Поколения

Поколения людей сменяются за столетие 5—6 раз. И у каждого — своя биография, сообразно со временем и историческими событиями. Моё поколение — поколение родившихся после Великой Отечественной войны в стране, восстанавливающей свой экономический потенциал из разрухи и потерь военного времени. Я проанализировала смену поколений, исходя из даты своего рождения (1952 год) и рождения моих родственников, и получилась интересная временно—биологическая цепочка, с чёткими разделительными границами, по времени их приблизительного рождения.
 1) Мои дедушки—бабушки (1900—1920г.г.)
 2)Мои родители и их братья—сёстры (1920 —1945)
 3)Мы, их дети (1945—1965)
 4)Наши дети  (1965—1995)
 5)Внуки (1995—2020)
 6)Правнуки (2015).

Из первого поколения я застала в живых только одну бабушку, мамину маму. Её муж, мой дед, был убит в бою под Ржевом в 1942 году, похоронен в братской могиле. Судьбам людей этого поколения на примере жизни бабушки не позавидуешь. Муж геройски погиб, защищая родину, на руках — семеро детей! Младшая родилась в 1942 году, муж так и не узнал о её рождении, а дочь никогда не видела отца. Бабушка рассказывала, что никакой помощи от государства она не получала, семья нищенствовала в небольшой деревне Могилёвской области Белоруссии. Фашисты сожгли дом и после войны односельчане помогли построить небольшую избенку, где и прошло детство моей мамы. Интересен факт, что государство ещё и требовало оплатить налоги на землю, ведь кормились в основном с огорода, да корову удалось сберечь в лесу во время оккупации. Она была уже старая, но молоко давала и спасла от голодной смерти. На ней мама, как старшая из детей, пахала огород, ездила в лес за дровами. Выжили!
Родители моего отца тоже умерли в этом жёгг 1942 году, тоже в оккупации в Белоруссии: мать от тифа, а отца жестоко избили полицаи за неподчинение немецким властям.
Не позавидуешь этому поколению!Из моих родственников все уже умерли. Они прожили жизнь при советской власти, Бога почитали и верили только в душе, не молились и в церковь не ходили. Пережили первую империалистическую войну, революцию, гражданскую войну, коллективизацию, сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, голод,и умерли бесправными и нищими. Но верили в светлое будущее!
 Мои родители были коммунисты, всю жизнь боролись «за равенство, братство и коммунистическое счастье» (из советской песни), а оно так и не наступило...
 Моё поколение тоже потихоньку уходит на небеса.А нынешний коронавирус этому очень способствует!
 Мы тоже выросли в Советском Союзе, радовались, что строим коммунизм, боготворили Ленина, боролись с религией. Я сама покрестилась в 38 лет вместе с братом, уговорила его.
 Моё поколение, тоже, в сущности советское, разделилось на два противоположных лагеря. Примерно 80 % вспоминают прошлое с сожалением, имея ввиду ту стабильность, определенность и относительное материальное благополучие, после войны жили гораздо беднее! О лучшей жизни не знали, «загнивающий» запад и Америку осуждали, СМИ активно внедряли коммунистическую идеологию и даже открывшаяся правда о сталинских репрессиях и преступлениях военного времени, о ничтожной значимости человеческой жизни (из песни:...раньше думай о Родине, а потом— о себе!) Коммунистический бюрократизм, взятки, двоедушие, блат, деревенская нищета, дефицит продуктов питания и промтоварных изделий были привычным и нормальным явлением. Процветало воровство в масштабах «с работы». Не считалось грехом и в народе не осуждалось это явление, с работы несли кто что мог: масло, кусок мяса, кулёк сахара, бумагу, обрезки ткани и т.п... надо же было компенсировать как—то низкую заработную плату.
 Я вовсе не состою ни в какой антисоветской коалиции, я просто пытаюсь оценить, совершенно субъективно, глазами «простого» человека, свою жизнь и жизнь моего поколения. Совершенно очевидно, что проработав всю жизнь (у меня в пенсионном удостоверением имеется отметка «Ветеран труда»), мы, пенсионеры, вынуждены работать, чтобы иметь возможность купить в магазине не набор костей для супа, а целую курицу... Так говорит моя подруга, которая с трудом устроилась на работу, пенсионеров берут, естественно, неохотно, по «блату», по прошлым заслугам на трудовом поприще. О полноценном отдыхе, путешествиях, санаториях и мечтать не приходится... Но бывшие советские довольны, что «лишь бы не было войны!»
 А о войне надо помнить и передавать эту память нашим будущим поколениям. Они должны знать ближайшее прошлое, оценивать его справедливо и строить свою жизнь, исходя из высоко духовных принципов милосердия, любви, добра и человечности.


Рецензии