Как генералы США разгромили Бонусную Армию

Когда несколько дней назад президент США Дональд Трамп заявил, что направит вооруженные силы в американские города, чтобы прекратить разбой и анархию протестующих в связи с убийством афроамериканца Джорджа Флойда (George Floyd), многие комментаторы задавали вопрос: А можно ли посылать армию США против собственных граждан?

Ответ: Да, можно!

Одним из примеров использования армии США против своих граждан является расправа с «Бонусной армией» - голодными ветеранами Первой Мировой Войны - летом 1932 года, когда войска под командованием будущих прославленных генералов Макартура, Эйзенхауэра и Паттона сожгли халупы свох бывших товарищей по оружию. Причем, среди пострадавших оказался ординарец Паттона, который в 1918 году в ходе боев в Европе спас Паттону жизнь (см. ниже).

После Первой Мировой Войны, когда страна процветала, Конгресс в 1924 году принял закон (в обход вето, наложенного тогда президентом Кулиджем (Calvin Coolidge), по которому ветеранам войны выплачивался бонус в размере $1.25 за каждый день службы на войне в Европе, максимум $625, и $1.00 за службу дома, максимум $500. Предполагалось, что ваучеры – основная сумма плюс проценты- оплатят через 20 лет, в 1945 году.

Однако, в 1929 году разразилась Великая Депрессия и многие ветераны оказались без средств к существованию.  Бездомные, они поселялись в самодельных лачугах из лома, железа, картона, соломы - все, что они могли найти. Поселения из таких лачуг назывались «Гувервили», по имени тогдашнего президента США Герберта Гувера (Herbert Hoover).

Оказавшись в таком плачевном состоянии, ветераны решили обратиться к правительству с требованием выплатить бонусы немедленно. Так организовался марш на Вашингтон, кторый возглавил Уолтер Уотерс (Walter Waters), бывший сержант. Согласно оценкам, в марше, названном «Бонусная Армия», участвовало около 43 000 человек.
 
Самый большой лагерь, в котором находилось 10 000 ветеранов, назывался «Анакостийские квартиры». Он был расположен на заболоченной территории у реки Анакостия через мост от Капитолийского холма. Этот лагерь стал самым большим «Гувервилем» в стране. В дополнение к основному лагерю в Анакостии, в разных местах, расположенных в северо-восточном квадранте города, появилось ещё 26 небольших форпостов. Вскоре в лагерях в районе Вашингтона собралось более 20 000 ветеранов, а также их семьи.

Уотерс, главнокомандующий Бонусной Армией, требовал военной дисциплины. За порядком следила своя полиция, ежедневно проводилась церемония поднятия флага с сигнальной побудкой горном. «Анакостийские квартиры» имели свою собственную библиотеку, почту и парикмахерские. Они даже выпускали свою собственную газету, BEF News, были парады и развлечения.

Однако, далеко не всем в Вашингтоне нравилось соседство голодных изможденных ветеранов, многие из которых были инвалиды.

Дж. Эдгар Гувер (J. Edgar Hoover), директор Бюро расследований (позднее ставшего ФБР), опасался коммунистического влияния на Бонусную Армию, и слухи о «коммунистических революционерах» поползли по кабинетам. Пресс-секретарь президента Герберта Гувера объявил: «Участники марша быстро превратились из ищущих бонусов в коммунистов или бомжей». Генеральный прокурор назвал «Бонусную Армию» «самой большой группой преступников, которые когда-либо собирались в городе за один раз». По-прежнему распространялись слухи о «красной заразе», и в столице страны нарастала напряженность.

15 июня 1932 года Палата Представителей приняла законопроект, дающий бонусы ветеранам. Дело было за Сенатом. 17 июня 1932 года наступил самый напряженный день в столице со времен войны, когда Сенат приступил к рассмотрению билла. 10 000 участников акции ожидали результатов за стенами Капитолия. Еще 10 000 человек оказались в Анакостии, потому что власти подняли мост через реку, опасаясь волнений. Наконец, Уолтер Уотерс появился с объявлением: «Сенат отверг законопроект 62 голосами против 18». Конгресс поспешно покинул город на летние каникулы. Президент Герберт Гувер тоже поспешил уйти в отпуск.

Власти ожидали, что Бонусная Армия разойдется по домам, но большинство ветеранов были либо бездомны, либо не имели средств добраться до своего жилья. Эти люди оставались в своих лагерях в течение знойного лета и ждали возвращения Конгресса, чтобы начать процесс подачи петиций снова и снова. В последующие дни около 15 000 ветеранов отправились домой, но более 20 000 человек остались и требовали своих выплат. Уотерс заявил, что он и другие намереваются «остаться здесь до 1945 года, если необходимо, чтобы получить свой бонус».

Но и власти тоже не дремали. В течение двух месяцев шла закулисная операция под руководством начальника штаба армии генерала Дугласа Макартура (MacArthur), который ожидал насилия (а может надеялся), поэтому он тайно готовил свои войска к борьбе с беспорядками. Его главный помощник - майор Дуайт Д. Эйзенхауэр, будущий президент США.

