христова…   
                Ну наконец этого пьяного и беспомощного уже человека убрали. И - начались двадцать лет нового правления, которому похоже не будет и конца…  Или по крайней мере мы до  конца это правления уже не доживем.  Получается что именно так скорее всего и выйдет.
                Кто приходит к власти в России - от нее уже не уходит. Он как медведь попавший в пчелиный улей… Пока мед не кончится - не уйдет.
И готов и умереть «на своем медвежьем посту».
                Однако нынешняя жизнь российская при всех своих изъянах имеет больше черт подлинной реальности чем жизнь советская - неизмеримо больше!
                Забавно только что так называемые «реформаторы» советской жизни в 1990-е годы, начиная с Гайдара и Чубайса, представляли себе экономику и всю жизнь общества только по американскому образцу…
                А ведь учились они при советской власти… Это как официально петь в хоре опостылевшие народные песни а тайно по ночам включать на пластинке американский джаз и наслаждаться…
                Поразительно, что своих идей об экономике и жизни в России ни у Гайдара ни у Чубайса и их «сподвижников» и не было - их головы только «копировали» представления, существовавшие на Западе более пятидесяти или ста лет назад.
                Причем, все таки такое «копирование» происходило не бескорыстно - ясно было что реформаторы дают возможность немыслимо разбогатеть близким им по судьбе, по службе  и по духу людям и плюют на простых на людей, на народ и на все российское общество как таковое.
                Но ведь эти люди появились и «выплыли наверх» к власти при самом советском режиме! Какой же режим этот был кукольный и несерьезный!
                Он мог терзать простых людей. Но он позволять ничтожествах «подняться наверх», до самых вершин власти.
                И так деревянные куклы стали руководить Государством. И доруководились… Дефолт в 1998-ом году.
                Почти в три раза дорожает в России все на свете. Вранье с экранов телевизоров что мол все «под контролем»…
                И с тех пор едва  ли многое изменилось. И едва ли пришло в Россию благополучие.
                А ведь все  действительно очень устали от нынешней  власти. Очень устали!
                Двадцать лет сплошной демагогии - это слишком много.
                Никаких шагов чтобы реально улучшить положение простых людей в России не делается. Экономика наша давно не развивается.
                Экономическая стагнация длится уже много долгих лет.
                Конечно правильно что присоединили Крым к России. Украинским Крым никогда и не был.
                В Крыму говорили на русском языке и считали себя русскими всегда - подавляющее большинство населения.
                Крым присоединил к России Потемкин при Екатерине Великой. Украина к этому присоединению Крыма к России собственно говоря никакого отношения не имела.
                Все это так.
                Но этого присоединения Крыма естественно мало чтобы наша огромная страна жила и развивалась - чтобы Россия преодолела коммунистический большевистский морок.  Хотя прекрасно конечно что Россия вновь стала Россией, а не коммунистической Персией, какой ее сделал Иосиф Сталин.
                Мы кстати недооцениваем не только роль личности в истории, но и значение происхождения  исторической личности (социального и национального) в том что эта историческая личность творит,
получив неограниченную власть.    
                Сталин вел себя как владыка древнего Востока, получив неограниченную власть. И конечно сказались в э том его национальные корни и традиции - слишком близко была Грузия долгие века от стран Востока, слишком хорошо усвоила вольно или невольно традиции восточного деспотизма…
            И в личности Сталина все это выплыло на свет и  материализовалось.
           Точно так же например и с большевистской установкой - физически уничтожить всех Романовых.
             Эта цель большевистского режима -  физическое уничтожение всех Романовых - была сформулирована не сразу.
       Но под давлением стихийных и глубоко личных
и национальных одновременно на самом деле по своим истокам эмоций руководителей большевиков эта цель в конце концов обрела испепеляющую власть и силу.
        Причем рационального в  установке  большевиков - уничтожить всех Романовых - не было ровным счетом ничего.   
          Она была  фактически взята ими их сказаний Библии где было очень важно испепелить какое-то условное «семя Иакова» чтобы захватить его царство, подчинить его и обладать им как своим собственным.
         Уже в раннем детстве будущие лидеры большевизма (инородцы по происхождению конечно же) слышали на проповеди и читали в «священных книгах» своих родителей что мол надо непременно извести «семя Иакова» чтобы царством его завладеть…
             И повторили это в своих деяниях когда пришли к власти в России.            Что какому-нибудь Якову Свердлову была и царская семья и все великие князья и княгини приказы об уничтожении которых он отдавал -  библейское «семя Иакова» о котором он слышал от своих наставников в Синагоге  с детства.
          Реально претендовал на власть в России никто из династии Романовых после событий 1017-го года уже не мог да и не желал.
            Верховным Правителем России мог стать адмирал Колчак, мог на какое-то время стать у власти в России генерал Деникин… Но уж никак ни кто было ни было из Романовых после 1017-года.
               Это было ясно всем трезвомыслящим людям в мире. А лидеры большевизма - отнюдь  не дети…
             Так зачем было всех Романовых по крови с такой неслыханной жестокостью и упорством уничтожать? - Зов предков… Представления усвоенные инородцами и лидерами большевизма уже в самом детстве при чтении Библии и Талмуда… «Семя Иакова» должно быть уничтожено…чтобы завладеть «Царством Иакова».
             Теперь наше «царство Иакова или  Владимира» хотя и «не сгинело» окончательно но переживает не лучшие времена - переживает вторую «эпоху застоя» знакомую людям старшего поколения по поздним годам правления Леонида Брежнева… 
               Те же «бурные и продолжительные аплодисменты» что бы Путин - Брежнев не сказал в эфире или на любом «всенародном заседании», те же речи во славу «Генерального секретаря» или «Вождя нации»…
               Как все похоже…
               Если вспомнить как вел себя «глупый царь» Николай 11, то вел он себя управляя Россией не просто бездарно, но преступно бездарно…
               И довел свою страну до Революции, в итоге которой и погиб…
              Но в советское время Президент Горбачев развалил СССР и до сих пор гордится этим и гордится собой, красуется у декоративных развалин Берлинской стены - освободитель Европы …
             Теперь стало необыкновенно просто принимать бездарные и нелепые  исторические решения, проводить бездарную и дикую антинародную политику.
              Никакого наказания за это никому не будет.
               Потому что главное ныне - служить тем у кого в жадных лапах денежный мешок награбленного, приносящий вожделенную вседозволенность и счастье.
               
            
    СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   




       
               


               
       


Рецензии