Протестующие ветераны были разбросаны по всему городу, но среди них выделялись два больших лагеря: группа, осевшая в центре Вашингтона вокруг зданий, предназначенных для сноса к востоку от Капитолия на Пенсильванской авеню, и более крупный лагерь в лачугах за рекой Анакостия. Президент Герберт Гувер рассматривал лагерь на Пенсильванской авеню как бельмо в глазу, и он намеревался выселить протестующих из центра города под предлогом, чтобы освободить место для нового строительства в центре Вашингтона, а протестующие, якобы, намеренно этому мешали.

28 июля 1932 года президент США Герберт Гувер приказал шефу вашингтонской полиции – Глассфорду (DC Chief of Police Pelham D. Glassford) изгнать ветеранов. Глассфорд, который до этого много сделал для обеспечения безопасности ветеранов и оказывал поддержку Бонусной Армии, прибыл со 100 полицейскими и приложил все усилия, чтобы мирно выселить жителей лагерей. Ветераны, завидев Глассфорда, представляющего теперь другую сторону, решили, что он их предал. Кто-то бросил камни, кто-то сорвал значок шефа полиции - и последовал хаос. Раздались выстрелы: один ветеран лежал мертвым, а другой смертельно ранен. Несколько полицейских тоже получили ранения.

Ситуация вышла из-под контроля и для подавления беспорядков президент Герберт Гувер затребовал помощь армии.

У Макартура появилась возможность продемонстрировать "боеготовность" вверенных ему войск. В 16:30, когда тысячи государственных служащих ушли с работы, около 200 конных всадников во главе с майором Паттоном, сабли наголо c развевающимися вымпелами, поскакали из казарм. За ними последовали пять танков и около 300 пехотинцев в шлемах и с примкнутыми штыками. Впервые в истории танки прокатились по улицам столицы США. Люди выстроились на улице, чтобы посмотреть удивительное зрелище.

Бонусная Армия, полагая, что войска шли в их честь, подбадривала войска - пока Паттон не приказал кавалерии атаковать их. Зрители начали кричать: «Позор! Позор!». После того, как кавалерия атаковала, пехотинцы начали бросать гранаты со слезоточивым газом в сторону ветеранов и зрителей.


Ветераны, задыхаясь от газа, в ужасе бежали через реку к Анакостии. Обеспокоенный тем, как отреагируют избиратели на такое обращение с заслуженными ветеранами войны, президент Герберт Гувер приказал прекратить штурм и запретил войскам пересекать мост к «Анакостийским квартирам». Генерал Дуглас Макартур, которого в будущем  президент США Гарри Трумэн отправил в отставку за отказ «уважать авторитет президента», в своем первом задокументированном акте неповиновения президенту США, решил проигнорировать приказ президента Герберт Гувера и продолжать атаку.

В 23 часа танки заблокировали доступ к мосту. Затем войска подняли подъездной мост 11-й улицы, после чего пехотинцы вошли в лагерь и пустили слезоточивый газ. По мере продвижения солдаты поджигали хижины и лачуги, используемые ветеранами как жилье. В результате разгорелся большой пожар. Свидетель тех событий, Джо ди Йосеф, работал фотографом в Вашингтоне: — «Небо было красным… Вы могли видеть пламя по всему Вашингтону».

Ни один из трех героев, «победивших» Бонусную Армию - Макартур, Эйзенхауэр и Паттон - не испытал никаких отрицательных последствий в карьере. Даже наоборот, майор Эйзенхауэр за участие в операции был награждён медалью. Это была единственная «военная» операция, в которой участвовал Эйзенхауэр до начала Второй Мировой Войны. Что касается Герберта Гувера, направив пехоту, кавалерию и даже танки против оборванных, голодных американских ветеранов и их семей - его карьера закончилась. Победа над Бонусной Армией для него оказалась Пирровой победой – он не был переизбран президентом США на второй срок. Прошло тридцать лет, прежде чем был избран другой президент-республиканец.

*  *  *

Ординарец Джорджа Паттона (George S. Patton, Jr) во время Первой Мировой Войны, Джо Анжело (Joe Angelo), был награжден «Крестом за Заслуги», за то, что во время битвы при Мез-Аргонне (Meuse-Argonne offensive) 26 сентября 1918 года вытащил раненного Паттона на себе под огнем врага. В 1919 году в одном из интервью Паттон назвал Джо Анжело самым смелым человеком в армии США.

Когда они встретились во аремя разгона Бонусной Армии, майор Паттон приказал сержанту-ординарцу: «Я не знаю этого человека. Забери его и ни при каких обстоятельствах не позволяй ему вернуться».


Рецензии
Спасибо Михаил за освещение малоизвестной страницы американской истории.Увы,в Америке изначально вся система была пронизана ложью и лицемерием,что видимо и приведёт к печальному концу.

Владимир Денисов 3   06.06.2020 05:11     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Владимир!

К сожалению, «Жить не по лжи!» не получается ни людям, ни странам.

Михаил Абрамов   06.06.2020 22:06   Заявить о нарушении
Читаю как раз сейчас книгу,относящуюся к этой теме М.Саркисянц"Россия и мессианизм".Веками люди думали,как бы жить по Правде,но почему-то никак не получалось.Не знаю,как с этим в Америке,тоже,возможно,задумывались над этим вопросом.

Владимир Денисов 3   07.06.2020 04:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.